Якоб Лорбер. Домоводительство Господне. Глава 71
1. И смотри, услышав такое, почти все лишились дара речи, ибо очень хорошо поняли слова Еноха и теперь размышляли про себя о тех многих грубых заблуждениях, в плену которых каждый из них до сих пор находился. И у детей также широко открылись глаза, и своей любовью, пробуждавшейся в них, они все больше и больше заново узнавали и себя, и Меня. И только теперь дети главного рода от Адама до Иареда окончательно постигли речь Еноха, произнесенную им в гроте, и полностью осознали значение самого грота. И Адам после долгих размышлений о восходе солнца осмыслил его. Сиф же поднялся, устремил свой взор к небу и возблагодарил Меня за этот великий дар. И все присутствующие, последовав его примеру, премного восхвалили и восславили Меня в своих сердцах.
2. Один же из детей полудня, который был из колена Сифа и Еноса, подошел к Еноху, низко поклонился ему и сказал: «Енох, смотри, вот я стою перед тобой от лица всех нас. Мое имя Сифлаим, что значит "Сын Сифа, высокоодаренный мудростью".
3. Сначала я хочу воздать через тебя подобающую благодарность святому Подателю столь высокой милости, ибо, поскольку ты находишься ближе всех к Господу и имеешь Его живое слово, воистину, ты лучше всех сумеешь восполнить недостаток нашей немощной благодарности Богу за столь великое благодеяние. Я получил свою мудрость от Господа и поступал, как она меня учила, и не мог делать большего, ибо моя мудрость находила достаточным то, что я делал. Но то, чему учил здесь ты, говоря языком жизни, много больше мудрости всех людей. Это – корень всей жизни и вечное основание всей мудрости. То, что ты здесь возвестил – это Бог! И смотри, моей мудрости здесь недостаточно, чтобы воздать Ему надлежащую благодарность, посему сделай за меня то, что будет правильным! Но есть еще одна причина, которая привела меня к тебе. – Я хочу испросить твоего позволения пойти к тебе в обучение, чтобы ты показал мне тот путь, которым ты шел, благодаря чему обрел глубину жизни из Бога.
4. О Енох, не ставь мне в вину эти две просьбы, поскольку моя мудрость говорит мне, что ты – истинный провидец Бога, ибо любовь Всевышнего наполнила твое сердце, и огонь, с великой силой исходящий из Божьего перста, коснулся твоего языка. И потому, открой Сифлаиму, как и когда ты стал таким! Аминь».
5. И Енох сразу поднялся и сказал: «Послушай, Сифлаим, к чему это восхваление?! Разве ты затем получил мудрость, чтобы выходить с нею прославлять то, что недостойно прославления, не умея воздать хвалу Тому, Кому единственно только и причитается вся слава?! Или ты полагаешь, что и жизнь можно изучить, как ту мудрость, которую ты изучил с холодным сердцем, чтобы стать в ней мастером?!
6. О Сифлаим, Сифлаим, смотри, как бы тебе не задохнуться в твоей праздной жажде знаний!
7. Видишь, вот стоит смоковница, а там – сливовое дерево, усыпанное почти спелыми сливами! Как ты полагаешь, могло ли так случиться, что сливовое дерево пошло бы в ученики к смоковнице, чтобы научиться у нее искусству приносить, подобно ей, на своих ветвях вместо слив смоквы?
8. И если твоя мудрость хоть на что-то годится, она, разумеется, мгновенно должна со всей убедительностью напомнить тебе, что такое вовеки невозможно!
9. Но если кто-нибудь возьмет от смоковницы черенки, затем обрежет сливовое дерево со всех сторон, расщепит обрубки ветвей, вложит туда эти черенки и тщательно обвяжет их, добавив земли и смолы, тогда сок сливового дерева в этих черенках вскоре превратится в жизнь смоковницы, и через короткое время на преобразованном таким образом сливовом дереве появятся благородные смоквы.
10. Твоя мудрость давно уже научила тебя делать это. Почему же она не научила тебя любить Господа изо всех сил, чтобы и ты в качестве плода вместо слив приносил смоквы жизни?!
11. Я же говорю тебе, Сифлаим: смотри, Адам обрезал тебя и всех твоих детей и братьев, Сиф расщепил вас, а через меня Господь вложил в вас побеги вечной жизни. Теперь взаимной деятельностью вашей любви ищите свежую землю и смолу, и хорошенько скрепите верой эту жизнь в вас, и тогда вы вскоре найдете то, чему ты так бесплодно пытался сейчас у меня научиться!
12. Теперь же иди и действуй, и ты будешь жить! Аминь».
13. Услышав эту речь, Сифлаим ударил себя в грудь и сказал: «О Енох, я постигаю высокую истину твоих слов, однако тебе легко так говорить, уже имея эту мудрость. Ведь Господь дал ее тебе из Себя просто так, и тебе не пришлось делать для этого то, что ты указал делать мне! О, смотри, хорошо сидеть в укромном месте и легко брать, когда не требуют платы, только вот у меня все по-другому! Я работаю уже давно и беспрестанно бьюсь, чтобы достигнуть того, что у тебя получилось без усилий, но все напрасно! Для меня небо заграждено камнями, и проще было бы выкопать в земле яму, доходящую до конца земли, чем получить свыше хоть одну единственную капельку жизни любви.
14. Если желаешь убедиться, что это так, просто взгляни на великих отцов, чтобы они засвидетельствовали тебе мою правоту! Разве все они вследствие их положения не выше тебя и, следовательно, естественным образом ближе к Господу, чем ты? Почему же Господь остается вдали от них и ходит рука об руку с тобой?
