Мои воспоминания. У бабушки Шуры в Нижней Салде

Мои воспоминания.  У бабушки Шуры в Нижней Салде .
Больше всего я у бабушки любила огород. Когда выйдешь из вторых, внутренних ворот, то сразу ступаешь сначала на травку, а потом начинаются любимые грядки, а на них  морковь, горох, бобы, идешь к огурцам, а они над самой речкой, деревянные ступеньки, спуск к речке и мостик. На этом мостике полоскали белье. Огурцы рядом с банькой, потому что они воду любят и должны расти где-то  рядом с водой, так удобнее поливать. Да и в баньку водички натаскать удобно. Все устраивали по уму. Вот это место я и любила, рядом с банькой огурцы. До чего же вкусные. Ел бы и ел, с пупырышками. Не забываемый вкус.
А в баньке бабушка намоет и бежишь через весь огород, а прохладно, в баньке-то жарко, бежишь в избу, а там и  молочко и пирожки и сливочки. Коровка-то своя. С утра  бабушка в баньке постирает все, на речке выполощет, во дворе развесит. А во второй половине дня нас вымоет. Своих двоих, да меня. А там уж и коровку встречать из стада, доить, цедить молочко, разливать по крынкам  и выносить на полки в сени, там прохладно. А когда жара, то спускали в подполье, где  даже холодно, холодильников-то не было. Все, что природа давала, тому и радовались. А давала много. Во дворе хлев  для коровы, а было отделение и для лошади, дааа; дедушка Саша учил мня на лошади ездить: « Садись, не бойсь, держись..» высоко сидишь и чуть прокатит. Мальчишки-то справлялись с лошадкой, но я-то маленькая была. Во дворе, а двор огромный, отделение для кур с насестами, гуси, утки, они все  свободно гуляли. И еще овцы свободно гуляли. Бывало, корова уже пришла, а овец нет; ходим, ищем, где-то -бегают. Приходилось пригонять, иногда и сами приходили.
Хозяйство – то большое было. Чтобы содержать и кормить, ездили на покос. Дедушка лошадку запряжет, бричка, мы все на нее сели и поехали. Дедушка кнутом погоняет, едем, все рады. Ведь на  покосе-то дикие пчелы, вкусный мед, чай в железном чайнике на костре с разными травами. Травку косит дедушка, она подсыхает, и ее надо переворачивать. Дедушка мне маленькие грабельки дает, и показывает, как грести и где, и я тоже что-то скребу. День жаркий, наработаются; домой уже все усталые возвращаются. Мы, дети, падаем в сон, и подушками не бросаемся и  не прыгаем, напрыгались за день. А на завтра, погода хорошая, пусть там, на покосе, подсохнет, тогда поедем собирать в стога..
А утром рано, рано  просыпаешься  от пастушьего наигрыша   за окном .Это  пастух собирает стадо, и так красиво играет на своей свирели. Стадо идет  под  наигрыш. Потом уже услышала это  в русской музыке, у Чайковского, во второй части первого концерта, мелодия  разливается красотой.
А еще  просыпаешься от вкусного запаха. Бабушка коровку подоила и в стадо отправила пастись. Теперь  за печь принялась. Стряпает, готовит, печет; ой как вкусно пахнет : пирожки с луком будем есть и с молоком, и шанежки творожные, или с картошечкой. Слышишь стук ухватов, бабушка горшки ставит в печь, а там каша, щи, или борщ  со свежей зеленью. На целый день все готовится. А дедушка-то еще и на заводе работает, бывший Демидовский. Красивый завод. И как же они  все успевали-то.
А рядом с заводом кедровый парк, а рядом дом культуры со старинным стеклянным роялем. Никогда, нигде такого не видела, только в Нижней Салде. Это уж я, когда постарше была, ходила в этот клуб заниматься на пианино в одной из свободных комнат дома культуры.
Дом культуры от  бабушкина дома был далеко в центре, и я шла по деревянным тротуарам, вдоль плотины и красивейшего пруда с одной стороны и завода с другой. В руках была папка для нот с изображением лиры, и я гордо несла эту папку, что означало, что я умею играть на пианино. Я много лет подряд ездила к бабушке, так там  любила жить, что возвращалась домой, в Челябинск, всегда со слезами. Кончался учебный год, и я ехала к моей любимой бабушке, сначала мама отвозила, а уж постарше и сама ехала  прямым поездом от Челябинска до Нижней Салды. И почему?
А здесь  был другой мир. У бабушки в углах висели иконы, а на красивом столике Евангелие, а в Челябинске этого не было. Там был новый коммунистический дух. А меня тянуло к этой старине, к старому. Ведь бабушка учила меня на спицах вязать носки и варежки, крючком вязать кружева, обвязывать платочки. Невеста все должна уметь. Она даже  усаживала меня на вечерней дойке рядом и показывала, как доить корову. Делать это надо с большой любовью и ласково.
А  как-то раз бабушка дала мне примерить свое венчальное платье, очень красивое.  «Вот умру, к Богу пойду в венчальном платье, Невестой пойду…»- говорила бабушка. И завещание  ее выполнили: венчальное платье надели...
У бабушки в сенях, в чуланчиках стояли огромные сундуки. А на этих сундуках стояли всякие пироги и пирожки и разные вкусности. И там же стояли в тазах соленые грибы-они плавали в рассоле.
Это был  мир, из которого не хотелось уезжать. Этот дух, этот запах я потом ощущала у Мамина-Сибиряка, и мне все было знакомо, близко и понятно.
Сейчас только я понимаю, и понимаю, почему меня так туда всегда тянуло. ЭТО БЫЛА  ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ!
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
7 июня   2020г. ТРОИЦА
г. Екатеринбург.


Рецензии
Спасибо, Тамара! Теплые воспоминания!

Ольга Денисенко   22.06.2021 18:06     Заявить о нарушении