Николай Устрялов во главе харбинского Коммерческог

В оной из предыдущих статей, я писал о известном русском философе, историке, правоведе Николае Васильевиче Устрялове. Его судьба тесно связана с судьбами России, его голгофой стало желание примирить старую Россию с СССР во имя и во благо русского народа. Его философское учение ныне известно, как национал-большевизм, тогда же в "бурлящих 20-х" его воспринимали как часть сменовеховства, с чем сам Устрялов был в корне не согласен, пологая, что сменовеховцы просто легли под "красных" утратив индивидуальность пути. Устрялов полагал главной задачей эмиграции не вредить и всячески дискредитировать советскую власть в глазах общественности за границей, а наоборот помогать ей, стремиться стать ее частью, с целью превращения советской власти во власть всего русского народа, в национальную Российскую власть в подлинном смысле.
К великому сожалению его мечты и стремления в большей мере остались нереализованными, что же было воплощено, исказилось от суровой советской реальности, далекой от проектов философов-мечтателей. Учение, да и личность Устрялова вызывало неоднозначную оценку в харбинских белоэмигрантских кругах, так и в СССР. С его личными взглядами на политические процессы можно ознакомится в его опубликованных трудах.
В статье мы рассмотрим белоэмигрантское, не примиренческое видение деятельности Николая Васильевича, то есть сугубо отрицательную точку зрения. Многие полагали его предателем «белого дела» и «московским агентом» несшим разлад в ряды противобольшевистских сил.

Пока Устрялов занимался, лишь писанием статей о прелестях большевизма, выступлениями, на диспутах, его бывшее старшие коллеги-профессора и его сверстники-сотрудники по работа в Перми, Омске и Иркутске, относились к его перелетам в стан большевиков довольно толерантно.
Что же, февральская и октябрьская революция, как и белое движете явления такого крупного исторического масштаба, то можно и ошибиться в их оценках, недооценить одно, переоценить другое. Наконец, вся устряловская работа (прим. в разговорах просто "устряловщина") была лишь излиянием свободных мыслей и ни в какой мера не переходила в практическое дело.
Но вот наступила пора, когда большевики потребовали от Устрялова практической работы, и уже не качества лояльного советника по разложению эмиграции а в качестве спеца, которому поручается определенное большевистское задание. Казалось, ученику В. Трубецкого, православному христианину, правоведу и наконец, русскому интеллигенту как раз и пришло время осмотреться и помять, куда его тянут, не переходит ли он допустимой для каждого порядочного политического деятеля черты. Увы, Устрялов нисколько не задумавшись, с радостью принял данное ему поручение большевиков управлять учебным делом на К.В.Ж.Д и коммерческими училищами в частности. Что бы управлять школой К.В.Ж.Д при советском режиме, для Устрялова значило прежде всего разрушить ее национальные и религиозные основы. Устрялов будучи христианином прекрасно понимал, что советская школа и религиозное мировоззрение, даже самое поверхностное, не углубленное совершенно не совместимы. По крайней мере на данном этапе развития советской власти. Необходимость в школьной реформе на К.В.Ж.Д для советской власти стала ясна еще в 1921-23 годах. Были составлены щадящие программы по переходу школ к системе обучения созданной в Советской России. Это все же справедливости ради необходимо отметить, что Николай Васильевич наивно продолжал искренне считать, что большевистские советы могут переродится в русскую национальную власть. Поэтому Устрялов и пошел на «убийство» школы, совершенно осознано. Этот шаг, в глазах эмиграции сравнял его с «тушинскими перелетами», печально известных по Смутному времени. Так о нем писали в белоэмигрантской прессе: - «Он не только готов славословить советскую власть и большевистский террор, но в охотно идет на практическую работу по большевистским заданиям. И еще в какой области-области воспитания подрастающего поколения».
Многие из белоэмигрантов шли работать в советские учреждения как спецы, но исключительно как технические специалисты и экономисты. В политику они конечно же не шли, в отличии от Устрялова.
Устрялов же повязал себя политическими узами с советами, занявшись руководством школьного дела на железной дороге, то есть воспитанием подрастающего поколения в духе разлагающего большевизма.
Эта работа по своей значимости в представлении простого обывателя может быть сравнима лишь с участием в работе Ревтрибуналов или Чека. Однако Устрялов пошел на это дело. Хотя конечно были и те, кто доверчиво полагал, что это жертва со стороны Устрялов, что он хочет предотвратить страшный большевистский удар по школе на К.В.Ж.Д. Верили, что Устрялов намерено выступил в качестве малого зла, дабы избежать большего. Такого мнения придерживались учителя, и сам Николай Васильевич сделал не мало, чтобы их в этом убедить и окончательно утвердить в занятии его позиции на тесное сотрудничество с советскими властями. Скорее всего он сам искренне в это верил, об этом, можно прочесть в его сочинениях.

