Быть правым во всем

Любому человеку обязательно надо быть правым, то есть быть уверенным в своей правоте, даже если на деле он окажется неправ. Человек создан для правды и правда это именно то, что нужно для осознания себя правым. Иначе, без уверенности в своей правоте, в душу вкрадывается печаль и возникает страх по поводу и без. Тогда человек начинает чувствовать себя ненужным, несчастным и одиноким, даже несмотря на внешнее благополучие, занятость и большой круг общения.
 
Отсюда все депрессии и нежелание жить. А когда нет никаких сил и желания жить даже для себя, то тем белее нет сил для созидания блага других.  Если душа болит и её одолевает страх, то благо других это последнее дело. А душа болит и боится всегда от осознания своей неправоты или бессилия, что по сути одно и то же. Когда человек убежден, что он прав, то и бояться ему, по сути, нечего. Хуже, когда человек уверен в своей правоте, а на самом деле заблуждается. Кто рассудит? Как говорил классик: «А судьи кто?»
 
Кто определит, где правда, а где заблуждение? Особенно, если это касается морали. Другое дело наука, там всё строится на доказательствах. Хотя стоит всё на аксиомах, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. В науке в роли судьи природа и время, которого у людей фактически нет. Поэтому остается почти всё полагать на веру, то есть на теорию и строить предположения.
 
Подобно и Человеческая мораль. По сути, мораль тоже опирается на аксиомы добра и зла, которые не имеют научных доказательств. Но в роли судьи у человека собственная совесть, вдобавок мнения других людей. Но людям свойственно ошибаться, заблуждаться, и особенно, лгать. Как судить, если нет единого справедливого закона для всех, а совесть у всех разная? Иисус Христос отвечает на это вопрос. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». [Мф.7:12]
 
Проверить себя легко. Когда делаешь другому, представь, что тоже делают тебе, твоим близким и родным. Но и это ещё не всё. Есть Высшая справедливость и Суд Божий. И хотя вера в Божий суд это только вера, но у людей всё в жизни построено на вере, иначе пропадает мотив жить. Цели, мечты, планы, расчеты, стремления и так далее всё это вера в осуществление того, чего сегодня еще не произошло. Кстати, может и не произойдет никогда, а может и произойдет. Время покажет.
 
Проще говоря, чтобы не погрязнуть в бесконечных спорах о справедливости и собственной правоте, нужно, во-первых, помнить заповеди, а во-вторых, учиться беспристрастно и критически мыслить, обличать и принимать обличение от других на основе фактов и доказательств, а не на основе голословных обвинений или льстивых прославлений. Иначе, запутаешься и в себе, и в жизни, и в правде. Умение объяснять и доказывать свою точку зрения также важно, как и сама точка зрения.
 
Уверенность в своей правоте и возможность доказать свою правоту это два важных условия для полноценной жизни, а значит, не только для собственной радости, но и для блага других. Ведь, всем очевидно, что довольный человек с радостью готов послужить другим, а вот, человек внутренне недовольный миром или другими людьми, или собой, никогда не сможет справедливо рассуждать, здраво мыслить и жить на благо окружающим. Морально разочарованный человек – это полный эгоист, который целиком сосредоточен на своих неудачах, постоянно жалуется на мир и всегда на что-то обижается. Такой, если даже отдаст последнюю рубашку, останется эгоистом, потому что сделает это не от чистого сердца, а чтобы от него отвязались.
 
Всё упирается в настроение, то есть в бодрость духа. А бодрость духа зависит от внутренней уверенности. Внутренняя уверенность от осознания своей правоты, а правота от соответствия морали. А мораль это соблюдение тех законов, которые человек сам для себя определил. В итоге, всё зависит от самого человека, а вернее, от того насколько он способен соблюдать свои же обязательства по отношению к себе, ближним и обществу. Вне обязательств, то есть вне морали, психически здоровый человек жить не может. А психически больной человек это уже диагноз. Хотя и психически больные люди нуждаются в морали, дисциплине и присмотре, иначе они просто погибнут или уничтожат друг друга.
 
Трудно соблюдать собственную мораль. Особенно трудно, когда у человека во всем двойные стандарты, сомнения и противоречия на каждом шагу. Легче прикинуться неким хохмачом, которому все нипочем, на все наплевать и не о чем горевать. Но жизнь показывает, что нельзя шутить на  серьезные темы, можно так закатиться от смеха, что и не заметишь, как потеряешь свою честь, советь, а потом и самых  близких.


Рецензии
Любое знание - относительно. Вера - абсолютна. Иначе - это не Вера.
Уверенность в своей правоте - это, всё-таки - Вера. И не в последнюю очередь - потому что стоит на Заповедях. С которыми мы согласны, даже если не религиозны: Заповеди давно стали частью нашей обычной жизни. Но в разных культурах - разные Заповеди. Но что интересно - представление о том, что такое "хороший человек" - везде одинаково. Поэтому есть, в чём быть уверенным.

Александр Гаврилов 7   14.08.2020 23:40     Заявить о нарушении
Добро — то, что даёт, зло — то, что отбирает. Остальное — демагогия.

Андрей Геннадиевич Демидов   17.08.2020 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.