Серафим Саровский

 -Папа, смотри! Серафим Саровский!

   Катюша бережно держит  иконку с изображением старца. А я подумала, что только из-за этой искренней радости внучки надо было побывать в святой обители, одного из четырёх уделов Богородицы.
   Тема веры для меня столь деликатна, что  никогда не решалась писать о ней.  Делаю это именно из-за Катюши и ещё потому, что здесь многое совпало.
   Так сложилось,  что и папа её, и дядя крещены были в храме, с колокольни которого упал  семилетний мальчик Прохор.  Чудесным  образом  ребёнок остался невредим и через много лет суждено  ему было стать великим старцем.

   30 июля 1754 года в Курске в семье благочестивого купца Исидора Мощнина родился сын. Всего три года  радовался отец успехам малыша. Умер  купец. Жена его, Агафия, одна воспитывала сыночка и продолжала дело своего мужа – строительство в Курске  храма в честь Пресвятой Богородицы.

   Однажды поднялся Прохор вместе с мамой на колокольню, неосторожно перегнулся через перила и камнем полетел вниз. С ужасом бежала Агафия к упавшему сыну, не чая увидеть его живым. Но мальчик, как ни в чём ни бывало, поднялся жив и невредим. Впервые подумала тогда мать, что хранит Господь её кровиночку.
   Но вскоре пришла новая беда. Сын тяжело заболел. Ни один врач не мог поставить диагноз. Всё хуже и хуже становилось Прохору.  Только вера помогала в страданиях.  И однажды в ласковом сиянии явилась ему Богоматерь и сказала, что его  мучениям совсем скоро придёт конец, он будет здоров. Осталось совсем чуть-чуть потерпеть. Так и случилось.

   На следующий день мимо их  дома шёл крестный ход с великой святыней Руси -  чудотворной иконой Божьей Матери  - Курской Коренной.  Взяв на руки измученного ребёнка, Агафия  поспешила на улицу. Над мальчиком пронесли святую икону. С тех пор Прохор начал выздоравливать. Болезнь прошла. Мальчик с  интересом учился. Любимым чтением для него были священные книги.  Церковные службы наполняли душу радостным светом. Ни дня не мог он прожить без посещения храма. И однажды признался матери, что хочет   уйти в монастырь.  Грустно было Агафье расставаться
с младшим сыном. Но, когда  исполнилось Прохору семнадцать, получил он материнское благословение - большое  медное распятие, и навсегда покинул родной дом.
   Теперь надо было думать,  какую обитель выбрать. За ответом отправился  юноша в Киево-Печерский монастырь.
   Преподобные Антоний и Феодосий были первоначальниками  русского монашества. К их мощам с молитвами  обратился юный паломник, и ему открылась Божья воля через монаха-затворника старца Досифея. «Иди в Саровскую обитель. Там дух святой будет вести тебя ко спасению, там ты окончишь свои дни.»  Сердечно поблагодарив старца, Прохор отправился в путь.
 
 Трудной и долгой оказалась дорога из Киева до Темниковских лесов, где затерялся Саровский монастырь.
   Настоятель отец Пахомий и монашеская братия тепло приняла юношу, ставшего усердным послушником монастыря. Устав монастыря был строг. Но, решив посвятить свою жизнь служению Богу, Прохор с радостью и лёгким сердцем выполнял самые сложные и трудные монастырские послушания. И лес рубил, и плотницкие работы выполнял, и хлеб для братии ночами выпекал. Но самое главное – он учился молиться. Это очень тяжелый труд. Научиться, сосредоточенно, не отвлекаясь, возносить молитву к Богу.
   
  Однажды юный послушник сказал своему духовнику, что душа его просит уединения, и мудрый наставник благословил его удаляться для молитвы в глухой монастырский лес.
   Жизнь его часто подвергалась суровым испытаниям. Однажды он тяжело заболел на долгих три года. Даже братия  уже отчаялась увидеть Прохора в здравии. Но юноша ни на секунду  не усомнился в покровительстве Богородицы, её заступничестве. И Пресвятая Богородица вновь явилась и исцелила Прохора.
   
