Пришло время собирать камни и расставлять точки

ПРИШЛО ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И РАССТАВЛЯТЬ ТОЧКИ НАД - i !

Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованному нерешительностью - это задача философии в наш век.
Бертран Рассел.

Решил. Решился. Или настало время.

Когда есть масса материала, когда нет возможности сдерживать в себе всё то, что накопилось, и наступает время жгучего желания высказаться: – То, это уже не твоё!

Ночное дежурство в медицинском учреждении. Пандемия. Карантин. Самоизоляция.
За пациентами следят наши умнички - медсестры. Пока всё тихо.
До утра есть время, - можно начать.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ.

Начало было здесь:

ВРЕМЯ. КАК БЫСТРО ЛЕТИТ ВРЕМЯ.
http://www.proza.ru/2010/02/11/941

Идея зрела давно. Написать о медицине и о медиках.
Писал в стол, всё откладывал, да и причины были достаточно весомые: рабочая занятость, политическая нестабильность в Украине, как отделившегося райского кусочка после развала единого пирога - Союза, тем более после Евромайдана, да и подсказки со стороны бывших коллег по медицине: «Мол, имей совесть – живы ещё те, с кем ты работал, а у них есть дети, внуки, - каково им будет узнать, хотя бы и правду о своих родственниках … », - «Подведёшь многих под монастырь» - «А, что потом будет, А»?

Понимаю, что дело в эстетике, но менять имена врачей, медсестер, коллег по инженерии тех лет, принципиально не хотел: - «Не басни же пишу, а описываю реальные события, о реальных людях, и приписывать их дела, их высказывания какому-то «Гришке», - нет никого желания».
Люди, с коими пришлось прожить в медицинском «бронепоезде» … - постепенно уходили в небытиё, - «Иных уж нет, а те далече, …». А.С. Пушкин,  Евгений Онегин, Глава VIII, Строфа LI.

Первые мои статьи я опубликовал на сайте Николай Михайловича Амосова в 2006-2007гг.
В настоящий момент, там их нет, - их убрали, да и сам сайт Амосова от «хвалебных высказываний», коих было множество, очистили. Раздел «Комментарии» на сайте Н.М. Амосова  перестал существовать. Это отдельная тема. Может это и правильно.

Название моих воспоминаний - всплыло со временем:
«Записки Главного инженера. Интервью / статьи / публикации / о медицине и о медиках».
Что-то когда-то не договорено, что-то остается за кадром. Это и понятно. Медицина - «закрытое сообщество единомышленников», связанных клятвой Гиппократа, основа, которой: -
«Не навредить».
А так как я непроизвольно был внедрён в медицину ещё в Армии, с весны 1969 года, то можно считать, что стаж, за исключением двух лет работы на шахте, под землёй, да двух лет студенческих подработок, + 18 лет работы у Амосова, + ещё столько же у другого академика, - довольно таки весомый.

Кстати, о двух. Почти, как в анекдоте. - Встретились два академика, и задали друг другу вопрос: – А, у Вас, что болит?! Посовещавшись, они создали Академию медицинских наук.
А если серьёзно то, - впоследствии, один из них стал её Президентом (но, о об этом – чуть позже).

***
«Медицина - до сих пор она меня не отпускает» – это стало укоренившейся шуткой на вопрос: А что это тебе, Борисович, не отдыхается? – Тебе, что? …  пенсии мало?
Отвечаю: Конечно, мало! Вот и приходится остаток жизни любить Медицину! – А, что ещё прикажите? – Если меня в неё втянули! – Хошь / не хошь, а полюбишь!
И таки – Влюбился!

Вполне возможно, что данные «записки» со временем выльются в мемуары. Но, об этом пока не хочется думать, как о неком подведении итогов. Не помню кто, но «он» сказал однажды: «Если начал писать мемуары, значит уже потерял другие интересы».
А не хотелось бы.
Успокаивает одно: Не всё потеряно, что не по твоей вине, временно было сброшено - в стол.

И ТАК: - С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Если Вы, как личность интересующаяся другими личностями, то вы, явно заметили, что в начале, например, любого интервью, сначала оглашаются все регалии персонажа, его личные заслуги, затем наводящими вопросами раскрывается его личные качества, приоткрывается характер, и как обычно (для «сладкой» соли), задаётся вопрос: Вот, вы являетесь специалистом в своей области с жизненным опытом, - что Вы, думаете о Боге?
Ведь нам, и нашим читателям / слушателям / зрителям интересно знать Ваше мнение: - Так есть Он, или нет?

