Путешествие на лошадях или зачем и кому лошади?

Путешествие на лошадях имеет свои особенности.  Всё время приходится учитывать Характер лошадей, их настроение, их эмоции, их желания, их страхи, их предпочтения.  К примеру,  наши лошади Почта и Лангуста, Владимирские тяжеловозы, пугались летом на дороге, обронённого кем-то шланга,  долго стояли, остолбенев, фыркали и ни в какую, ни хотели через него переступить.  Был случай, когда при входе в город, проходя частные дома, они так напугались пасущегося  на лужайке  возле дороги – телёнка, который в свою очередь заметался на привязи, испугавшись вида лошадей, запряженных в кибитку. Господь берёг нас в этом сверх  дальнем путешествии. Вот и в тот раз, пристяжная лошадь, остолбенев от испуга, упёрлась в оглоблю и стала сдвигать коренника на встречную полосу.  Хорошо, что позади нас ехал лёгкий «Запорожец», водитель успел затормозить, и аварии не произошло.  Вспоминается и такое.  Летний день, уже ближе к вечеру.  Совершенно пустая дорога, однообразные кусты вдоль дороги, и вдруг, из куста справа, неожиданно вылетает с карканьем ворона.  Лошади моментально оказались на встречной полосе, так что я не успел даже и среагировать.  Снова обошлось, так как на дороге никого, кроме нас не было.  Совершенно нелепый случай, и снова, что называется – легко отделались.  Сибирская без конца и края равнина.  Лошади идут и на ходу дремлют. Справа и слева степь.  Издалека замечаю справа возле дороги в кювете ржавую 200 литровую бочку!  Но, спящая на ходу, в пристяжке Почта, увидела эту бочку шагах в десяти.  И вот её молниеносная реакция:  резкая остановка,  задирает вверх голову – разрывает повод уздечки,  делает рывок в сторону – рвутся обе постромки – лошадь остаётся лишь на одной вожже.  Пришлось съезжать на обочину, останавливаться, успокаивать лошадок, и заниматься ремонтом сбруи и упряжи.
    А ещё был случай, когда лошади спасли нас и возможно не только от аварии, но и от чего-то, более серьёзного!   Объезжали один из районных центров по окружной дороге.  Впереди был железнодорожный переезд.  Перед самым железнодорожным  переездом навстречу нашей упряжки,   на приличной скорости едет огромный трактор «Кировец».  И не просто едет, а едет прямо на нас!!! Лошади, в доли секунды бросились бежать, свернув на обочину, и буквально вырвали кибитку из-под колёс трактора!!!  Вероятнее всего тракторист был в стельку пьян и,  проехав опасный участок дороги - железнодорожный переезд, видимо, совершенно расслабился и потерял контроль над  техникой!
   Эти случаи происходили в летнее время. А вот было и такое зимой, в морозной Сибири.  Однажды, под вечер, когда уже сумерки сгустились, и не было чётко видно, что там впереди темнеет на дороге, лошади наши, что называется «понесли».  Они были испуганы настолько, что не слушались вожжей и наших голосовых команд!  Мы уж думали, что впереди медведь или что-либо подобное.  Надо сказать, что зима 1992-93 годов, а именно тогда происходило наше путешествие по Сибири, выдалась необычайно опасной для нас.  Дело в том, что осенью не было урожая на ягоды и орехи и медведь, не нагуляв жировых запасов, не залёг в берлогу, и много было медведей – шатунов, нападающих даже на людей!  Но на этот раз, наши лошадки испугались не медведя!  Впереди на дороге оказалась  обычная крестьянская лошадка, запряженная в обычные крестьянские сани!!!   Сани эти на морозе ещё и ужасающе скрипели!  А ведь мы уже тысячи километров ехали по дорогам.  Наши лошади привыкли к различной технике на дороге и ничуть не пугались.  А тут, встретив себе подобное существо, они были насмерть перепуганы!!!  Потому как ни разу нам не встретилось ни одной повозки от Иваново-Вознесенска (Иваново) до самого Владивостока!
    Какие проблемы возникают у путешествующих на лошадях, по России?  Уже из первой части статьи вы догадались, что лошади «стёрты» с дороги и «стираются» с лица земли усиленными темпами.  Как ни странным покажется, но на сегодняшний день, спустя 28 лет со дня старта экспедиции Конная кругосветка,  цели и задачи которой было: 1. Привлечь внимание общественности к вопросам экологии, возрождения коневодства, народных промыслов и традиций;  эти же вопросы и проблемы ещё острее стоят перед коневодами страны.  Конечно, путешествовать на лошадях по дорогам,  совершенно безумная идея и она предпринята нами, скорее всего, как шаг отчаяния!  Что бы показать миру, насколько мы обязаны лошадям своим прогрессом,  и насколько коневодство в целом, особенно в нашей стране, нуждается в поддержке и помощи государства!
