Шахтёрская доля

Годы бегут всё стремительней, Сколько их ещё осталось знают только мойры. прядущие нить нашей судьбы и когда эта нить порвётся, мы уйдём навсегда в никуда. Размышляя над вопросами судеб человеческих, мне вспомнились довольно многие, так или иначе принявшие участие в моей жизни люди.
Я уже описывал как был принят в бригаду навалоотбойщиков шахты №6 рудоуправления "Кызыл-Кияуголь". Я в этой бригаде оказался самым молодым, хотя и не новичком, на практике мне пришлось в ипостаси навалоотбойщика поработать на карагандинской шахте "Шестая Новая", Там я набил свои первые волдыри на ладонях, потому что работал без рукавиц и черенок шахтёрской лопаты называемой карагандинкой был круглым и гладким, отчего лопату всё время выворачивало и приходилось очень сильно сжимать черенок ладонями,  результатом стали водянистые волдыри уже в первую отработанную смену.
Бригадиром у нас был дядька лет в 45 с усами и он мне казался уже стариком. Несколько позже я, конечно, узнал всех поближе и влился в бригаду уже не на правах новичка, а на правах члена бригады. Я, естественно присматривался к ребятам, как это делает любой привыкающий к новому коллективу.
Сегодня расскажу об одном из членов нашей бригады человеке по фамилии Хайруллин. Был он среднего роста, худой, но жилистый. В работе был неутомим, но любую возможность отдохнуть во время вынужденного простоя использовал на всю катушку.
Черенок шахтёрской лопаты  в торце имел перекладину, которая не давала лопате во время погрузки угля выворачиваться, тем самым предохраняя ладони от травм, а руки от чрезмерной усталости, Хайруллин, в случае остановки конвейера, мгновенно ставил лопату торчком, ложил подбородок на перекладинку и мгновенно засыпал стоя, так он мог спать и пять и десять минут, пока не раздавался скрежет скребков по рештакам, а это означало что простой кончился и пора приступать к делу. Руки его мгновенно ложились поудобнее на черенок лопаты, лопата вонзалась в кучу угля, набиралась полной мерой и взмахом посылалась к конвейеру. При этом ни секунды на раскачку после сна. В то время я увлекался научной фантастикой и мой товарищ по работе мне чем то напоминал робота.

Я даже не мог предположить, что ему уже под пятьдесят, что у него уже внуки. Но однажды, начальник участка на наряде обьявил, что Хайруллину исполнилось сегодня пятьдесят и что он с сегодняшнего дня может оформлять документы на пенсию. Само собой все дружно загалдели. поздравляя юбиляра и договорились что в первый же выходной после увольнения, всей бригадой отметим и юбилей и выход на пенсию в ближайшей "стекляшке", по нынешнему в "кафе" Такой день наступил и юбилей и пенсия были отмечены обильным питиём и закусью, само собой дарили подарки, произносились тосты, пели песни и даже шахтёрские. Хайруллин родился и вырос в Кызыл-Кия и дальше Оша и Ферганы нигде больше не бывал. Поэтому мечтал о море, о доме отдыха на берегу Чёрного моря и профком обещал его мечту оформить в виде путёвки. Но, как говорится: человек предполагает, а бог располагает. Не прошло и пол года, после гулянья в "стекляшке", как наш товарищ лёг в больницу с заболеванием желудка, самой распространённой болезнью в шахтёрской среде поэтому это не вызвало серьёзного беспокойства, когда мы об этом узнали. 
И вдруг неожиданно узнаём, что Хайруллина больше нет. Болезнь с которой он лёг, оказалась раком желудка.
Мы всей бригадой были на похоронах Хайруллина и помянули его всё в той же "стекляшке". может тогда я впервые задумался о шахтёрской доле и уже тогда стал думать о возможности поменять профессию и мне это удалось через 13 лет. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, оставшись я в этой профессии до конца, как Хайруллин.


Рецензии