Антикафе

Учась в одиннадцатом классе, Магура подрабатывала официанткой в антикафе. В таком кафе оплачивалась не еда, а проведённое время. Обдумывая понятие «антикафе», Магура вкладывала в него разные смыслы. «Анти» означает «против». Может быть, это кафе существует как что-то, противопоставленное остальным кафе. Обычно в такие заведения приходят просто поесть. А здесь цену имеет время, и клиенты пытаются его поймать, остановить за определённую плату. Это пространство отличается от мест общественного питания, например, тем, что в нём проводятся поэтические вечера и презентации книг. Не так давно здесь проходил авторский вечер поэта. Поэт иногда приходит сюда. Они здороваются с Магурой. Это не очень молодой мужчина, скорее всего, одинокий. По крайней мере, непонятый, не имеющий постоянного круга общения. Он ищет, кому бы излить душу. Магура в чём-то его понимает. Поэт смотрит на неё с восторгом, не устаёт говорить ей комплименты.
– Какая скандинавская красавица сопровождает трапезу в этом антикафе! – восклицает поэт.
– Скажете тоже, – сдержанно отвечает Магура.
– Нет, вы просто прекрасная и могущественная Валькирия! Вы знаете картину талантливого художника Константина Васильева? У вас абсолютно такой же типаж и те же глаза цвета льда.
Сравнение польстило Магуре. Она любила картины Васильева, соединяющие и славянский, и скандинавский эпос, и печальную мечту художника. Картину «Валькирия» Магура втайне считала своим отражением. Такой же холодный свет, исходящий от золотистых волос и прозрачно-голубых глаз, и при этом такая же решительность, умение добиваться поставленной цели. Правда, на картине богиня войны носит крылатый шлем. А Магура, занимаясь то школой, то подработкой, уже как-то подзабыла про романтические полёты.
– Я – ваш сражённый воин! – вздыхает поэт.
Однажды в антикафе пришла одноклассница Магуры вместе с друзьями из литературного кружка. Одноклассница называла себя Королевой Фантазий. Она писала прозу и стихи и подписывалась псевдонимом. Возможно, его придумали в том же литературном кружке. Такое имя казалось единственным выражением сути этой девочки, хрупкой, летящей, создающей мечты из всего, что рядом.
– Магура, привет! – обрадовалась Королева Фантазий.
Она знала, что Магура стала официанткой, но не знала, что именно здесь.
Магура поздоровалась, но сразу внутренне напряглась, не зная, как на неё посмотрят юные литераторы.
– Познакомьтесь, это Магура, моя одноклассница! – объявила Королева Фантазий.
– Привет, – послышалось несколько голосов.
– Может быть, сядешь к нам? – предложил один из мальчиков.
– Я вроде как на работе, – Магура обвела глазами зал. – Но сейчас мало народу…
В антикафе не так уж часто собиралось много посетителей. Магура время от времени подходила к столику, где расположился кружок. Рядом с Королевой Фантазий сидели два мальчика, один из которых приглашал Магуру в компанию. Похоже, они старались завладеть вниманием кружковской королевы. Но одноклассница Магуры ни на кого не смотрела, продолжая оставаться девочкой не от мира сего. Вряд ли найдётся человек, способный вывести Королеву Фантазий из её собственного призрачного мира. Всё это Магура видела, сама того не желая. Её не все любят, потому что от глаз Магуры ничего не укрывается. Из-за этого можно услышать претензии: откуда она всё знает, к ней стекается вся информация, как к бабушке у подъезда. Трудно поверить, что Магура многое видит и понимает не по своей воле. После совместного вечера в антикафе Королева Фантазий предложила Магуре сходить на занятие кружка в библиотеке. Магуру заинтересовало это предложение. Девочки пригласили и Жемину, подругу Магуры, любившую читать книги. Компания кружка всё прибавлялась.
Во время занятия Магура заметила, что Королева Фантазий часто направляет разговор собравшихся в интересном направлении. В какой-то момент она заговорила о том, что можно назвать пленом, даже не реальным, а духовным, и может ли такой плен быть добровольным.
– В плен нельзя уйти по своему желанию, – возразил тот, кто приглашал Магуру. – Если человек пошёл туда сам, это уже не заключение, это его уютный мир.
– А если он понимает, что ему там тяжело, но по какой-то причине жить там же, где и большинство, ему ещё опаснее? – продолжила Королева Фантазий.
– Бывает и так, – согласилась Жемина. – Вспомните «Мастера и Маргариту». Мастер боится сделать шаг в социум, но и боится пойти в другую сторону – в магический мир. За него делает выбор Маргарита.
– Магура, а ты что-нибудь думаешь об этом? – обратилась Королева Фантазий к Магуре.
– Я могу прочитать стихотворение про плен, – предложила Магура.
– Уже стало интересно.
Магура прочитала стихи Игоря Северянина.

