Дядь Клав и узбекский плов

Дядь Клав, из армянского двора, самый главный знаток всех кухонь.  Сам он ничего приготовить не умеет, но варит такой замечательный сурч (кофе), что все мужчины нашей улицы ходят к нему поиграть в нарды, насладиться беседой и покайфовать с его сурчем. Обычно, за игрой дядь Клав заводит разговор о той или иной кухне.
Кто не знает дядь Клава, напомню – Клавдий Багратович Акопян, водитель МАЗа, получает надбавку за вредность работы на нем.
Во дворе всегда кто-нибудь играет в нарды. Рядом с игровым столиком стоит чайник и жаровня, в любое время готовая принять на себя несколько джезв. Дядь  Клав варит кофе. Если бы вы видели, с какой нежностью он обращается с сарджепами, с какой тщательность он мешает кофе и сахар, как любовно он переставляет сарджеп с маленького жара на большой и обратно. Каждому кого он угощает кофе, кажется, что только для него дядь Клавом готовился этот сурч.
                В этот замечательный летний вечер, уже помывшись, после работы на МАЗе, на этом немилосердно коптящем керогазе, дядь Клав сидел возле нард и жаровни, поджидал турка Али. Легко можно было заметить, что с турком у него несведенные счеты за прошлую игру. Он думает какими шуточками будет язвить Али. Приходит Али.
  — Селям, Клав аби.
  — Бари ор, Али джан,    приветствует турка  дядь Клав, своего давнего партнера по нардам.
— Не обижайся, Али джан,   я тебя выручу, человека, не знающего что и как в армянском сурче. Ты будешь торчать, когда будешь пить сурч. Ва-а, я тебе скажу откуда все пошло. Сейчас мы варим сурч в серджеп, а раньше был ибрик, но ибрик был смещен с престола и стал далла , а потом джезва или серджеп, или фейнджан. А как ты думаешь, какой добавка делает армянский сурч не похожим на другие? Конечно же армянский коньяк.
Начинается ритуал раскачки простого, в общем, действа – дядь Клав  начинает рассказывать
Условия Дав-дав басэ (удвоения, утроения ставок) не применяются. Али и дядь Клав начинают игру. Проигравший варит свой кофе по рецепту ведомому только ему, и они вместе с победителем будут его пить, отпуская язвительные остроты, в адрес друг друга.
Ду-беш бросает Али, яган бросает дядь Клав.
— Представь себе, Али джан,  начинает дядь Клав — на столе домашняя водка, вино, наш армянский лаваш, что ты думаешь не хватает? Нет не хоровац  из мясо, выбранное из отары знатоками овцы, из этот овц надо сделат узбекский плова из фергана. Плов очень серьезный дело. Мне нравится этот шедевра – узбекский плов.  Весь мир знает про этот плова. Ва-а, посуди сам, умение очень вкусно приготовить узбекский плов  исходит много сотен лет назад. Узбеки славились, приготовит плова еще во времена Великого Тамерлана.  Приготовит плова, улучшали до самого лучшего. Лучшее лучшего не переведется. Я так думаю.             
 — Али джан, вот Грузии рядом с нами, там  умеют великолепно готовить хинкали, хачапури, чебуреки, у грузин самый вкусный сыр. Молодцы! А плова умеют, готовит только узбеки из фергана. Живут они далеко от нас.
— Клав аби, не сказать, что я прям таки философ, но мне есть, о чем умудрит.  Такой плов может сделать только варпет Жорик из хашной в парке.  Я не могу объяснить какой вкус у плова, который делает варпет Жорик. Ему  хватит кусочек барашка, немного рис, уголек  под казана, чтоб создат шедевра? Настоящий  художник?
           — Совершенно верно,  Али джан.  У Жорик  есть небольшой нож, из самый обычный желез, дешёвый и даже красоты в нем нет. Ва-а, Али джан, как он им работает! Пусть бы хирурги пришли и посмотрет, как нож двигатся в его рука, с первый раз, обнаружит суставы и жилки. Он этим ножиком будет разделыват овц для плов.