Через много лет Господь и ему самому дарует силу  исцеления больных, предвидения будущего, молитвенной помощи несчастным.
   «Пламенный» означает имя Серафим. Именно оно было дано молодому монаху, столько лет стремившегося к постригу в монашество. Это свершилось, когда Прохору исполнилось тридцать два года. Год спустя он был посвящен в сан иеродиакона, и вскоре рукоположен в иеромонахи.

   В тридцать девять лет он оставил обитель и поселился в деревянной келье  в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от монастыря.
   Никогда не расставался Прохор, теперь Серафим,  с благословением матери – медным крестом. Жил и молился преподобный по чину пустынножителей - неимоверно строго. Пищей ему была трава, которая в изобилии окружала его келью - сныть.
 Сырая и высушенная. Но, несмотря на такой строгий пост, преподобный был сильным и крепким человеком. Однажды враг рода человеческого, диавол, решил принудить подвижника оставить свой монашеский подвиг. Сделать оружием злых людей.
   Преподобный Серафим рубил в лесу дрова,  когда вдруг перед ним возникли трое неизвестных. Требуя денег, они набросились на него. В руках у преподобного был топор, но он, будучи монахом, не мог ответить ударом на удар и предал себя в руки Божии. Бросив избитого возле кельи, разбойники устремились в жилище пустынника искать деньги, но обнаружили там лишь икону и несколько книг.
   Преодолевая ужасную боль, истерзанный, весь в крови, с трудом добрался  преподобный Серафим до обители.
   Раны были смертельны. И врачи, и братия не сомневались, что конец неизбежен. Преподобный провалился в тяжелое забытье. 

  Перед ним предстала Матерь Божья  с апостолами Петром и Иоанном. Обращаясь к врачам, Пресвятая Богородица сказала:
 - Что вы трудитесь? Сей от рода моего.

  Проснувшись, преподобный Серафим  почувствовал  возвращение сил. В тот же день он начал вставать, но всё же несколько месяцев ему пришлось провести в монастыре. А окрепнув, он снова вернулся в лесной затвор. И снова повёл свою затворническую жизнь.
   Любовью и состраданием не только к людям горело сердце преподобного Серафима, но и ко всему живому. Он достиг уже такой духовной чистоты, что даже хищные звери стремились к нему. Рассказывали, что  он кормил из рук огромного медведя.
 
 Подвиг молчания и столпничества – труднейший подвиг в жизни преподобного. Три года преподобный Серафим ни с кем не говорил ни слова. Тысячу дней и  тысячу ночей провёл он в молитве, стоя на камне. Один камень находился в его келье, второй лежал в лесной чаще. На камне в кельи святой стоял с утра и до вечера, а на ночь шёл в лес.
  Воздев руки к небу, преподобный молился словами евангельского мытаря : «Боже, милостив буди мне, грешному!» Под проливным дождём, в жестокие морозы, в палящий зной,  нёс преподобный свой духовный подвиг.
  Тело его за это время  пришло в изнеможение, дух же достиг необыкновенной свободы и высоты. Такой подвиг он смог пронести только укрепляемый особой благодатной  помощью Божией.
   Ещё семнадцать лет провёл подвижник в затворничестве монашеской кельи. Выйдя из затвора по благословению Самой Царицы Небесной,  стал принимать в Саровском монастыре людей, больных духовно и физически, исцеляя их, наставляя на правый путь заблудших.
   К этому времени он обладал прозорливостью: видел жизненные обстоятельства и духовные устремления каждого человека. Его советы люди принимали словно от самого Бога.  Молитвы преподобного Серафима помогали  верующим счастливо устраивать свою жизнь, избегать опасности, порой даже смерти, получали исцеление от тяжёлых болезней. Но самое главное, чему учил великий подвижник, найти путь спасения души и восходить к Богу через любовь и послушание.
   Всех паломников  встречал старец с сердечной приветливостью словами: «Радость
 моя, Христос воскресе!»
   Но были и те, кто приходил к преподобному Серафиму со скрытым коварством и хитростью в надежде получить от старца благословение на неправедные дела. Таких он грозно прогонял прочь.
   С надежной и верой шел  люд со всей матушки-России к мудрому старцу за советом и помощью.
   Когда преподобный возвращался к себе в пустыньку из монастыря, по обеим сторонам дороги  стояли толпы народа, чтобы увидеть батюшку Серафима, прикоснуться к его одежде.
   Последние годы жизни преподобный Серафим много заботился об основанном им женском Дивеевском монастыре. Там жили девушки-сироты и те, кто искал высокой, богоугодной жизни под руководством батюшки Серафима.
 
