О депортации народов

;

Коммунизм иногда называют религией. Это, конечно, неверно.
В коммунизме нет многих признаков религии. Прежде всего, нет веры в фантастических существ, которые управляют миром. Нет веры в загробный мир. Нет веры в чудеса. Когда говорят: «Ленин всегда живой!» или «Герои бессмертны» все понимают, что фразы эти произносятся в переносном смысле. Как раз коммунистическое мировоззрение базируется на научной картине мира. Да, у коммунистов приняты свои обряды. Но в них нет магического смысла. Они совершаются не для того, чтобы умилостивить высшее существо или чтобы отогнать нечистую силу.
Но коммунистическое движение неоднородно. И люди в нём есть разные. Для кого-то марксизм – убеждение. Не догма, а руководство к действию. Есть же фанатики. Для них марксизм, именно, догма. Они обожают цитаты и относятся к ним точно также, как христианин к цитатам из «Библии» или мусульманин к цитатам из «Корана». При этом, бывает, что, вызубрив цитату, он не вникает в её суть (Не надо на меня обрушиваться! Я не сказал, что так всегда. Я сказал: бывает!). Коммунизм, это не религия, но для подобного рода фанатиков это квазирелигия, почти религия. И в этой квазирелигии есть некий постулат, не записанный нигде, но принятый без рассуждений: «Сталин всегда прав». Известно, что ошибаются все люди, даже самые великие, самые мудрые. А Сталин, выходит, нет? Значит, он – не человек, а некое фантастическое существо? Вот, видите, как похоже на религию! Это и ответ на вопрос: «Может ли у атеиста быть религиозное мышление?». Может. Разумеется, я говорю не про всех. Сталинисты тоже бывают разные. Некоторые со скрипом, всё-таки, признают, что иногда, ну, совсем редко, великий Сталин, всё-таки бывал чуть-чуть неправ.
На любую критику советской действительности, тем более, сталинских времён, такой вот правоверный сталинист ответит или «Это ложь!» или «Значит, так было надо!» Вот попробуйте рассказать ему какую-нибудь историю невинно репрессированного… Нет, не громкое дело. Тут сталинист подкован. Он забросает вас фактами или «фактами», как дважды два доказывающими, что Блюхер, Тухачевский, Мейерхольд, Русланова и любой названный Вами деятель был немецким, английским и эфиопским шпионом и копал ход под Кремль, чтобы подложить бомбу под товарища Сталина. Если же вы приведёте свои данные, например, материалы реабилитационных процессов, сталинист скажет: «Это ложь и подтасовка в угоду антисоветским силам» … Так вот, если вы приведёте пример не известного человека, а какого-нибудь скромного трудяги Васи Петрова из Урюпинска, то реакция будет та же самая, только без «фактов». Вот, ведь, как интересно! Про Бухарина или Мандельштама он, конечно же, читал. Но он не знаком с материалами дела Васи Петрова. Про Васю он услышал впервые. Но тем не менее он ни на секунду не сомневается, что если слесаря Иванова… Что, «Петрова»? Ну, пускай будет, «Петрова», какая разница, обвинили в шпионаже в пользу Германии, ЗНАЧИТ, он и есть немецкий шпион. Почему? Потому что органы не ошибаются. Вот вам догма. Настоящая, религиозная. Хотя, как я уже писал, сталинизм и не религия.
Назрела необходимость поговорить о позорной странице в нашей истории: о насильственном переселении народов. Об этом говорилось много и до меня. Но я бы хотел рассмотреть этот вопрос с иной точки зрения, нежели большинство тех, кто это делал до меня. Не только на этот вопрос, вообще, на советскую историю, более того, на марксизм и коммунистическую идею преобладают две точки зрения: Первая - антисоветская – «Коммунистическая идея утопична. Частная собственность священна. Любые попытки усомниться в этом приведут к ужасным последствиям. Коммунисты – преступники. Советский Союз был царством зла и как хорошо, что он исчез!» Вторая - сталинистская, квазирелигиозная. «В Советском Союзе под руководством Коммунистической партии великого Сталина всё делалось правильно. Любая критика– гнусная ложь! Всё было просто расчудесно. Но вот пришли Никитка-Иуда и другие предатели и развалили наш прекрасный Союз» К сожалению, почти не представлена третья точка зрения, точка зрения марксистов-ленинцев, которые не являются притом фанатиками.
Тысячелетия мир был разделён на эксплуататоров и эксплуатируемых. И большинством такое положение вещей считалось нормой. Но вот появился марксизм: великая идея, идея коренным образом пересмотреть всё на свете и создать общество по разуму, общество для человека, где никто никого не будет эксплуатировать. Причём, это не просто была мечта. Марксисты знали, что нужно делать и как. Знали, конечно, в общих чертах. Знать всё наперёд невозможно. Но в целом знали и делали. И вот в России, которая стала узлом противоречий и слабым звеном в империалистической цепи произошла революция. И стали строить то самое справедливое, бесклассовое общество. Строить не абы как, а по науке. И успехи в строительстве были просто огромны. Но, поскольку опыта в таком строительстве не было, было совершено великое множество ошибок. Не надо этого стесняться. Ошибки были просто неизбежны. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. В прочем, кроме добросовестных ошибок были и преступления. Да, были! Властолюбие, жадность, карьеризм, интриги, грубейшие отступления от социалистических норм и принципов, от марксизма – всё, к сожалению, имело место быть. И именно это привело, в конечном итоге, к гибели СССР. Не происки врагов. Никакой внешний враг не смог бы ничего сделать, если бы само советское руководство не напортачило. И вот сейчас настало время провести, как в школе, работу над ошибками. Чтобы не повторить их в дальнейшем. В дальнейшем, когда мы восстановим социализм. А это, рано или поздно, произойдёт.
Говоря о работе над ошибками, о пересмотре взглядов на историю, я ни в коем случае не призываю к ревизионизму. Не ревизия учения, а, наоборот, очистка его от наслоившейся шелухи, возвращение к истокам через отказ от всего наносного.
Фанатики яростно отрицают факт, что ошибки имели место. Для них сама эта мысль кощунственна, как для верующего мысль, что его бог мог быть в чём-то неправ. Антисоветчики считают сплошной ошибкой саму социалистическую идею. Ни с теми ни с другими мы не согласны.
Итак, поговорим об отношении к депортации народов.
Отрицать сам факт, что это всё имело место, невозможно. Что остаётся сталинисту-фанатику? Искать оправдания: «ЗНАЧИТ, так было нужно». Ох уж это «Значит»! Давайте рассмотрим и разберём аргументы сталинистов.