А ЧТО? – А ЕСЛИ С ЭТОГО И НАЧАТЬ?

Вот, например, в случае с врачом, кардиохирургом - с Николаем Михайловичем Амосовым вышел казус. Да, именно так: казус. Но, он как-то прошел «незамеченным» для непосвященной публики. Мол, мы же прекрасно знаем, что Амосов был атеистом! Вот он и сам писал в своей автобиографии: «Когда стал пионером, перестал верить в бога и узнал про социализм».
И если, кто и был знаком с Амосовым, хотя бы по его публикациям, фильмам о нем, - тот знает, что ни в его мемуарах, ни в одной из многочисленных его книг, ни в статьях, ни в лекциях, - нет прямого ответа на этот «щепетильный» вопрос.
А то, что Амосов искал ответ на него, - для меня лично, как автора этих заметок: - вне сомнения! (об этом - позже).
И, Амосов ответил на него, по своему, философски по-амосовски.

Начнем с последнего интервью Амосова.

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЯ АМОСОВА.

За несколько дней до кончины Николай АМОСОВ дал свое последнее интервью - корреспонденту "Известий" Янине СОКОЛОВСКОЙ.

Публикация от 13 декабря 2002 года. 
Николай АМОСОВ: "У меня нет страха смерти".
Источник: http://izvestia.ru/news/270714

Текст:
В пятницу (12-го декабря) в Киеве скончался академик Николай Амосов, выдающийся кардиохирург. "Сердечный врач", ОН УМЕР ОТ ОБШИРНОГО ИНФАРКТА. ЕМУ БЫЛО 89 ЛЕТ. (выделено автором).
На счету Амосова - более пяти тысяч спасенных больных.

Ремарка: В своё время, когда Николай Михайлович перестал оперировать, было официально подсчитано, и Амосов в своих мемуарах «показал» округлённую цифру: – 10 000 проведенных им лично, операций только на сердце.

Уточнение по биографии Амосова: до операций на сердце, он оперировал на легких, а ещё раннее, в Великую Отечественную Войну, – он был ведущим хирургом Полевого Подвижного Госпиталя (книга: "ППГ-22-66 на конной тяге").  В книге, которая является частью его мемуаров,  Амосов описывает структуру и организацию медицины в условиях жесточайшей войны. Учет операций тогда велся строжайший.   
Кстати, в этой книге описывается случай, как врач после своей ошибки (раненый боец скончался на операционном столе) - Амосов, прибывая в стрессовом состоянии, сам решил уйти из жизни.
Что это было? Как это было? – АМОСОВ чудом ВЫЖИЛ!

ОТСТУПЛЕНИЕ.
В «Заключении» своих мемуаров Амосов пишет:

«Так прошла жизнь. Что в ней было самое главное? Наверное - хирургия. Операции на пищеводе, легких, особенно на сердце, делал больным при угрозе скорой смерти, часто в условиях, когда никто другой их сделать не мог; лично спас тысячи жизней. Работал честно. Не брал денег. Конечно, у меня были ошибки, иногда они кончались смертью больных, но никогда не были следствием легкомыслия или халатности. Я обучил десятки хирургов, создал клинику, потом институт, в которых оперировано свыше 80 тысяч только сердечных больных. А до того были еще тысячи с другими болезнями, не говоря уже о раненых на войне. Хирургия была моим страданием и счастьем».

И как результат, Амосов пишет и публикует книгу: «О счастьях и несчастьях». В одном из интервью по поводу презентации этой книги его опять спросили о Боге и душе.
Тогда он произнес интересную фразу: «Сколько бы я ни оперировал на грудной клетке, а уж поверьте, много, - души так и не видел, … не встречал».
Шутку восприняли всерьёз. О боге – ни слова.

Ремарка: На то время, поисками души ни кто не занимался, а врачу говорить в эфир о Боге – было не совсем пристойно. Это в наше время, несколько лет назад, дотошный научный люд вычислил вес Души.
А мы, как сотрудники института, «оперившаяся молодежь» уже в то время в тайне задавались этим вопросом, и искали методики, - как же вычислить вес души. Амосов узнал об этих экспериментах. Зная крутой нрав Шефа, мы ждали разноса. Его не последовало. Более того, Амосов «мягко» повернул наши эксперименты в нужное русло, не афишируя их. Всё осталось «за ширмой». До веса души мы не «дошли», - техника на то время была «грубой».

