Рассказ о картине - Танец смерти

"Танец смерти", 105,5х130 см, холст, масло, 2009 г.с. Собрание Музея Мировой погребальной культуры, Новосибирск. Автор картины и рассказа — Алексей Акиндинов.

Картина «Танец смерти» является звеном в теме так называемой «пляски смерти», в изобразительном искусстве, особенно присущей западноевропейской средневековой культуре. Но в отличие от этих произведений, я по своему решил эту композицию. Применив субъективное видение мира, через призму стиля – орнаментализм, сущность которого заключается в сплавлении реальности с орнаментальностью — создании новой, орнаментальной реальности.

В картине я изобразил многофигурную композицию, объединённую неким действием, которое представлено в своём зарождении, кульминации и финале, который является в то-же время и новым началом, неведомым для «простого смертного».

Смысловое движение в картине начинается так-же, как течение времени на циферблате – по часовой стрелке. В правом, верхнем углу картины изображены вечнозелёные ели, которые являются символом Вечной жизни. Часовня и спускающаяся лестница это начало жизни, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом. Фигура обнаженного человека символизирует собой первого человека, пришедшего в этот мир. Им может быть как Адам (человек), так и каждый из нас. Начало жизни человечества и человека идёт по одной и той–же схеме. По странному стечению обстоятельств, я наделил этого персонажа чертами Николая Васильевича Гоголя.

Странным стечением оказалось то, что Александр Иванов, когда создавал своё самое величайшее произведение «Явление Христа народу» изобразил в этом-же месте композиции, что и я, того-же персонажа. Только вот узнал я об этом совершенно недавно, уже после того, как наделил Адама чертами Николая Гоголя.

Скользя своим взором ниже, по ходу часовой стрелки, мы видим лестницу, по которой спустились персонажи моей картины. Эта лестница – символьный приход индивидуума в Мир, обращение его к действию – жизни. Среди группы стоящих персонажей я написал знакомых всему человечеству людей, таких как: Константин Циолковский; Иосиф Сталин; Патриарх Алексий II; Борис Ельцин и Александр Солженицын. Следующей группой персонажей является группа музицирующих скелетов. Это свита смерти, которая подыгрывает ей, играющей на скрипке. Образ смерти беспристрастен и дружелюбен. Его озаряют тёплые блики от горящего пламени костра, который символизирует энергию жизни. Люди, танцующие вокруг костра олицетворяют человеческое действие в земной жизни. Как согреться у костра жизни и не обжечься? Этим вопросом задаётся каждый пришедший в этот мир.

В выборе своих персонажей для картины и их размещении на полотне я руководствовался принципом того, что смерть – это финал каждого человека, возможно, что и переходное звено. Но именно на грани, в этот момент все становятся равны, бывшее высокое материальное положение усопшего не избавляет его от прихода к очистительному огню. То-же самое касается и политического положения и религиозных воззрений. Смерть закрыла свои глаза, это символизирует её беспристрастность и отсутствие лицеприятия. От неё не откупиться, не отговориться, не отыграться, не отмыслиться и не отпеться. Поэтому я изобразил среди персонажей, танцующих у костра представителей: политики и революций — Ленина; поэзии — Сергея Есенина; науки — Сергея Королёва; вокала и музыки — Фаруха Булсара (Фредди Меркьюри); первопроходцев космоса — Юрия Гагарина; актрис — Мерелин Монро (со спины).

Выше и левее танцующих персонажей мы видим могилы и гробницы — это финал, который ждёт каждого. Сухие деревья с прихотливыми, ветвистыми корнями и ветвями уходящими в небеса, к молодой (зарождающейся Луне) это путь, через смерть, из могил, по корням и ветвям устремиться в небеса к новой жизни, обновлению, символом которой является растущая Луна.

Мелкие узоры, покрывающие всю поверхность картины, написаны мной тончайшей кистью масляной краской от руки. Их в сюжете полотна более сорока тысяч. Они несут в себе символику силы и жизни. Так-как несмотря на наличие смерти, нам живущим, следует помнить, что жизнь идёт и не следует унывать — всему своё время. Это как срез, перекрёсток, параллельно и одновременно существующих миров. Мира жизни и мира смерти. Мелкие орнаменты, узоры, имеющие графему звёздочек и лучей, преимущественно на небе — символизируют небосвод, Солнце и живую энергию света. Узоры имеющие графему травы и листочков, преимущественно на земле — символизируют соки жизненных сил, необходимых для возрождения и обновления. Округлые узоры, нанесённые в основном на фигуры людей, символизируют собой корни это связь с нашими предками и их философским опытом...

Картина была написана мной специально по заказу Новосибирского Музея Мировой погребальной культуры и её директора — Сергея Борисовича Якушина.


Рецензии