Заслушав доклад товарища Устрялова, правление дороги констатировало следующее:
1) Изменение деятельности коммерческого училища как по форме, так и по существу ведется; нужно отметить только недостаточность темпа, что объясняется с одной стороны своеобразным составом учащейся массы, а с другой стороны недостаточностью советского опыта у педагогического и административного персонала.
2) В области учебной постановки наряду со сдвигом в сторону нового направления закачаются еще остатки со стороны некоторых преподавателей скрывать недостатки и не успешность учащихся в академической области от взоров общественного мнения.
3) Темп советизации никоим образом не должен в будущем идти за счет успеваемости по академической линии .
4) Отмечая рост общественной активности среди учащихся в деле создания органов школьного самоуправления. Правление дороги констатирует недостаточное внимание со стороны некоторых преподавателей коммерческих школ к этому движению.
5) Надлежит указать администрации коммерческих училища преподавательскому персоналу на ненормальность фактического сохранения молитвы в некоторых классах женского коммерческого училища, а также на целый ряд не досмотров высшей администрации К.В.Ж.Д.
6) Отмечая некоторую замкнутость коммерческого училища, как привилегированной школы в своих достижениях и недочетах, правление полагает совершено необходимым построить работу так, чтобы школа, обе- печенная хорошо материально, стала бы в возможно ближайшее время опытно-показательной школой, обслуживающей своими методическими достижениями просвещенцев массовой школы первой, второй ступени К.В.Ж.Д.
7) Отмечая в деле советизации указанные недостатки, правление считает, что они могут быть изжиты если со стороны директора Н. В. Устрялова будут приняты следующие меры: а) Н. В. Устрялову надлежит уделять большее внимания школам, ибо сейчас в данный момент вся учебная и хозяйственная постановка дела находится, главным образом, в руках инспектора Н. К Дунаевского, которому трудно отказаться от старых традиций; б) уделить больше внимания существующим организациям (прим. прокоммунистическим) в деле дальнейшего их укрепления и развития, в) в целях демократизации школ принять меры к более широкому доступу детей рабочих и служащих К.В.Ж.Д, для чего считать необходимым поставить вопрос в 1926 — 27 году о снижении платы во всех классах коммерческих школ.
Из этого характерного постановления следует, что Устрялов весьма старательно занимается советизацией вверенного ему училища, но мешает ему в этой нелегкой работе старорежимный инспектор Дунаевский. Конечно Дунаевский вряд ли является серьезной помехой, но во всяком случае преданность Устрялова делу советизации школы не ставится правлением под сомнение.
Следует отметит, что в школах работа по советизации велась более интенсивно, чем в училище. Дети более податливый материал в плане идеологической обработки, чем подростки, окруженные со всех сторон харбинской буржуазной культурой чуждой всему большевистскому. Советское руководство исходя из таких установок воспринимало служащих и работающих на К.В.Ж.Д имеющих советское подданство как не совсем благонадежный социальный элемент.


Рецензии