«Никакой насильственной депортации не было. Было добровольное переселение.»
Аргумент самый нелепый из возможных. Но дело в том, что в те времена акции официально именовались «добровольным переселением». Нет, ну, как вы это представляете? Смотрит некий чеченец в окно: «Всё горы, да горы! Надоело! А давайте-ка все вместе поедем жить в Казахстан!» И остальные: «Какая шикарная идея! Давайте!» И вот собрались они и счастливые, довольные поехали осваивать новые места.
Только зачем-то прислали солдат. Наверное, чтобы те помогали добровольно отъезжающим чемоданы таскать.
12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР. В этих документах причины выселения объяснялись так:
«В связи с тем, что в период оккупации многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы в Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь».

Подождите… Но, тогда при чём тут добровольное переселение? В качестве наказания их добровольно переселяют? То есть за то, что они себя плохо вели власти выполнили их волю?! Где логика?
А некоторые добровольно переселяемые убегали из домов, прятались в лесах, в горах. Чего же они прятались, если всё происходило добровольно? Наверное, от радости у них головы закружились.
А ещё всех переселённых заставили подписать бумагу, что они никуда не будут пытаться сбежать из мест, куда их привезли. Вот такая добровольность по-сталински!
– Это что за колонну гонят?
– Это добровольцев переселяют на восток.
– А почему они плачут?
– От радости!
– А зачем автоматчики?
– Чтобы охранять, вдруг кто-то сбежать решит.

Вот интересно, станет ли сейчас кто-то, пусть даже из правоверных сталинистов настаивать на тезисе о добровольности переселения?
Утверждение, что народы переселялись добровольно, это не просто ложь, но ложь глупая и наглая. Ложь, в которой, заметим, отразилось отношение властей к народу. Ведь, вот, даже не попытались придумать версию хоть чуточку правдоподобную. Народ и так схавает. «Ну, да, врём! А ты, быдло, глотай! И попробуй показать, что не веришь!» И ведь, самое интересное, что многие из нынешних сталинистов во вранье ничего плохого не видят. Уверены, что так и должно быть. И к моим словам отнесутся как верующие христиане к разоблачению фокуса с «плачущими» иконами.