– А я, как Игорь, что в полон
Был взят ордою половецкой,
Томился, звал, и Аполлон
Манил меня улыбкой детской.
Не мог препятствия кандал
Я сбросить пылу чувств в угоду,
И я страдал, и я рыдал,
Моля судьбу вернуть свободу.

Королева Фантазий слушала, наклонив голову. Она чувствовала, как из глаз потекли тонкие струйки слёз.
Мальчик, заговоривший с Магурой в антикафе, не отводил от неё взгляда. Магура со строгим достоинством зачитывала звучные поэтические слова. Её воззвание к собравшимся напоминало напевную речь, если не сказать – плач, древнейшее стихотворное произведение. Сама читающая превратилась в одну из величественных картин Константина Васильева – летящие и в то же время заломленные руки, голубая ниспадающая ткань, вытянутая как струна фигура в узком пространстве… Магура как будто производила впечатление жизненной силы и стойкости. Но, с другой стороны, для такой энергичной красоты уже давно нашлось место в искусстве. Просто мечты бывают разными.
В конце встречи второй мальчик из тех, что сидели с Королевой Фантазий в антикафе, разговаривал с Жеминой.
– Откуда у тебя такое необычное имя? – спросил он.
– У меня литовские корни, – объяснила она. – Жемина – это литовская богиня земли.
– Или богиня мечты, – улыбнулся мальчик.
Очаровательная Жемина выглядела такой же загадочной, как её имя. Нельзя сказать, что мальчику раньше было скучно на встречах кружка, но сегодня занятие наполнилось особенной романтикой.
Королева Фантазий с грустной улыбкой смотрела, как один из клубных мальчиков уходит с Магурой, другой – с Жеминой. Раньше они провожали Королеву Фантазий. И всё-таки, как хорошо, что ребята нашли себе такое счастье, какое им по душе. У Королевы Фантазий такие замечательные одноклассницы. Магура – уверенная в себе, Жемина – мягкая и деликатная. Пусть все они будут счастливы. А для Королевы Фантазий невозможны земные радости. Ей суждено любить только книжные вымыслы. Вернее, на самом деле существует человек, ради которого Королева Фантазий мечтает выйти из воздушного замка. Но он старше неё. Он, насколько она знает, не женат. У него не случилось настоящих друзей, но он проводил свой поэтический вечер в антикафе. И при этом он живёт в плену сомнений, отчаяния и безверия. Если бы и он, и Королева Фантазий вышли из собственных надуманных мечтаний и прожили реальную жизнь, возможно, что-то случилось бы по-другому.
***
Магура заканчивала рабочий день. Поэт досидел до закрытия антикафе. Уходя, он задержался, досказывая Магуре вечерние размышления.
– И всё-таки, прелестная Валькирия, я чувствую себя как в заточении, – поэт развивал такую тему уже не один день. – Страшно оставаться на месте, но страшно и сделать шаг в ту или другую сторону.
– Важно, чтобы было к кому выходить из своего плена, – сказала Магура. – Вы и сами не знаете, какое сокровище вас ожидает, если вы пойдёте в мир.
Поэт ушёл. За Магурой зашли Жемина и поклонники Магуры и Жемины из кружка.
– Посмотрите, какое платье я выбрала для выпускного! – поделилась радостью Магура.
Она достала из пакета платье. Тяжёлая ткань широкого подола взметнулась перед её друзьями, и им сразу представились все королевские балы. Платье было чёрным, как ночь, как романтичная тоска, способная превратиться в искусство.
– Классно! – одобрил поклонник Магуры.
– Хотя как-то темновато для праздника, – сказал поклонник Жемины.
– Зато хоть что-то непохожее на остальных, – не согласился поклонник Магуры.
– Испания… – Жемина всматривалась в платье, пытаясь разгадать его загадку. – Камеристка инфанты Изабеллы…
Магура мысленно поразилась, как Жемина смогла увидеть в платье то, чего сама Магура не заметила. Правда, цвету ночи трудно подобрать название и ассоциацию.
Две пары вышли из антикафе. Мысли всех направились в сторону выпускного бала.


Рецензии