Николай Чернышевский на Кадаинской каторге

Имя Николая Гавриловича Чернышевского - выдающегося мыслителя, писателя, революционера, демократа неразрывно связано с Забайкальем, где он более сотни лет тому назад отбывал наказание «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка, за принятие мер к возмущению, за сочинение возмутительного воззвания к барским крестьянам».
В мае 1864 года на Мытной площади Петербурга над ним был совершен обряд гражданской казни, и на другой же день «государственного преступника» Чернышевского спешно, что бы укрыть от позора, отправили в далекую сибирскую ссылку. Трудным был путь для конвоиров от Петербурга до Нерчинского Завода. Везли они Чернышевского по разбитым и тряским дорогам, в холод и зной, в дождь и ветер. Николай Гаврилович все время находился в закрытой кибитке, по пути делались лишь короткие передышки, чтобы сменить лошадей. Транспортировку узника усугубляло и то, что Чернышевский был совершенно непреспособлен к тяжелым условиям жизни, следствием чего стало то, ччто он практически сразу по отъезду из Метербурга заболел. По истечении 8 тысяч верст, Чернышевский 3 августа 1864 года, наконец был доставлен на Нерчинскую каторгу. Ввиду тяжелого физического состояния его поместили в Кадаинский тюремный лазарет. Чернышевского после выздоровления направили на работу в рудники. С водворения Чернышевского в Кадаю начался его забайкальский период каторги. Посылая Чернышевского на каторгу, правительство рассчитывало на политическую смерть демократа. Оно сделало все, чтобы изолировать писателя от многочисленных его почитателей. В основном книги Чернышевского печатали за границей, там его воспринимали как поборника тогдашних «европейских ценностей» и даже называли единственным европейцем в России. Просвещенным европейским кругам того времени немного льстило, то с каким упоением Николай Гаврилович отзывался обо всем европейском и то легкое, по-детски наивное и жестокое отношение к русскому народу. Чернышевский говорил о русских: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы». Николай Гаврилович воспринял и заимствовал в западной мысли идею социализма и примитивный материализм, который он считал последним словом в науке. Это же по мнению многих исследователей, служило причиной неспособности Чернышевского внятно оформить свои требования. Чернышевский этакий вечный юноша-бунтарь, повторяющий умные мысли европейских авторитетов, но пока еще сам не способный явить миру действительно мощную идею, идею русского социализма и идею революции. В.И. Ленину это удалось в полной мере, поэтому современники сравнивали его с Николаем Гавриловичем и даже называли АнтиЧернышевский. Чернышевскому было запрещено печататься в журналах, издавать книги, произведения его, поступающие в Россию из-за границы, конфисковались. В печати было запрещено даже упоминание имени Чернышевского. Годы каторги занимают важное место в творчестве писателя. Будучи фанатиком он продолжает непримиримую борьбу против монархии, используя для этого малейшую возможность. Чернышевский пишет романы, рассказы, пьесы, стихи. На каторге к Чернышевскому тяготели пытливые и жаждущие духовной пищи осужденные. Его непоколебимое спокойствие, твердость духа, умение все переносить, ни на что не жалуясь, поражали и восхищали друзей Чернышевского. Тюремная камера его была «квартирой генерального штаба друзей». Здесь собирались лучшие люди, отбывающие каторгу в далекой Сибири. То были гарибальдийцы (прим. поклонники итальянского революционера Джузеппе Гарибальди), петрашевцы и представители старшего поколения революционеров.
Они в камере читали Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Шевченко. Декламировали Гейне «в изысканных переводах Михаила Ларионовича Михайлова». С поэтом Михайловым Чернышевского связывала давняя дружба. Их роднила демократическая настроенность и революционность их взглядов. Годы же, проведенные вместе в Кадае, навсегда сроднили этих людей. Вскоре Чернышевского переводят в Александровский Завод, боясь, что Кадая, близкая к границе, удобна для побега. А после 1871 года Чернышевского отправляют в Вилюйск, где он пробыл до 1883 года. Отсюда он был переведен под надзор полиции в Астрахань, и только в последний год жизни он попал в родной Саратов. Чернышевский и в период каторги продолжал оставаться вождем революционной демократии в России. После победы большевизма, коммунисты поставили Чернышевскому в Забайкалье памятники, назвали его именем улицы, станцию Пашенная переименуют в станцию Кагановича, а затем в Чернышевск. Имя Николая Гавриловича носил Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет. В селе Александровский-Завод есть дом-музей Н.Г. Чернышевского.





Просмотров: 0


Рецензии