Они получили по заслугам.
Пожалуй, самый популярный аргумент.
«А что же их надо было по головке гладить?» И далее – леденящие душу рассказы о преступлениях представителей этих народов. «Пусть ещё спасибо скажут, что их выслали, а не перебили всех до одного!»
Возьмём тех же крымских татар. Да, что было, то было. Значительная часть крымско-татаркого населения поддержала фашистов.
Вот например что пишет внук бывшего городского головы города Бахчисарая А. Аблаев в приветственном письме Гитлеру: «Татары Крыма готовы по Вашему зову бороться вместе с германской народной армией на любом фронте. В настоящее время в лесах Крыма находятся партизаны, еврейские комиссары, коммунисты и командиры, которые не успели бежать из Крыма. Для скорейшей ликвидации партизанских групп в Крыму, мы убедительно просим Вас разрешить нам, как хорошим знатокам дорог и тропинок крымских лесов, организовать из бывших „кулаков“, стонущих уже в течение 20 лет под гнётом еврейско-коммунистического господства, вооружённые отряды, руководимые германским командованием. Заверяем Вас, что в самый короткий срок партизаны в лесах Крыма будут уничтожены до последнего человека».
И так и было! Помогали немцам в борьбе с партизанами. И целую дивизию из крымских татар гитлеровцы сформировали

25 апреля 1944 года НКВД СССР сообщал:
В период оккупации Крыма активную помощь разведывательным и контрразведывательным органам противника оказывали созданные немцами так называемые «Национальные комитеты» татар, армян, греков и болгар. Наиболее активную предательскую роль выполнял «Татарский национальный комитет», возглавлявшийся турецко-подданным эмигрантом Абдурешидовым Джемилем (бежал с немцами). «ТНК» имел свои филиалы во всех татарских районах Крыма, вербовал шпионскую агентуру для заброски в наш тыл, мобилизовал добровольцев в созданную немцами татарскую дивизию, отправлял местное нетатарское население для работы в Германию, преследовал советски настроенных лиц, предавая их карательным органам оккупационных властей, и организовал травлю русских.
Деятельность «Татарского национального комитета» поддерживалась широкими слоями татарского населения, которому немецкие оккупационные власти оказывали всяческую поддержку: не угоняли на работу в Германию (исключая 5.000 человек добровольцев), не выводили на принудительные работы, предоставляли льготы при налоговых обложениях и т. п. Ни один населённый пункт с татарским населением немцами при отходе не уничтожен, в то время как города (где татарского населения имелось незначительное количество), совхозы и санатории взрывались и поджигались. <…>
Местные жители заявляют, что преследованию они подвергались больше со стороны татар, чем от румынских оккупантов. <…>


А вот что пишет донесение об уничтожении разведгруппы сержанта Юргенсона в деревне Ворон:
9 января 1942 г. в районе г. Старый Крым отдельным парашютным батальоном Крымского фронта была выброшена спецгруппа парашютистов под командой сержанта К. П. Юргенсона. Грузовые парашюты унесло за г. Агармыш, и группа осталась без радиостанции, продовольствия и боеприпасов. 10 суток 12 парашютистов пытались найти партизан или перейти линию фронта, но выполнить это не удалось. «НЗ» закончился, и Юргенсон решил спуститься к морю достать продуктов. Зашли (мокрые, голодные, измученные) в крайний от гор дом в дер. Ворон и попросили продать еду. Хозяин пригласил в дом обогреться, а дочерей отправил за полицией. Дом был окружён самооборонцами из села. Послали в Кутлак за немцами, но те ехать отказались: «Делайте с ними, что хотите». К вечеру в Вороне собралось до 200 татар из Ай-Сереза, Шелена. Десантники отстреливались. Тогда татары решили сжечь их живьём. К татарам прибыла подмога ещё из Капсихора. Общиной решили собрать хозяину дома деньги на строительство нового дома, собрали в сёлах керосин, мазут, солому и дом сожгли. Все десантники сгорели или задохнулись в дыму, отстреливаясь до последнего патрона. Погибли: младший сержант К. П. Юргенсон, рядовые красноармейцы: А. В. Зайцев, Н. И. Дёмкин, М. Г. Кохаберия, Л. И. Нетронькин, Н. Х. Трегулов, А. В. Богомолов, В. С. Быков, А. К. Борисов, Б. Д. Адигиезалов, К. А. Колясников и Г. Г. Казарьян.»
Вот прямо хочется взять автомат и пострелять всю сволочь!