  Однажды в келье  старца заблистал свет, раздалось чудное пение. Стены словно раздвинулись, потолок исчез, возникло чистое сияние. И вдруг явилось удивительное шествие: шла Богоматерь в сопровождении двенадцати святых дев, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи,  два ангела с цветущими ветвями в руках. На Царице Небесной была сияющая, невиданной красоты мантия, голову венчала дивная корона.
   Так незадолго до смерти  преподобного Серафима посетила его Пресвятая Богородица в последний раз.
   Матерь  Божия обещала святому старцу не оставлять дивеевских сестёр  без Своей помощи.
   Она предсказала преподобному скорую кончину, переход в Небесное Царствие и благословила его. «Сей от рода нашего !» -предрекла Пресвятая Богородица, с любовью глядя на Своего послушника, прожившего трудную долгую жизнь по заповедям Её Сына.
   Первого января, за день до кончины, батюшка Серафим в последний раз побывал в храме. Затеплил свечи, причастился Святых и Животворящих Тайн Христовых. Затем стал прощаться с братией, всех благословлять и утешать. Телесно он был очень слаб. Духом же бодр, спокоен, светел и радостен. 
   Сбылось и пророчество преподобного о своей смерти. «Кончина моя откроется пожаром»-предрекал старец.  Так и случилось.
   Второго января 1833 года один из монахов почувствовал запах дыма, исходящий из кельи преподобного. Зайдя в неё, он увидел, что  старец стоит перед иконой «Умиление». Огня не было. Тлели книги, загоревшиеся от упавшей свечи. Скрещенные руки святого  лежали на аналое, голова покоилась на руках. Думая, что старец уснул, монах тронул его за плечо. Ответа не было. Тогда монах понял, что старец скончался.
,
  И безгранично было горе братии.
 
  Похоронили преподобного Серафима  у алтаря монастырского собора. В течение семидесяти лет после кончины батюшки люди во множестве приходили к нему на могилу, находя по молитве угодника Божия исцеление от болезней – телесных и душевных.
   Необычна и история обретения мощей преподобного. 19 июня 1903 года произошло открытие мощей батюшки Серафима и прославление его в лики святых, ставшее всенародным торжеством. В двадцатые годы двадцатого века они пропали. А совсем недавно, Чудесным образом, были обретены вновь. В июле 1991 года мощи были перенесены в возродившийся после разрухи Дивеевский монастырь, где они покоятся и поныне. И всем, желающим жить по заповедям Божьим, остался завет преподобного Серафима:
 
 « Радость моя, не время унывать! Христос воскресе! Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»


Рецензии
Поклон – стойкости Человеческого Духа...

*

Проникновенное, трепетное, обнимающее сердце слезами –
живое. Ваш личный поклон стойкости Человеческого Духа –
таким светлым и чистым – словом, чувством, восприятием...
Спасибо, Галина.

Галина Харкевич   19.03.2024 09:09     Заявить о нарушении
Вам, Галина, спасибо!
Храни Вас Бог!

Галина Преториус   20.03.2024 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 68 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.