15. О Енох, если бы все это не было дано тебе свыше святым Отцом как безвозмездный, никоим образом не заслуженный дар, воистину, ты, как и я, до сих пор еще сетовал бы на страшную душевную жажду и голод!
16. Или ты полагаешь, будто я не знаю, что ни одно дерево не может научиться чему-либо у другого? Смотри, тут я мог бы обойтись и без твоих речей. Если же мы должны обучать детей тому, что им необходимо – ходьбе, речи, работе, – чтобы тем самым доступно показать им пути наивысшего Бога, – скажи мне, разве больше мы тогда по отношению к Богу, чем наши дети по отношению к нам?! Я полагаю, мы бесконечно меньше по отношению к Нему! Каким же иным способом можно тогда показать нам эти пути, если не посредством обучения, как это бывает со всеми детьми?!
17. О Енох, ты думал, что легко справишься со мной, отослав меня к братской любви и любви к Богу. Однако же, отделаться от меня тебе будет не так просто, как ты полагал! Прежде, чем воспринять такое, я хочу все это сначала обнаружить в тебе!
18. Но похоже, в тех скудных крохах, которыми ты меня накормил, содержится не самая высокая степень любви к ближнему! Если же любовь к ближнему есть отблеск любви к Богу, воистину, тогда я не знаю, что мне и думать о твоей любви к Богу!
19. Смотри, как бы тебе самому вскоре не остаться своим единственным ближним!
20. Разве это правильно, если кто-то сердится на чьи-то речи?! Смотри, насколько сильно порадовала меня твоя первая речь, настолько же сильно раздосадовали твои теперешние слова! Мне хорошо известно, что ты – Божий провидец, имеющий живое слово, и если бы я этого не знал, то никогда бы не пришел к тебе и не стал бы восхвалять эту святыню в тебе! Но ты укорил меня за это восхваление, и потому я спрашиваю: кто велел тебе взять это на себя и укорять меня за это?
21. О, смотри, негоже отсылать от себя ни с чем своего брата в Боге, алчущего, жаждущего и плачущего!
22. Терпение – это главное, а смирение есть душа любви! Енох, я знаю, что ты дока и в том, и в другом. Почему же ты отказываешь мне, словно закрыл передо мной свое сердце? Я ведь никогда ничем не обидел тебя! Посему обратись и будь мне братом в Боге, вместо того чтобы холодно и сухо указывать путь! Аминь».
23. Когда же Енох улыбаясь совершенно невозмутимо выслушал все, что сказал ему Сифлаим, он снова поднялся и обратился к нему со следующими словами, говоря:
24. «Сифлаим, смотри, если бы все было так, как ты, судя по твоей речи, полагаешь, воистину, ты бы давно уже видел меня плачущим у твоих ног. Однако это не так!
25. Но чтобы из-за моих непонятных слов ты не вернулся в свою хижину несправедливо раздосадованным, смягчи свое сердце и послушай, что я тебе скажу. Сифлаим, посмотри туда, в голубую даль, и скажи какого рода и вида там травы и прочие растения, деревья и кустарники, и таковы ли они как здешние или нет, –
26. и что там за камни, какова земля, и какие источники, и похожи ли они на наши или нет?! Какими живыми существами населена эта даль, есть ли там люди, и чем они сейчас заняты?
27. Послушай, Сифлаим, твое молчание говорит мне, что ты этого не ведаешь! Тогда я спрошу тебя: каким образом ты мог бы скорее всего обрести такое знание?
28. Представим себе, что я уже побывал там и все это видел, и когда отцы в твоем присутствии спросили бы меня об этом, я подробно описал бы им эту местность. А ты, услышав мой рассказ и еще не разобравшись что к чему, сказал бы мне потом: "Послушай, мне очень нравится то, о чем ты сейчас поведал, и я хотел бы говорить об этой дали так же, как и ты, и смотри, ради этого я хочу пойти к тебе в обучение, чтобы научиться у тебя говорить такое!" Но тогда я бы ответил тебе: "Послушай, этому не сможет обучиться с внутренней убежденностью тот, кто к таковой стремится, и такой путь к чистейшему познанию был бы столь же тяжел, сколь и бесплоден!
29. Однако смотри: ближайший путь туда ведет через эти горы! Приложи усилие, отправься туда – и будь уверен, что уже через три дня ты вернешься обратно и сможешь, подобно мне, вести об этом полные истины речи с такой внутренней жизненной силой, каковой ты иначе не обретешь и за многие годы обучения!"
30. И тогда ты пришел бы ко мне с обвинением в недостатке любви по причине моего короткого, однако полного истины совета! Ответь себе самому, как такое обвинение в недостаточной любви соотносится с советом, согласно которому ты воистину в три дня можешь достичь того, на что в противном случае тебе едва ли хватило бы и тысячи лет?!
31. Смотри, тут ты со всей своей мудростью попал пальцем в небо!
32. Путь тебе указан. Если тебе недостает мужества пойти по нему в одиночку, приди и испытай меня, буду ли я как брат со всей любовью сопровождать тебя или нет? Полагаю, тут ты вряд ли найдешь причину для нареканий!
33. Но если бы я поступил согласно твоему неразумному требованию, смотри, тогда мне, пожалуй, поневоле пришлось бы сделаться твоим врагом, чтобы в своей порочности обманывать тебя, моего любимого бедного брата в Боге и Адаме!
34. Смотри, знание никогда вовеки не принесет тебе никакой пользы для жизни. Но если ты будешь действовать в соответствии с истиной, то найдешь свидетельство истины, и оно будет свидетельством любви, а любовь – вечной жизнью в Боге! Аминь, аминь, аминь».
Свидетельство о публикации №220060800678