Тогда, что не так? «Они заслужили!»
Вопрос: а кто эти «они»? «Ну, как кто? – удивится сталинист – эти чечены, татары и как их там… балкарцы»
Что? Все поголовно? Даже младенцы?
Одно из двух: или грудные младенцы выдавали гитлеровцам партизан, охраняли концлагеря, участвовали в деятельности карательных отрядов и сжигали людей заживо или, всё-таки, вместе с виновными были наказаны и невинные.
Кто-то посчитает это мелочью, на фоне большой войны. Кто-то не видит в этом ничего страшного, чтобы за чьи-то грехи наказывать всю нацию. Но тут, помимо сломанных судеб («Подумаешь!») наличествует нарушение двух важнейших принципов: принцип вины и принцип пролетарского интернационализма.
Принцип вины – важнейший принцип цивилизованного человека. Наказывать можно только виновного. Невиновный наказан быть не может. Накажите преступника сколь угодно сурово! Расстреляйте, отрубите голову, посадите на кол, снимите с него кожу, но волос не должен упасть с головы его родного брата, если вина этого брата не установлена. Да, иногда отступление принципа бывает, даже эффективным. Вспоминается фотография. Бельгийское Конго. Казнят семилетнего мальчика за то, что его отец не выполнил заданную ему норму. В следующий раз выполнит! И другие родители из кожи вылезут, но выполнят норму: они же любят своих детей! Эффективно, но гнусно. Дурно пахнет. Так то – колония, а тут – первое в мире социалистическое государство, самое гуманное и справедливое, оплот свободы и надежда прогрессивного Человечества!
Принцип пролетарского интернационализма. Спросите фанатика-сталиниста, что это такое, он радостно оттарабанит заученный урок. Ну, а своими словами? Как вы это понимаете?
Существует два взгляда на проблему (со множеством подвариантов). Националисты считают, что этническая принадлежность характеризует человека, что есть национальности лучше и хуже и, соответственно, подход к ним разный, что мы все сделаны из разного теста, а из плохого теста, как известно, хороший пирог не получится. Крайняя форма национализма – фашизм. Интернационалисты, наоборот, считают, что не национальность определяет человека, что важно не кто ты, а какой ты, каковы твои личные качества. Пролетарский же интернационализм акцентирует внимание на классовой солидарности. Национальная принадлежность неважна Важна классовая. Солидарность трудящихся всех стран и их объединение против эксплуататоров всех стран.
Вот Статья 123 из конституции 1936 года.

Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения — караются законом.


Ну, цитаты фанатики любят. Наверняка многие из них могут без запинки прочесть сталинскую конституцию наизусть. Ну, а смысл? Что значит эта статья? Значит национальная принадлежность не должна никак влиять … ни на что. Ни на условия приёма в учебное заведение, ни на возможность занять вакансию, ни на право участвовать в выборах, ни на зарплату, ни на возможность вступить в брак, ни на поощрения, ни на наказания. Ни-на-что. Написал сочинение на отлично – подучай пятёрку, написал плохо – двойку. Успешно сдал экзамены – добро пожаловать в вуз, совершил подвиг – получи орден, перешёл улицу на красный свет – плати штраф, совершил преступление – иди в тюрьму! И без всякого учёта национальности. В очереди можно пропустить вперёд инвалида, ветерана, старика, женщину с ребёнком. Но никого не пропустят вне очереди за то, что он русский или, скажем, украинец. Даже при приёме в фольклорный коллектив национальность не должна учитываться. Если бурят мастерски играет на балалайке, а негритянка замечательно поёт «Во поле берёзка стояла» то их следует принять и нельзя отказать, мол «У нас же русский коллектив».
Отмечу, что введение в паспорт и другие документы пресловутой пятой графы, вообще, было огромной ошибкой. Одной их тех, роковых ошибок, которые и привели в конце концов к краху СССР. Но сейчас не об этом.
Царская Россия была тюрьмой народов. И успеху революции, в немалой степени, способствовало то, что революционеры обещали уровнять в правах все народы, поставить вне закона любую дискриминацию. И выполнили обещание! Первые годы Советской власти националистов давили очень жёстко. И вдруг выясняется, что национальность очень даже влияет на судьбу человека. Не его дела, а слово, записанное в паспорте. Если ты немец, чеченец, ингуш, балкарец или крымский татарин – путь тебе на восток. Даже если ты – убеждённый коммунист, ударник труда, сам не совершил ничего плохого.
Это не просто отступление от принципов пролетарского интернационализма. Это грубейшее их попрание. Сапожищами. А принцип этот, напоминаю, один из важнейших. Если человек, называющий себя коммунистом при этом не интернационалист, если он уверен, что есть народы лучше и хуже, то он не коммунист никакой, а дерьмо собачье.
Недопустимы в советской стране любые законы постановления, указы, касающиеся отдельных национальностей. «Русским полагается…», «Евреям запрещено…», «Грузинам предписывается…», «Якуты обязуются…»… Не должно быть такого и точка.