   Итак, о проблемах!  Во- первых  нет подворий и постоялых дворов, где можно было бы приткнуться на ночлег или на отдых с лошадьми.  Особенно с такими,  мощными и рослыми, как Владимирские тяжеловозы.   У нас было однажды.  Пришли мы в одну из деревень Кировской губернии.  Пришли под вечер и стали испрашивать, где можно поставить лошадок для ночлега.  Так-то обычно мы ночевали в лесах.  А тут оказались в деревне.  И вот нас на постой пустила одна добрая женщина.  Подъехали мы к её дому, распрягли лошадок и…  А лошадки-то и не проходят по высоте в ворота её подворья!  Пришлось идти и поклониться в ноги председателю колхоза (тогда в 1992 году были ещё и колхозы и совхозы),  что бы он подсказал нам место ночёвки.  И нам выделили огромный склад из-под сена, который ещё не был до конца заполнен сеном, там мы и заночевали.  Кто не помнит тех тревожных лет, может мне возразить, мол,  почему же на улице не ночевать или на лужайке за деревней!  Но, кто проживал в те годы, должен помнить, что конокрадство процветало махровым цветом.  Даже колхозные и совхозные лошади, если конечно они были, пропадали,  десятками,  бесследно исчезая на бескрайних просторах нашей необъятной Родины. 
    Вторая проблема – замена подков у лошадей!  Мы сами не умели подковать лошадь.  Это уже позже, я научился этому ремеслу.  И то, имея такой колоссальный опыт, смогу лишь прибить подкову, а расчистить копыто так и не решусь!  Нужны специалисты!  А в те годы, уже кузнецы, умеющие подковать лошадь, практически перевились.  Их просто не было в деревнях.  Как не было уже и самих лошадок!  И только в крупных областных центрах ещё были люди, владеющие этим ремеслом!
   Третья проблема – практически не стало мужчин, способных объездить лошадь!  Для этого нужны именно мужские качества: смелость, решительность, отвага, если хотите, любовь к лошадям, сила, выносливость, трудолюбие, милосердие, и житейскую мудрость!  Все эти качества легко воспитывались веками в мужском населении с самого детского возраста, только благодаря общению с лошадьми!  И это общение надо возрождать, восстанавливать через конно-спортивные клубы, конюшни, конезаводы, конный туризм!
  Как бы я тут долго не рассказывал о путешествии на лошадях, всё равно надо отвечать вам на главный вопрос: - Зачем нужны лошади современному человеку?  Так вот, если брать мировую статистику, то работают в полную силу на лошадях,  лишь в немногих странах:  Китае, Америке, Монголии и в Польше.  В этих же и других странах, лошади участвуют в спортивных и других состязаниях.  Конный туризм!  Но самая важная функция лошадей на сегодняшний день – это воспитание подростков, особенно мальчиков!!!!  Франция, Германия, Люксембург, Бельгия и другие страны, по которым прошла экспедиция, давно это поняли и вокруг лошади там существует целая индустрия: упряжь, повозки, корма, ветеринария, обувь, одежда, сувениры, кузнечное дело и прочее и прочее.   И ещё очень важна такая деталь!  Оказывается из всех животных, лишь у лошади ярко выражено доброе отношение к человеку на биологическом уровне!  Пользуясь этим, общением с лошадью излечивают даже детский церебральный паралич!  Болезнь считается неизлечима!
     О лошадях можно говорить и говорить!  Наше путешествие на лошадках  Вокруг света, заняло 4 года, 5 месяцев и одну неделю.  Так вот, я могу вам рассказывать о лошадях ровно столько же!  Но главное, что бы мы, ни забывали, что своим прогрессом, особенно в плане строительства городов и в плане освоения новых земель и территорий, мы в большей степени обязаны именно лошадям!!!  И уже давным-давно на возрождение коневодства пора обратить внимание государства! И всячески помогать ещё тем, кто до сих пор любит лошадей, кто пытается разводить их, работать с ними, общаться с ними и воздают им должное, а значит, и сохраняют лошадей  для будущих поколений!
   Петр Плонин – руководитель экспедиции Конная кругосветка, дважды Заслуженный путешественник России.
07 июня 2020 года.


Рецензии