 А, да.  Когда  узбек готовит плова, он кому попало не позволит дрова под казаном бросить. Может быть, доверит специальному человеку огнем управлять. Сидит такой человек в тюбетейка перед огнем еще и в бубен играет. Ва-а, я так думаю, знаки тем бубен подает тому, что у казан, крутится, а тот положит в казан что нужно, и ему на рубоб играет и вместе у них красивый музыка получается. Плов должен приготовит, конечно, мастер у казана, варпет по-нашему. Без  него плова не получится никак, ни при каких условиях.   
Скажи, Али джан, ты ведь смотрел когда вартеп Жорик готовил узбекский плова, он на зурна не играл? Я так думаю, раз узбек на рубоб играет, но у нас не бывает рубоб, у нас есть зурна, а Жорик кроме того, что он вартпет, он еще тот зурнач, его всегда на свадьбы зовут. 
—  Не знаю, Клав аби, не смотрел чтобы он играл на зурна, он  все время говорил:
— Вах, мама джан после того, как что-нибудь положит в казан. А еще говорил:
— Зирвак такой колоритный понятий в узбекской кухне.  Каждый  взрослый узбек знает – зирвак основа плова.  Плохой зирвак, плохой плова. А так на зурна  не играл. Сначала Жорик очень внимательно грел казан, как казан стал по его понятиям  достаточно горячий, он сказал – вах, мама джан, и налил в казан такой жидкий масло и стал его грет. Как только масло стал немножко дымить опять сказал – вах, мама джан, и стал спускать в казан мясо вот этот самый овц, который взяли, прям с горы. Когда барашка зарумянился – вах, мама джан, и стал бросать лука, лука зарумянился – вах, мама джан, стал спускать в казан морковка, все очень внимательно перемешал, вставил туда чеснок и красный перец  – вах, мама джан, и стал томить на маленький огон под крышкой – вах, мама джан. Сколько-то время все это томилось и варпет  Жорик предложил пробоват, это был просто – вах, мама джан.  Жорик опустил сколько надо рис – вах, мама джан, всякий травка изюм-мезюм и опять оставил томится.
Клав аби, это был настоящий шедевра и рис поштучно, можно, если терпен хватит  все по одной пересчитать.
— Ва-а, Али джан, я это и так знал, просто хотел послушать с твоих рук как варпет Жорик готовит узбекский плова из фергана.
Дядь Клав, казалось, испытывал огромное удовольствие и думал,  как  он выручил человека, не знающего, что и как.               
 Клав проиграл Али партию и должен варить кофе (сурч) по армянскому рецепту. 
— Мы  совсем скоро, Али джан,  пьем сурч и торчим от вкуса. Мы же не ишаки, все понимаем. В серджеп насыпаем в пыль молотый сурч, столько, сколько мы, Али джан.  Сколько  сахар? Правильно, тоже сколько нас.  Добавить  коньяк совсем немного. Мой Артак говорит, папа, не надо торопиться, сурч должен готовиться задумчиво и неспешно.  Заливаем чашка воды, нет нас же двое, два чашка воды. Али джан, скажи откуда у меня такое имя? Конечно, папа дал. А папа откуда взял? Папа взял в древнем Риме, император такой был, мы армяне, знали его. Самый время поставить джезва на совсем маленький жар.  Сурч, Али джан, должен томиться на жаровне.
Али джан, зачем приуныл? Доводим сурч  до, когда поднимется пенка, но не будем кипятить. Настоящий армянский сурч  должен быть с пенкой. Через сурч нельзя сказать тост, поэтому наливаем два рюмка армянский коньяк, говорим тост, выпиваем, наливаем чашки сурч, выпиваем, торчим.
Тебе, Али джан надо побыват в Армению. И про водку армянскую, и про коньяка, и настоящего хоровац  все будешь знат.  Как я буду завидоват тебе. Жаль, слов на русском языке у меня хватает.  Все здесь не рассказать.
А, да.  Узбекский  плова, Али джан, мы можем и у варпет Жорик кушать, не обязательно ездит так далеко в Фергана.


Рецензии