«Да все они повязаны!»
Ещё один часто повторяемый аргумент. Дескать, все они родственники, так? А раз так, то не могут не знать о деяниях друг друга. Раз знали, почему не сообщили в соответствующие органы? А, стало быть, виноваты.
Демагогия. Совершенно нелепое, голословное, ничем не подтверждённое утверждение: «Родственники про родственников знают всё». Отсюда же растут, кстати, у позорной формулировки «член семьи изменника Родины» И нам следует принять это утверждение как аксиому и даже как догму. Да, с какой стати! Чушь собачья! Редко ли такое бывает, что один супруг гуляет налево, а другой и не догадывается? Годами! Или муж прячет заначку от жены. Что? Измена Родине – это серьёзнее, чем измена жене. Ну, тем более! Допустим, шпион. Он что, дурак, посвящать в свои дела жену, тёщу, тестя, малолетних детей и дядю шурина троюродного брата?
Да, а ведь, бывает, что представитель народа живёт в диаспоре. Вот живёт какой-нибудь чеченец, калмык или ногаец где-нибудь в Москве. Много лет живёт. Возможно, даже родился там. И вдруг он получает письмо:
«Дорогой Ахмед!
Ты меня не знаешь, но я твой родственник. Мой брат Махмуд женат на Фатиме, у которой двоюродный дядя Абдула приходится свёкром Айше, дочери Керима, который приходится седьмой водой на киселе твоему девятиюродному дяде Хасану. Ну, вспомнил?
Так вот знай, что мы решили поддержать Гитлера.»
Конечно, родственники бывают тесно связаны между собой. Но не надо силу этих связей преувеличивать. В ту же гражданскую сколько было случаев: один брат у белых, другой – у красных, а третий, вообще, у Махно или у Петлюры. Так что за бред: «Если некто сотрудничал с немцами, значит, вся его родня тоже с ними сотрудничала»!
Существует презумпция невиновности: пока вина не доказана, человек считается невиновным. Докажите виновность! И по каждому конкретному случаю. А потом высылайте хоть в Антарктиду! Но я понимаю, разбирать каждый конкретный случай, долго и хлопотно. Куда проще – всех скопом, весь народ запихать в вагоны и увезти. Нет народа – нет проблемы. Но проблема-то есть и она огромна!
Мне возразят: «Но у них по-другому. У них клановая система». Клановая, говорите? Тогда ответьте вот на какой вопрос: задача воспитания нового человека (не мне вам объяснять, что это такое), так вот, как вы думаете, с этой задачей страна справилась? Считаете, что да? Отлично, я тоже так считаю. Вот вспомните, что представлял из себя типичный россиянин до революции? Крестьянин или рабочий, неграмотный или читает по складам, верующий, в церковь ходит, батюшку-царя любит, перед барином (хозяином) шапку ломает, ненавидит инородцев, пьёт, бьёт жену, короче, тёмное, забитое существо. И всего за несколько лет Советской власти – какие изменения! Сколько замечательных учёных, инженеров, писателей, художников, композиторов! Вспомните фильмы 30-х «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Совсем другая страна! Да, конечно, оставались (и остались) всякие жулики, алкоголики, мещане и т.п. Да и антисоветчики всех мастей. Но это уже частности. Перевоспитать всех поголовно, действительно, невозможно. А в целом задача воспитания нового человека удалась и в этом я согласен с моими оппонентами.
И не только в «ядровой» России. То же самое произошло и на национальных окраинах. Сколько было книг и фильмов про становление Советской власти на Кавказе, в Средней Азии и про счастливую жизнь и мирный труд там!
Вот сейчас в мире острейшим стоит проблема исламского фундаментализма. Как решить эту проблему, не знают. А все предложения сводятся к двум вариантам: задавить или задобрить. И никому даже в голову не приходит мысль, что мусульман можно перевоспитать. Уверен, что и сейчас, читая эти строки, кто-то крутит у виска: «Перевоспитать?! Ага! У них же – вековые традиции! Они же их с молоком матери впитывают!» Но вот, смогли же в Советском Союзе! Помните фильмы, и художественные, в которых женщины радостно скидывают паранджи и идут работать в колхозы и на заводы, а то и выходят замуж за русских. И в мечеть не ходят больше. А ведь тоже «вековые традиции» которые они впитали «с молоком матери»! И, заметим, ведь в те времена не было ни такого оружия, ни средств слежения, ни мобильной связи. А справились! И любой мог пройтись по улицам Ташкента или Грозного, не опасаясь, что из-за угла выскочит придурок и с криком «Аллах ахбар!» взорвётся, вместе со всеми, кто находится рядом.
И вдруг выясняется, что существует некое страшилище под названием «клановость», которое совершенно неизменно, неустранимо и непобедимо. Вот решил клан «будем помогать Гитлеру» и весь народ целиком тут же перешёл на сторону фашистов. Ну, клановость же! Нельзя не подчиниться! А как же 24 года советской власти? Как же бравурные фильмы об успехах становления Советской Власти на Кавказе? Вы хотите сказать, что фильмы врут или ошибаются? То есть воспитать советского человека на Кавказе не удалось? Более того, это в принципе невозможно, поскольку клановость непреодолима? Значит, и пытаться не стоит?
Как хотите, но в этом я с вами согласиться не могу.
Характерен фильм 1938 года «Друзья», режиссёр Аршам. Фильм начинается вот с этой надписи:


«В Великой дружбе живёт семья советских народов. В великой дружбе живут народы Советского Кавказа! А было время, когда ставленники русских царей – горские князья и казачьи богатеи натравливали племя на племя, аул на аул. И народы жили во вражде! Наш рассказ будет о том, как Великая Октябрьская Революция, объединив племена, раскрепостила народы Кавказа, о том, как рождалась дружба народов, как растила эту непобедимую дружбу партия большевиков.»
Вы согласны с этой надписью? Лично я согласен полностью.
Дальше фильм рассказывает о вражде между осетинами и ингушами, в частности, осетином Бетой и ингушом Муссой. Но вот приезжает революционер Алексей, прототипом которого является сам Сергей Миронович Киров, и всё налаживается. Бета и Мусса проникаются революционными идеями и вместе идут бить врагов-эксплуататоров. Там ещё потом кабардинец появляется. Хороший фильм. Правильный.
Но как же пресловутая клановость? Вы хотите сказать, что ингуш Мусса притворился, а на самом деле он остался врагом? Ведь он же – ингуш, а ингуши все такие (Чур меня! Чур! Фу, какая мерзость нацистская!)!
Значит, говорите, повязаны?
Аметхан Султан прошел Великую Отечественную войну от начала до самого конца, провел 603 боевых вылетов, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 – в групповых воздушных боях. Дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, пятью – Красного Знамени, а также орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта»; удостоился десяти медалей.
Что вы скажите?
Да, была поддержка немцев со стороны крымских татар. Да, массовая поддержка. Но «массовая», не означает поголовная.
Узеир Абдураманов
Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном и Белорусском фронтах. Был ранен. Командуя отделением 321-го армейского инженерного батальона, старшина Абдураманов под сильным огнём противника строил мосты через Десну и Сож, чем своевременно обеспечивал успешное форсирование этих рек советскими войсками. За проявленные в боях мужество и отвагу, за образцы бесстрашия и трудового героизма Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года Абдураманову Узеиру Абдурамановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Несмотря на то, что Узеир Абдураманов был удостоен столь почётного звания, герой не имел права вернуться и жить на родине – в Крыму. Он вместе со своими родственниками проживал в Нарпайском районе Бухарской области в Узбекистане.


Абдураим Решидов Подполковник Абдураим Решидов в годы Великой Отечественной войны был командиром эскадрильи, заместителем командира авиаполка и затем командиром авиаполка. Совершил 222 боевых вылета. Награжден высокими правительственными наградами – двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Суворова, Александра Невского, Крестом Чехословацкой республики. За проявленное в боях мужество, отвагу и героизм Абдураиму Измайловичу Решидову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Четверть века он пробыл на военной службе.
Несмотря на геройское звание, Абдураиму Решидову, как и сотням тысяч крымских татар, дорога на Родину была закрыта.

И таких героев много. Это я привёл только 3 примера. Что? Предателей больше было? А что это меняет? Почему герои должны отвечать за предателей? Почему отважный лётчик Решидов должен отвечать за подонка Аблаева. Решидов тоже не мог не знать? Ну, как он мог не знать о подлых замыслах и делах Аблаева? Они же оба – крымские татары! Он тоже обязан был сообщить в органы? Не до того было Решидову. Он фашистов бил.