Читаем интервью СОКОЛОВСКОЙ далее:

На Украине этого русского человека называли совестью нации.
Амосов создал Институт сердечно-сосудистой хирургии, который теперь должны назвать его именем.
(Ремарка: посмертно назвали Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова, АМН Украины).
А поначалу институт назывался «Научно-исследовательским …», и Академии медицинских наук Украины, на то время ещё не было.  Амосов был одним из инициаторов создания такой Академии.

Читаем дальше:

- ВЫ - РОССИЯНИН, РОДИЛИСЬ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ТАК И НЕ ВЫУЧИЛИ МОВУ. СЕЙЧАС МНОГО ГОВОРЯТ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ РУССКИМИ И УКРАИНЦАМИ. ВЫ ИХ ЗАМЕЧАЕТЕ?

- Я остаюсь русским человеком, но полвека прожил в Киеве, поэтому украинско-русские дела меня кровно интересуют. Я не замечал, что украинцы - некий особый народ. Но, когда расшифровали наши геномы, выяснилось: у россиян вклинились гены угро-финских народов, у украинцев - южные, персидские. При желании можно сказать, что мы - разные. Культурные воздействия на человека значат больше, чем генетические, но и они имеют значение. Стремясь на Запад, нельзя забывать, что традиционно Украина связана с Россией. Разрыв этой нити нежелателен и невозможен. Украинская культура традиционно обогащается российской.

- ОБ ЭТОМ ВЫ ГОВОРИТЕ В ВАШИХ НОВЫХ КНИГАХ?

- Я излагаю мысли о времени, о себе, о жизни, о сердце. Мои книги выходили, наверное, в 30 странах. В том числе и в России. Я разрабатываю оптимальную модель общества. Оно - не фабрика, как писал Маркс. Многие процессы в нем нельзя организовать, но управлять ими возможно. Человек хочет избежать боли, страха, голода и удовлетворить потребности - собственнические, семейные, общественные. Он не желает окружающим такого же благополучия, как себе, но бедность и унижения других людей ущемляют и его.
Россия ближе к построению нормального общества, чем Украина.
У России есть нефть и газ, а у Украины - трудно добываемый уголь. Надежды на подъем сельского хозяйства не оправдались. У нас слишком велико неравенство богатых и бедных. Украинская промышленность не применима в мирных целях. Это - несостоятельная основа для общества. В России ситуация иная, 70 процентов доходов обеспечивает торговля энергоносителями.

Украину обеднили генетически. Раскулачивание, когда в Сибирь попали миллионы украинцев, исход с Западной Украины, когда пятая часть ее жителей оказалась за границей.
Плюс 5-6 миллионов человек, ушедших "на повышение" в Россию. Страну покидали лучшие, самые сильные, это не могло пройти даром. В России же был не только отток, но и прилив новой крови из бывших союзных республик. Чтобы побороть постсоветские остаточные явления, нужна воля, харизматический лидер, но не такой, как Лукашенко, - у него кроме харизмы ничего нет. Нужна сильная президентская власть, простые решения. Сложных люди не любят.

- ПОЧЕМУ УКРАИНСКИЕ ВЛАСТИ СТОЛЬ УПОРНО ПЫТАЮТСЯ ПРОВЕСТИ ДЕРУСИФИКАЦИЮ?

- Проблемы с русским языком на Украине - издержки национализма, но нынешняя украинизация - мелкое подобие предыдущей, которую жестко пытались провести еще при коммунистах.  Борьбой с русским языком подменяют национальную идею. Общество пытаются сплотить сражением с общим врагом. Это оправдано, но лишь биологически. Враждебность распространяется не только на язык, но и на все русское. Отторгая русское, Украина отказывается от источника информации. Издаются новые словари, в том числе и медицинские, где латинские термины переводятся на украинский язык. Это бессмыслица. Национализм оказался нерабочим. На Украине сформировалась другая идея - регионального патриотизма. На западе страны, в центре, на шахтерском востоке своя политика, своя культура. Этот патриотизм противоположен национализму.

- ВЫ 19 ЛЕТ БЫЛИ ВО ВЛАСТИ - ДЕПУТАТОМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. НЕ ДУМАЛИ ПОВТОРИТЬ "ХОЖДЕНИЕ В ВЕРХИ" НА УКРАИНЕ?

- В первый раз я в депутаты шел не добровольно - "партия направила". Отказываться не стал, боялся, чтобы из клиники не выгнали. Когда решился во второй раз, была перестройка и возникла шальная мысль, что улучшу систему здравоохранения. Хотел добиться, чтобы в школах ввели серьезную физкультуру. Ничего у меня не получилось, я это понял и стал просить Примакова, чтобы отпустил из депутатов. Лег на обследование к Чазову, там нужные бумаги написали, и я "освободился".

