Путешествие на лошадях или зачем и кому лошади?
А ещё был случай, когда лошади спасли нас и возможно не только от аварии, но и от чего-то, более серьёзного! Объезжали один из районных центров по окружной дороге. Впереди был железнодорожный переезд. Перед самым железнодорожным переездом навстречу нашей упряжки, на приличной скорости едет огромный трактор «Кировец». И не просто едет, а едет прямо на нас!!! Лошади, в доли секунды бросились бежать, свернув на обочину, и буквально вырвали кибитку из-под колёс трактора!!! Вероятнее всего тракторист был в стельку пьян и, проехав опасный участок дороги - железнодорожный переезд, видимо, совершенно расслабился и потерял контроль над техникой!
Эти случаи происходили в летнее время. А вот было и такое зимой, в морозной Сибири. Однажды, под вечер, когда уже сумерки сгустились, и не было чётко видно, что там впереди темнеет на дороге, лошади наши, что называется «понесли». Они были испуганы настолько, что не слушались вожжей и наших голосовых команд! Мы уж думали, что впереди медведь или что-либо подобное. Надо сказать, что зима 1992-93 годов, а именно тогда происходило наше путешествие по Сибири, выдалась необычайно опасной для нас. Дело в том, что осенью не было урожая на ягоды и орехи и медведь, не нагуляв жировых запасов, не залёг в берлогу, и много было медведей – шатунов, нападающих даже на людей! Но на этот раз, наши лошадки испугались не медведя! Впереди на дороге оказалась обычная крестьянская лошадка, запряженная в обычные крестьянские сани!!! Сани эти на морозе ещё и ужасающе скрипели! А ведь мы уже тысячи километров ехали по дорогам. Наши лошади привыкли к различной технике на дороге и ничуть не пугались. А тут, встретив себе подобное существо, они были насмерть перепуганы!!! Потому как ни разу нам не встретилось ни одной повозки от Иваново-Вознесенска (Иваново) до самого Владивостока!
Какие проблемы возникают у путешествующих на лошадях, по России? Уже из первой части статьи вы догадались, что лошади «стёрты» с дороги и «стираются» с лица земли усиленными темпами. Как ни странным покажется, но на сегодняшний день, спустя 28 лет со дня старта экспедиции Конная кругосветка, цели и задачи которой было: 1. Привлечь внимание общественности к вопросам экологии, возрождения коневодства, народных промыслов и традиций; эти же вопросы и проблемы ещё острее стоят перед коневодами страны. Конечно, путешествовать на лошадях по дорогам, совершенно безумная идея и она предпринята нами, скорее всего, как шаг отчаяния! Что бы показать миру, насколько мы обязаны лошадям своим прогрессом, и насколько коневодство в целом, особенно в нашей стране, нуждается в поддержке и помощи государства!
Итак, о проблемах! Во- первых нет подворий и постоялых дворов, где можно было бы приткнуться на ночлег или на отдых с лошадьми. Особенно с такими, мощными и рослыми, как Владимирские тяжеловозы. У нас было однажды. Пришли мы в одну из деревень Кировской губернии. Пришли под вечер и стали испрашивать, где можно поставить лошадок для ночлега. Так-то обычно мы ночевали в лесах. А тут оказались в деревне. И вот нас на постой пустила одна добрая женщина. Подъехали мы к её дому, распрягли лошадок и… А лошадки-то и не проходят по высоте в ворота её подворья! Пришлось идти и поклониться в ноги председателю колхоза (тогда в 1992 году были ещё и колхозы и совхозы), что бы он подсказал нам место ночёвки. И нам выделили огромный склад из-под сена, который ещё не был до конца заполнен сеном, там мы и заночевали. Кто не помнит тех тревожных лет, может мне возразить, мол, почему же на улице не ночевать или на лужайке за деревней! Но, кто проживал в те годы, должен помнить, что конокрадство процветало махровым цветом. Даже колхозные и совхозные лошади, если конечно они были, пропадали, десятками, бесследно исчезая на бескрайних просторах нашей необъятной Родины.
Вторая проблема – замена подков у лошадей! Мы сами не умели подковать лошадь. Это уже позже, я научился этому ремеслу. И то, имея такой колоссальный опыт, смогу лишь прибить подкову, а расчистить копыто так и не решусь! Нужны специалисты! А в те годы, уже кузнецы, умеющие подковать лошадь, практически перевились. Их просто не было в деревнях. Как не было уже и самих лошадок! И только в крупных областных центрах ещё были люди, владеющие этим ремеслом!
Третья проблема – практически не стало мужчин, способных объездить лошадь! Для этого нужны именно мужские качества: смелость, решительность, отвага, если хотите, любовь к лошадям, сила, выносливость, трудолюбие, милосердие, и житейскую мудрость! Все эти качества легко воспитывались веками в мужском населении с самого детского возраста, только благодаря общению с лошадьми! И это общение надо возрождать, восстанавливать через конно-спортивные клубы, конюшни, конезаводы, конный туризм!
Как бы я тут долго не рассказывал о путешествии на лошадях, всё равно надо отвечать вам на главный вопрос: - Зачем нужны лошади современному человеку? Так вот, если брать мировую статистику, то работают в полную силу на лошадях, лишь в немногих странах: Китае, Америке, Монголии и в Польше. В этих же и других странах, лошади участвуют в спортивных и других состязаниях. Конный туризм! Но самая важная функция лошадей на сегодняшний день – это воспитание подростков, особенно мальчиков!!!! Франция, Германия, Люксембург, Бельгия и другие страны, по которым прошла экспедиция, давно это поняли и вокруг лошади там существует целая индустрия: упряжь, повозки, корма, ветеринария, обувь, одежда, сувениры, кузнечное дело и прочее и прочее. И ещё очень важна такая деталь! Оказывается из всех животных, лишь у лошади ярко выражено доброе отношение к человеку на биологическом уровне! Пользуясь этим, общением с лошадью излечивают даже детский церебральный паралич! Болезнь считается неизлечима!
О лошадях можно говорить и говорить! Наше путешествие на лошадках Вокруг света, заняло 4 года, 5 месяцев и одну неделю. Так вот, я могу вам рассказывать о лошадях ровно столько же! Но главное, что бы мы, ни забывали, что своим прогрессом, особенно в плане строительства городов и в плане освоения новых земель и территорий, мы в большей степени обязаны именно лошадям!!! И уже давным-давно на возрождение коневодства пора обратить внимание государства! И всячески помогать ещё тем, кто до сих пор любит лошадей, кто пытается разводить их, работать с ними, общаться с ними и воздают им должное, а значит, и сохраняют лошадей для будущих поколений!
Петр Плонин – руководитель экспедиции Конная кругосветка, дважды Заслуженный путешественник России.
07 июня 2020 года.
Свидетельство о публикации №220060801712