«Иначе было нельзя»
«Война идёт. Немец прёт. К Волге рвётся. Не время рассуждать о каких-то там принципах. Где гарантия, что эти народы не ударят в спину нашей армии? Лучше от греха подальше увезти их.»
Понятная позиция. Согласиться с ней не могу: равенство людей, не зависимо от национальной принадлежности нельзя не отменить не подвинуть, даже при чрезвычайных обстоятельствах. В немалой степени, ради этого революция и делалась. Но… допустим. С немцами, болгарами, финнами, венграми всё понятно. Указ был подписан 28.08.1941 и депортировали большую их часть в начале войны. Но многие народы были депортированы в конце войны. Например балкарцы, чеченцы и ингуши были депортированы в 1944. Неужели были опасения, что война вернётся на Кавказ? Да это ещё что! Уже после войны были выселения. Точнее ДОвыселения, тех же финнов например. Чего опасались? Войны с Финляндией? Вот как нападёт Финляндия на СССР!
И, далее, ну, вот война кончилась. Можно бы и вернуть людей домой? Ну, если исходить из того, что их выселили «на всякий случай».
В 1948 году был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам (калмыкам, ингушам, чеченцам, финнам, балкарцам и т. д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет
С какой стати советским гражданам запрещено селиться на территории Советской страны?
И, ведь, не ссыльные они. Не было суда и приговора. Опять таки, дискриминация по признаку национальности, что прямо запрещено конституцией и уголовным кодексом.
Февральская революция отменила черту оседлости. А в годы войны, выходит, её снова ввели и ПОСЛЕ ВОЙНЫ закрепили указом. Кстати, тут даже пожёстче было, чем при царе. До революции для евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников, владеющих некоторыми важными ремёслами и их семей делалось исключение и им разрешалось жить вне черты оседлости. После депортации, вернуться в родные места не было позволено даже Героям Советского Союза.
Отменены запреты на возвращение были в середине и конце 50-х. Для каждого народа – отдельный указ (опять дискриминация!).
Немцам разрешили вернуться только в 1972 году.
Смотрите, как интересно! Германию, по сути, простили. Существует дружественная ГДР и ФРГ, не дружественная, но дипломатические отношения есть. И приезжают из ГДР делегации, и советские детишки машут флажками и поют песенку «Дружба – фройндшафт». Хотя многие жители ГДР воевали на той стороне. А уж если говорить о родственниках, то у всех, у всех поголовно жителей дружественной нам страны кто-то воевал в войсках «Вермахта», а кто-то даже в SS, кто-то работал в пропагандистской машине Геббельса, кто-то выпускал оружие, которое убивало наших людей. Нет, не подумайте, что я имею что-то против ГДР. Я интернационалист. Лично мне очень жаль, что ГДР больше нет. Нюрнбергский трибунал состоялся. Нацистские преступники получили своё (Ох, не все!). Простых солдат простили. А народ… Ну, не высылать же всю Германию за Урал! Всё правильно. Кто лично не виноват – того наказывать не за что. Дружба – фройндшафт. А в это время где-то в казахских степях живёт какой-нибудь Миша или Вова, который не воевал в «Вермахте», не делал для фашистов снаряды, наоборот, делал снаряды для Красной Армии, законов не нарушал. Но у него нет права вернуться в родной город Энгельс, потому что он немец. И у сына его, который родился после войны, тоже нет такого права. По той же причине. Это справедливо?

Это делалось для их же блага, чтобы спасти их от гнева народа.

Ну, понятно. Допустим, у кого-то коллаброционисты убили отца, у кого-то брата, у кого-то всю семью. И эти люди жаждут отмстить. И идут громить дома крымских татар или калмыков или кого там ещё? И вот, чтобы не допустить кровопролития, власти спешно эвакуируют людей.
Ну, что тут можно ответить?
Во 1-х, если такое возможно, значит задача воспитания советского человека, всё-таки, не выполнена. Советский человек – интернационалист и понимает, что не национальность определяет личность. И судить человека можно и нужно только по его делам. И дети мерзавца не должны отвечать за его поступки, тем более, просто люди одной с ним национальности.
Советские люди, громящие мирные дома других советских людей, коммунисты, комсомольцы, пионеры в галстуках разбивают головы октябрят и малышей…Вы такое себе представляете? Так и не надо клеветать на советский народ!
В прочем, такой сценарий был невозможен и по другой причине. Стихийные волнения в сталинском СССР? Перестаньте! Уж что-что, а дисциплину в людях воспитали. Да в те времена чихнуть никто не мог без распоряжения свыше!
Нет волнения могли бы быть, но только в одном случае: если бы поступило распоряжение сверху. Тогда, конечно же, и покричали бы и всё бы побили. На высшем уровне!
Это делалось для их же блага, чтобы не разлучать семьи.

Дескать, по закону пришлось бы оправить в лагеря практически всех мужчин, а с кем бы остались женщины, дети? И вот из гуманных соображений их всех вместе отправили на восток.
То есть вы хотите сказать, что настоящих преступников, пожалев их деток, вместо того, чтобы расстрелять или отправить на большие срока в колонии, просто переселили в Казахстан, Среднюю Азию или в Сибирь? Тех самых, которые убивали солдат Красной Армии и мирных жителей, охраняли концлагеря, пытали военнопленных, насиловали, грабили, жгли? При том, что в те времена в лагеря могли отправить за двадцатиминутное опоздание на работу. И никто о деточках не думал. Есть родственники, которые готовы взять – им, нет – в детский дом. А тут ради деточек, щадят настоящих врагов народа? Вы сами не видите всю нелепость такого аргумента?
Сдаётся мне всё было совсем по-другому. Тех, чьи преступления удалось доказать, отправили на виселицу, к расстрельной стенке, в тюрьму или в лагерь, куда им и дорога. А вот тех, чью вину доказать не удалось (а, скорее, и не пытались и не только доказать, но и, вообще, выяснить) – на спецпоселение, вместе с семьями. До кучи, так сказать.