- НА УКРАИНЕ ВАС НАЗВАЛИ "ЧЕЛОВЕКОМ СТОЛЕТИЯ" - КАК ГЕТМАНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО И ПОЭТА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО. КАК ВЫ ВОСПРИНЯЛИ ЭТОТ ТИТУЛ?

- Он меня скорее смущает. Я мало значения придаю наградам. Самое важное для меня, что спустя десятилетия ко мне приходят бывшие пациенты и говорят, что чувствуют себя нормально. Я проповедовал и проповедую единственное - стремление к здоровому образу жизни. Но мои призывы, похоже, ни к чему не приводят. Наш народ в большинстве ленив и не склонен к большим нагрузкам.

- ВЫ НИКОГДА НЕ СОБИРАЛИСЬ ПОКИНУТЬ КИЕВ, ПЕРЕЕХАТЬ В РОССИЮ?

- Если бы уехал, то предал бы и свой институт, и пациентов, которые через него прошли. Я уверен, что общество - организм, который можно лечить. Я продолжаю работать. Желание жить у меня не прошло. У меня нет страха смерти.

***
Точной даты интервью, когда оно было, я не нашел,  – её нигде нет. Разве что в редакции «Известий».
***
12 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА – советского и украинского медика, торакального и сердечно-сосудистого хирурга, доктора медицинских наук, учёного, кибернетика, писателя, академика Национальной Академии наук Украины, известного публициста о здоровом образе жизни - НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА АМОСОВА - НЕ СТАЛО!

***
Через три дня интервью появилось на черкасском сайте «Телеканал газета Антенна».
«Сенсационное последнее интервью Николая Амосова».
17.12.2002
Источник: http://antenna.com.ua/ua/news/7117.html

И в конце интервью - НИ СЛОВА О БОГЕ !

А ВЕДЬ ОНО БЫЛО!
БЫЛО СЛОВО!
БЫЛ ВОПРОС И БЫЛ ОТВЕТ …

КАК НЕ СТАЛО?

А вы, заметили, что «Последнее интервью с АНМ (так аббревиатурою именовали его коллеги по цеху) - вышло в печать на следующее утро (через несколько часов) после кончины Амосова?

А то, что – с рождением АНМ - 6 [19] декабря 1913 года – Должен был состояться юбилей Амосова – его 90-летие, с чествованием виновника торжества в Академии? – Вы, конечно,  же, и не должны были знать о том, что его не было. … А, ведь подготовка данного мероприятия занимает достаточно длительное время.
А мы, как сотрудники Института Академии медицинских наук ничего о нем так и не знали. Аня – секретарь Амосова могла бы знать, но …

***
В тот прощальный день, был нескончаемый поток людей, знакомых и не очень, мы стояли в сторонке с Аней. Я мочал. А она сказала мне перед тем, как мы «бывшие» (я работал уже в другом институте) должны были дожидаться своей очереди, и проститься с телом: - Хорошо, что вы, пришли проститься с Николаем Михайловичем! - Это был неоспоримый жизненный период вашей работы с Ним!
До меня только тогда дошло, что возможно 1\5 часть нашей совместной с Амосовым работа-жизни не канула в Лету – не должна бесследно исчезнуть информация, которая была  на то время «закрытой».

Аня предупредила меня, сообщив о кончине Шефа… в момент … самой кончины?
До меня тогда это не дошло … и только со временем, сопоставляя последующие события и факты с «картинками» моей памяти, вырисовалась «Картина маслом».

P.S.: Моё первоё знакомство с Амосовым произошло через обаятельную его секретаршу – Аню. – В дальнейшем, любимицу всей нашей «институтской - медицинской» братии!

Продолжение следует.

Сергей Атмож,
6 июня 2020 года.

Фото автора: Николай Михайлович Амосов и его «правые и левые руки» – операционные медицинские сестры.  (Публикуется впервые).
Зафиксирован момент: 25 лет Клиники сердечно-сосудистой хирургии. 1978 год. Института тогда ещё не было, он только был в планах.

На полу, внизу снимка, «улыбающийся»: ученик Амосова, после АНМ, – он стал Директором института, лауреат Государственной премии УССР, профессор, доктор медицинских наук – Геннадий Васильевич Кнышов (ныне в чине почивший).

Источник для более детального ознакомления с Николаем Михайловичем Амосовым:
http://www.icfcst.kiev.ua/amosov/ru


Рецензии