Место силы клинских кривичей - гора Триглава

     Михаил Леонидович Томилин г. Клин

       В «Атласе Всероссийской империи» И. К. Кирилова. 1722-1737. Клинский уезд показан после административной реформы 1727 года.  При её составлении сделана надпись: «Новая карта Клинского уезду со всеми селениями: принадлежит к Московской губернии, изобилует сей уезд больше лесом нежели хлебом и состоит в шляхетских деревнях и часть монастырских. Сочинял сию карту геодезист Тихон Ладоженский в 1729 году, внёс в атлас Иван Кирилов. Грыдор в Москве Алексей Зубов 1733 года». На этой карте, почему – то не обозначена дорога на Дмитров из Клина. Отметим, что в семи километрах или в шести с половиной верстах северо - восточнее Клина на карте отмечена гора, единственная в уезде. На карте РККА 1940 года показана наибольшая точка горы, где показан топогеодезический знак - 212 метров.
      Но были высоты в Клинском уезде и больше, например сельцо Борис и Глеб самая высокая точка клинского уезда, находилось на высоте 258 метров, есть свидетельства, что из сельца Бориса и Глеба был виден пожар Москвы 1812 года. Гора на карте изображена с тремя вершинами.  Атлас И.К. Кирилова состоит из 34 карт, если обратить внимание на обозначение горы, то на разных картах их знаки отличаются, но «трехгорбой горы», или трехглавой горы кроме Клинского уезда ни на одной из карт не встречается. Видимо при составлении карты Клинского уезда об этой горе и о её почитании народом даже в начале XVIII века было известно составителям, поэтому внешний вид горы был точно отображен на карте.
      То, что гора была трехглавая можно увидеть на карте Шуберта 1860 года. А о её почитании в это время свидетельствуют дороги проходящие через неё и около неё, и связывающие десять населенных пунктов. То есть гора представляла собой место силы.
      Три главы горы сразу вызывают ассоциацию с Триглавом или Великим Триглавом почитаемом в среди славян до принятия христианства. Славянская Святая Троица представлена в виде Великого Триглава, представленного тремя богами. Великий Триглав не один, их несколько, вернее сказать боги входившие в него были разные, но представляющие три группы богов славянского пантеона.
     Отметим, что всех ближе к горе находилось село Ново Щапово. Из работы Д.А. Рубцова «Клинский уезд по документам XV – XVII веков» известно, что Опалево запустело до 1624 года, церковь возобновлена на пустоши Щапово Меньшое около 1685 года, как церковь Святой Троицы. Позже село Ново – Щапово. Троицкая церковь, построенная в 1835 году вместо старого деревянного храма, известного с 1685 года. «В Клинском уезде… за Иверским монастырем вотчине село, что бывала пустошь Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь построена Живоначальныя Троицы». Во времена двоеверия Святой Троице на Руси соответствовал Великий Триглав. Разберемся, что означал Триглав у славян.
    Французский ученый, лингвист и мифолог Жорж Эдмон Дюмезиль в книге «Верховные боги индоевропейцев» показал, что у индоевропейцев боги делятся на три группы, что соответствует разделению на три сословия: жреческое, воинское и земледельческое. Как отметил в свей статье «Великий Триглав» Алексей Никонов: «Каждому сословию при этом четко соответствовало определенное божество, воплощающее в себе жреческую(первую), воинскую(вторую) и производительную (третью) функцию…Кто же мог являться славянскими аналогами демюзилевской триады, Пахарь-Воин-Жрец? При отборе кандидатур на каждую роль нужно следовать двум параметрам: Это должны быть высшие бог пантеона. Их культ должен носить общеславянский характер – иметь надежную литературную и топонимическую фиксацию, как у восточных, так и у западных и южных славян. Следуя этим параметрам, мы останавливаемся в итоге на трех таких богах и это – Сварог, Перун и Велес» О почитании Перуна на Клинской земле говорится в моей статье «Холм Перуна».
     В своей статье «Тайны русской Троицы единобожие и троичность» Александр Елисеев подчеркнул, что: «Согласно Ипатьевской летописи у Сварога («Небесного») есть сын - Даждьбог (Дажьбог, Дажбог), являющийся богом солнечного света. Ближайший его аналог - эллинский Аполлон. К слову, это божество считалось покровителем северного народа гипербореев, которым древние греки приписывали могущество и праведность жителей Золотого Века. Наших далеких предков (скифов, славян, русов) часто отождествляли с гипербореями, в чем выражалось признание некоей изначальности славянской традиции, прямо наследующей Золотому Веку. Ещё одно важное совпадение - в «Слову о полку Игореве» русичей называли «Даждьбоговыми внуками», подчеркивая их происхождение от гиперборейского солнечного бога.» То есть бога северной и северо-восточной или Белой Руси по В.Н. Татищеву. «..В Триглаве первым стоит Сварог - творец, который сотворил вселенную, мир. Вторым в Триглаве считается Перун – сын Сварога, воины считали его своим покровителем. Защита Рода считалась святым долгом каждого воина и мужчины. Третий -Бог Святовит, -, покровитель Неба и Свет» То есть Сварог – Перун – Святовид. «Были и другие Триглавы, например, Сварог-Перун-Велес». Какие боги входили в Триглав почитаемый на горе под Клином сейчас установить трудно.
     До войны и после гора и прилегающая к ней территория по воспоминаниям клинских старожилов, называлась Алексинским урочищем, на нем долгое время был и Алексинский хутор. До семидесятых годов XX века с горы зимой катались на лыжах, в начале восьмидесятых годов на горе на самой высокой точке был установлен военный локатор, через 2-3 года его убрали, видимо из-за близко расположенных к нему населенных пунктов. Затем начались работы на дорогах клинского района и большое строительство жилья (вспомним Клин восьмидесятых) понадобился песок. Гора была песчаная ее срыли и уже к 1987 году, что видно на карте того же года образовался карьер, который затем с 1993 стал эксплуатировался как муниципальная свалка Клинского района. Отметим, что в послевоенное время городская свалка была за территорией современного молокозавода ближе к лесу.
Так исчезла с Клинской земли древняя почитаемая нашими предками гора Триглава – место силы, как говорится «что имеем не храним, потерявши плачем.
 5.06.2020
    


Рецензии