Гонениния на православие в Забайкалье

Кристаллизация антибольшевистских сил на территории Забайкалья неуклонно росло. Особенно это было заметно в уходе населения из стана неверующих и присоединении его к православное церкви. Приходы всюду восстанавливались, и богослужения совершались регулярно. Особенно церковь восстановила свои позиции на селе. В начале 20-х годов священники и приходы имелись во многих населенных пунктах, сейчас в Забайкалье в 21 веке ситуация совершенно иная.
Коммунистическая власть конечно разными путями чинила препятствия, отправляла комсомольцев в командировки из городов на село с задачами пропаганды атеизма, но запретить богослужения могла.
Многие несознательные комсомольцы переходили так сказать в стан идеологического противника и воспринимали "религиозный дурман", как в то время часто называли православие. Конечно причина того, что в начале 1920-х в Забайкалье было меньше гонений на православие, чем в европейской России и Сибири, кроется в существовании на тот момент Дальневосточной республики (прим. об этом я писал в одной из прошлых статей).

В середине 20-х ситуация начала меняться, либеральное законодательство республики канула в лету и пришел "московский диктат".
Послабление в церковных делах тоже остались в прошлом. Советская власть решила наверстать упущенное в Забайкалье и взялась за гонения на православие со особым рвением, чем где бы то .
В 1926 году в селении Абагайтуй рождественские службы были приостановлены таким хитроумным, в духе коммунистического двоемыслия способом. В первый день Рождества Христова богослужение было совершено в села Абагайтуй и прошло благополучно. В следующие дни праздников богослужения предполагалось совершить в селах Нарын, Брусиловка, Кайластуй и других. Председатель райисполкома (прим. Борзинский районный исполнительный комитет) коммунист Колесников, зная, что у священника на 15 дней просрочен паспорт, арестовал его за это и отправил его в приказном порядке в Борзю делать новый.
К слову обычно в те времена вопрос о просрочках паспортов разрешался на местах, но коммунистам нужно было сорвать праздничный богослужения и они продержали священника в Борзе все праздничные дни. Православное население конечно было возмущено, но разумеется его мнение власть в расчет не брала. Такие, сказать мелкие пакости со стороны советской власти нарастали как снежный ком, усугублялись бесхозяйственностью и бездумным выполнением директив с верху в вопросах сельского хозяйства, приведших к обнищанию народа, все это привело в начале 1930-х к стихийным крестьянским восстаниям по всему Забайкалью.
Относительной свободе, которой пользовалась православная церковь в Забайкалье, конец пришел практически мгновенно в декабре 1925 года. Местные гражданские власти ввели целый ряд правил, ограничивающих права священников при совершении богослужений и требы. На богослужениях часто присутствовали представители ГПУ, которые в любой момент могли остановить начатую службу ( прим. В 4 серии сериала "Рожденная революцией" милиционер Басаргин (роль В. Талашко) как раз говорит об этом). Речи, которым священники собираются произнести с амвона, подвергались цензуре и почти всегда запрещались. На выезд священника в соседний поселок своего прихода, требовалось персональное разрешение властей. Ситуацию православия в Забайкалье также отягощал раскол существующий с 1922 года.
Многие приходы края хоть формально и числились в Московском патриархате (прим. Тихоновцы. По имени первого в 20 веке патриарха Московского), но на деле принадлежали живоцерковникам. (прим. Обновленцы. Обновленческая организация, возникшая в мае 1922 года при активной поддержке Государственного политического управления при НКВД РСФСР. Лидером «Живой Церкви» всё время её существования являлся «протопресвитер» Владимир Красницкий). К слову РПЦЗ тоже не поддерживала Тихоновцев и живоцерковников, так же существовала катакомбная церковь. РПЦЗ в богословском отношении стояла ближе всего к Катакомбной Церкви . Впоследствии РПЦЗ смягчила свое отношение к Тихоновцам.
Ситуация с внутренним расколом православия, в рамках единой РПЦ, на различные фракции сохраняется и в 21 веке.
В Чите осенью 1925 года животворницкий епископ Михаил (Орлов) видимо видя к каким ужасающим последствиям ведет обновленчество(прим. В Чите в 1922 году обсуждался вопрос о запрете использования русского языка в богослужениях) принял решение о возвращении в лоно Тихоновской церкви. До этого момента советская власть видела в нем своего помощника.


Рецензии