***

Сразу внесем ясность. "Китами" называли служащих К.В.Ж.Д по национальности русских, но имеющих китайское подданство, то есть белоэмигранты решившиеся распрощаться с Российским паспортом и не получать "Серпастый, молоткастый" .
Это решение можно понять, быть лицом без гражданства, фактически значило быть ни кем, юридически не существовать со всеми из этого вытекающими неприятными последствиями. В середине 1920-х годов Харбинский местком коммунистической партии при правлении К.В.Ж.Д задался целью во что бы то не стало перевести всех китайских подданных русской национальности "за линию", то есть попросту создать условия для их добровольного увольнения.
Прежде всего это касалось опытных агентов, прослуживших на железной дороге от 10 до 25 лет, которые не соглашались перейти в "красный стан". Чтобы убедить их в необходимости получения советского гражданства применялись различные методы от уговоров до откровенного запугивания и угроз семьям. Нужно понимать, что в правлении дороги работали и сотрудники ОГПУ СССР, де-юре для прикрытия занимавшие гражданские должности, где ни будь в отделе кадров или телеграфе, а фактически они занимались своей непосредственной работой, пытками, угрозами, расправами над инакомыслящими . Они создавали все условия, что бы строптивый "кит" сам убежал с дороги или же стал советским гражданином.
В телеграфной службе дороги в этом направлении успешно работали два коммуниста: Вальтгрубе и Паньков, а так же телеграфистка Ивашникова с телеграфистом Стеапановым.
Важным орудием в руках коммунистов стал так называемый приказ №37. "Первыми ласточками" в череде увольнений по 37 приказу стали служащие "киты" со станции Куаньченцзы. После этого начались расправы с китайскими подданными и на других станциях.
Так, 11 февраля 19256 года на станции Ханьдаохэцты уволены под видом сокращения штата кондуктора: В.Г Мельников, Ф.К. Шулей, Н.А. Мунцев, П.Л. Мазеин, И.Ф. Верномудров.
Уже давно нарядчик бригад Гудашев сам из "перелетов" (прим. т.е переметнувшихся), точил зуб на китайских подданных, желая выслужиться этим перед большевиками. Настал подходящий момент и он потирает руки от удовольствия, заявив уволенным, что они обратно никогда приняты не будут. Чтоб прикрыть эту расправу была применена "коммунистическая хитрость", к слову применяемая в России в различных вариациях до сих пор, вместе с китайскими подданными, большевики одновременно с ними для проформы уволили поденных кондукторов подданства СССР, но через два дня сорок человек из советских были приняты снова.
На дороге для виду было оставлено два кондуктора с китайским подданством, остальная тысяча была советской.
Администрация дороги не брезговала ни какими способами и средствам, чтобы увольнять с дороги русских принявших китайское подданство. Не были исключением и доносы от сознательных служащих.
Так, в 1924 году на технического конторщика станции Харбин- Центральный Хлюстова был сделан ложный донос на имя начальника эксплуатации пути. Донос начинался с того, что 26 января конторщик Хлюстов, читая в газете «Заря» ноту Карахана маршалу Чжанцзолину (прим. Л.М.Карахан советский дипломат, подписал договор о К.В.Ж.Д. Чжанцзольнь правитель трех провинций Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян)), порицал действия Карахана, считая, что действия маршала Чжанцзолина совершенно правильные.
Хлюстов говорил о том, что нужно арестовать Гранда и Иванова и вообще всю советскую головку, добавив при этом, что движение поездов будет восстановлено лишь при таком условии. Донос подписан группой служащих: кладовщиком Пархоменко, помощником начальника станции Лайко, старшим помощником Володько, конторщиком Бойко, который ранее служил на дороге полицейским на станции Имяньпо и за распространение коммунистических прокламаций среди китайцев был выслан в 1922 году из Харбана на 86-й разъезд (прим. пгт. Забайкальск. Основан в 1904 году как железнодорожный разъезд № 86 Китайско-Восточной железной дороги. Затем переименовн в станцию Отпор). Некоторое время Бойко жил в Иркутске, а затем при посредничестве советской власти тайком от китайских властей вернулся в Харбин и поступил уже при смене власти после советско-китайского вооруженного конфликта на К.В.Ж.Д, как пострадавший от рук китайских милитаристов. Конечно в доносе стояли и другие подписи, но как показало расследование проведенное полицией подлинными были лишь обозначенные выше, остальные подделаны. Несмотря на это и на все доводы в свое оправдание, Хлюстов был все же уволен по состоянию здоровья. Еще один "кит" был выброшен на финансовую мель, влачить полуголодное состояние без работы.


Рецензии