Никейские соборы

Исповедую же и едино крещение водою и духом. Приступаю к пречистым тайнам, верую воистину в тело и кровь Христову, и принимаю церковные предания, и поклоняюсь пречестным иконам, и пречестному кресту, и святым мощам, и священным сосудам. Верую и в семь соборов святых отцов324, из которых первый был в Никее, 318 отцов, проклявших Ария325 и проповедовавших непорочную и правую веру. Второй собор в Константинополе, 150 святых отцов, проклявших духоборца Македония326 и проповедовавшего единосущную Троицу327. Третий же собор — в Эфесе, 200 святых отцов против Нестория, который хулил на Богородицу328, истинную Матерь божью. Четвертый собор в Халкидоне, 630 святых отцов против Евтуха и Диоскора329, которых и прокляли святые отцы, провозгласив Господа нашего Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком. Пятый собор в Царьграде, 165 святых отцов против учения Оригена и против Евагрия330, которых же и прокляли.
Шестой собор в Царьграде, 170 святых отцов против Сергия331 и Кура332, проклятых святыми отцами. Седьмой собор вторично в Никее, 350 святых отцов против иконоборцев333 и проклявших их.
324 Имеются в виду семь вселенских церковных соборов, на которых вырабатывались ортодоксальные догматы христианства. Соборы происходили: в 325 г. – в Никее, в 381 г. – в Константинополе, в 431 г. – в Эфесе, в 451 г. – в Халкидоне, в 553 г. и в 680 г. – в Константинополе, в 787 г. – в Никее, в 869 – 870 гг. — в Константинополе.
325 Арий (256 – 336) — александрийский пресвитер, основоположник арианства – одного из течений в христианстве, утверждавшего, что Христос сотворён Богом, и, следовательно, не равен ему. В 325 г. на Первом Вселенском соборе в Никее Арий и его сторонники были подвергнуты осуждению и изгнаны, а в качестве символа веры было принято учение о единосущной Троице.
326 Македоний (ум. после 360 г.) – архиепископ Константинополя в 342 – 346 и 351 – 360 гг., один из основателей учения духоборцев – отрицавшего божественность Святого Духа. На Втором вселенском соборе в 381 г. духоборчество было осуждено как ересь.
327 Один из важнейших догматов христианства, согласно которому Бог есть един в своем существе, но выступает одновременно в трех лицах (ипостасях): как Отец, как Сын и как Святой Дух.
328 Несторий (после 381 – ок. 451) — известный церковный деятель, архиепископ Константинопольский в 428 – 431 гг. Утверждал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, только впоследствии воспринявшего Божественную природу. Поэтому предлагал именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей).
329 Евтихий (около 378 – 454) — игумен одного из константинопольских монастырей, основатель монофизитства – доктрины в христианстве, постулирующей наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающей Его совершенное человечество. Диоскор – патриарх александрийский (444 – 451), сторонник и последователь ереси Евтихия. В 451 г. на вселенском соборе в Халкидоне был осужден и сослан в Пафлагонию, где и умер в 454 г.
330 Ориген (ок. 185 – ок. 254) — греческий христианский теолог и философ. Основоположник учения об апокатастасисе (всеобщем воскресении мёртвых, а не только праведников), которое было признано еретическим и подвергнуто осуждению на Пятом Вселенском Соборе в 553 г. Евагрий (Эвагрий) Понтийский (346 – 399) – христианский богослов и философ, ученик и сподвижник Григория Богослова. Находился под сильным влиянием учения Оригена и, хотя никогда не считал его для себя авторитетом в вопросах Церкви, пытался развить некоторое его неортодоксальные идеи, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик.
331 Сергий I – патриарх константинопольский (610 – 638), сторонник учения о монофизитстве. В период своего патриаршества пытался примирить монофизитов с официальной Церковью. На Западе монофизитство было осуждено, вследствии чего в 649 г. на Латеранском соборе Сергий посмертно был отлучен от Церкви. В 680 г. данное решение было подтверждено Шестым Вселенским (III Константинопольским) собором, проходившем на Востоке.
332 Кир Фазитский – патриарх александрийский (630 – 642), сторонник константинопольского патриарха-еретика Сергия I. В период своего патриаршества способствовал распространению монофизитства в ввереннной емуепархии. Вместе с Сергием был осужден как еретик в 649 г. на Латеранском соборе и в 680 г. на III Константинопольским соборе.
333 Последователи иконоборчества, представлявшего собой религиознополитическое движение в Византии в VIII – начале IX веков, направленное против почитания икон и других изображений Христа и святых.
А.А. Инков. Летописец Переяславля Суздальского: предисловие, перевод, комментарий. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016г. 297с.
Настоящая работа представляет собой первый в отечественной науке перевод с древнерусского на современный язык крупнейшего и одного из наиболее важных источников Северо-Восточной Руси начала XIII в. — Летописца Переяславля Суздальского, известного также как Летописец русских царей. Со времен обнаружения источника в исторической науке возникла острая дискуссия по вопросу о времени его написания. Первооткрыватель Летописца К. М. Оболенский считал, что оригинал памятника был написан в XII в. Однако эта точка зрения была поддержана не всеми исследователями. По мнению Н. Г. Бережкова, создание ЛПС следует относить к XV в.4 В настоящее время в литературе распространена точка зрения о более ранней датировке Летописца. Поскольку описанные в нем события охватывают период с древнейших времен до 1214 г., указанный год, в целом, и можно считать за год его написания5. По другим сведениям, летописец мог быть создан между 1216 и 1219 гг.6, что, однако, не отменяет его датировки началом XIII в.

К.М. Оболенский. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в начале XIII века. Москва. 1851. 217с.
 
Полное собрание русских летописей. Том 41. Летописец Переяславля Суздальского (Летописец русских царей). М.: Археографический центр, 1995. 184с. 


Рецензии