Манок

          Только на второй год после получения охотничьего билета я научился охотиться на рябчика при помощи манка. Прочитав в книжке про подобный способ охоты, приобрёл два металлических манка и пытался свистеть в лесу, но никто на свист не подлетал, а отзывались только синички-гаички. Помог мне господин Случай. Однажды, в середине мая, собирая грибы сморчковые шапочки, я заметил двух рыжих белок, с цокотом гонявшихся друг за другом по деревьям. Затаился в густых ёлочках и с интересом наблюдал за их любовными играми. Неожиданно неподалёку услышал знакомый характерный звук «фрррр». Так взлетают с земли только рябчики. Серо-пёстрая птица мелькнула между деревьями и уселась на нижний сучок сосны в десятке метров от меня.
          Какое-то время рябчик сидел неподвижно, только поворачивая голову в разные стороны. Отчётливо было видно  чёрное большое пятно на  горле. Значит, самец, петушок. У курочки такого пятна нет.  Затем, слегка вытянул шею, и призывно засвистел. Этот свист я иногда слышал в лесу, но не придавал ему значения. «Тииии-ти- ти –тиути» -= далеко разлетелось по лесу. В ответ чуть слышно раздался ответный зов. Петушок преобразился: на голове взъерошился  серый хохолок, серый же хвост с чёрным ободком поднялся веером, сам он напыжился и стал как-то в полтора раза толще. Пробежав туда – обратно по толстому сучку он засвистел повторно. Ответный свист не заставил себя ждать. Рябчик подпрыгнул, сорвался с сучка и полетел в сторону таёжного соперника.
          «Вот оказывается, как он свистит» -- мелькнула мысль.  Дома я пытался воспроизвести этот звук,. Но сразу не получилось. Интересно, что у каждого манка оказалась своя тональность. Чтобы не забыть, лето я иногда повторял рябчиный призыв. И когда в середине сентября открылась охота на боровую дичь, я ходил по лесным тропинкам в надежде услышать этот звук. Наконец, я его услышал. Тут же спрятался за толстый ствол сосны и симитировал его. Рябчик ответил. Я повторил призыв. Он ответил снова, но не подлетел. Я заволновался: неужели неправильно маню? Просвистел ещё раз. Получил ответ и услышал далёкий звук взлёта птицы. Но до меня рябчик не долетел. Я разочарованно подождал минуты три и вновь свистнул без всякой надежды. Ответа не было, однако я услышал более близкий взлёт, и вот уже вижу, как рябчик летит ко мне и садится на осину в полутора десятках метров. Здесь его и достал мой выстрел. В этот день я принёс домой двух рябчиков.
          Только на третий или четвёртый выход я сообразил, что не надо ждать свиста птицы, а самому провоцировать ответ. Начал останавливаться через некоторое пройденное расстояние и манить. Теперь из каждого похода в лес я не возвращался без четырёх-шести рябчиков. Но вскоре мне пришлось встретиться с непонятным: на мой призыв я получил какой-то непонятный отзыв «тиути-ти-ти», без трели в окончании. Птица отзывалась с одного места и не подлетала. Пришлось подкрадываться. И, конечно, подшумел. Рябчик взлетел, но тут же уселся на дерево и был сбит. Взяв тушку в руки понял, что это курочка: чёрного горлового пятна не было. С этого открытия охота стала ещё добычливей.
          В последствие, охотясь в более богатых дичью местах, я мог бы добывать до пятнадцати птиц, но в этом не было необходимости, вполне хватало четырёх-пяти в довесок к более крупной дичи.


               


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.