«Так делали все»

Действительно, дискриминацию по национальному признаку не в Советском Союзе придумали. В тех же Штатах, например, в годы войны интернировали японцев, в том числе своих же граждан, японского происхождения. Я уж не говорю про таблички «Только для белых» и резервации для индейцев. И аргумент этот. «Так делали все» вполне пригоден был бы в споре с каким-нибудь защитником западных ценностей. «На себя посмотрите!» Но, Вы ещё не забыли, уважаемый, что я-то капитализм не защищаю. Я-то как раз за социализм, причём, не какой-нибудь шведский, а советский. Ну, да, в Америке дискриминация, негров линчуют. Но так они же –паршивые буржуи! Им по статусу положено. А первому государству рабочих и крестьян, надежде всего прогрессивного Человечества – извините, нет. Вы бы ещё нацистскую Германию в пример привели!

Пожалуй, у моих оппонентов есть один аргумент, который трудно оспорить:
Граждан немецкой национальности, оказавшихся на оккупированной территории, призвали бы в немецкую армию

Всё так. Таковы были законы Гитлеровской Германии. А дальше три варианта и все плохие: или человек отказывается и его расстреливают за дезертирство, или он идёт в армию, убивает своих сограждан и погибает сам, или остаётся жить, попадает в советский плен и его, опять-таки, либо расстреливают, либо отправляют в лагеря. Уж, лучше, спецпоселение, неправда ли?
Но почему именно депортация? Есть же ещё такое понятие, как эвакуация. Разницу уловили?

Вы все конечно знаете про Дом Павлова. Как вы думаете, все ли участники обороны этого дома – герои? Или среди них мог затесаться трус? Конечно, все! Появись среди них трус, разве остальные потерпели бы его? Так вот, среди защитников Дома Павлова был калмык Горя Бадмаевич Хохолов. После войны стене отреставрированного дома Павлова появилось панно с фамилиями его защитников … Кроме фамилии Хохолова. Потому что калмык. Не положено калмыку по статусу героем быть. Калмык должен или воевать на стороне Гитлера или выдавать немцам военные секреты и партизан, ну, в крайнем случае отсиживаться в тылу. Но ведь был она там! Ведь воевал наравне со всеми! Ведь герой! «Не положено!» Вы считаете, это правильно? Это справедливо? И, главное, это по-советски?

Ещё один интересный момент: спецпереселенцев не исключали ни из КПСС, ни из ВЛКСМ. Странно, неправда ли? Они – враги народа, получается. Им не доверяют даже проживать в родных местах, но оставляют членами правящей (и единственной) партии. Логично? По-моему, нет.
А ещё – это какое отвлечение ресурсов! В то время, когда должно было быть всё для фронта, всё для победы! В декабре 1943, когда выселяли калмыков, был задействован мотострелковый полк. Вы представляете, что такое мотострелковый полк, да ещё в декабре 1943! Как бы этот полк пригодился на Днепре, где в это время шли бои, или под Ленинградом! Но вместо того, чтобы воевать с фашистами, полк воевал с бабами и ребятишками! А эшелоны! Как они нужны были фронту! Представляю, как какой-нибудь генерал орёт в трубку: «Нам снаряды нужны! Срочно!», а ему отвечают: «Есть снаряды. Но нечем доставить. Ждём, когда поезд дадут» Сейчас бы путешествие на восток длилось бы 3-4 дня, но тогда, во время войны, дороги были забиты, составы больше стояли, нежели двигались и поезд мог идти месяц или более в один конец. То есть 2-3 месяца каждый эшалон с черепашьей скоростью вёз несчастных переселенцев, ещё более замедляя движение других поездов. А мог бы перевозить солдат, оружие, боеприпасы, раненных, продовольствие! А сами депортируемые? Ведь они тоже где-то работали до депортации. Могли и дальше работать для фронта, для победы.

Про то, сколько судеб было сломано, не говорим. А сколько людей разочаровалась в коммунистической идее? Вот жил себе мальчик, страну свою любил, красный галстук с гордостью носил, стихи про дедушку Ленина разучивал, песни про Сталина пел, ходил в авиамодельный кружок, мечтал стать лётчиком. А в один прекрасный день пришли дяденьки в советской форме и погнали всю семью на станцию. Даже недоделанный самолётик взять с собой не успел. Потом запихали в товарные вагоны и увезли в дальние края, где он хлебнул горя. А, ведь он ничего плохого не делал! И как он после этого будет относиться к власти, которая ему «всё дала»?
А какие козыри депортация дала врагам советского строя! Немыслимые козыри! Такой подарок для антисоветской пропаганды!
Оно того стоило? Ну, давайте уже признаем, что нехорошая была идея. Не надо было так поступать. Да, следовало наказать предателей. Но без привязки к их национальности. И даже без упоминания национальности. Только по делам. Кого-то расстрелять, кого-то посадить, а если ничего не совершил – оставить в покое, а если геройски воевал – честь и слава герою и пусть живёт в родном доме, пионерам о подвигах рассказывает!
Эх, ведь, не признают! И меня назовут врагом, американским наймитом и контрой. Факты не важны. Логика не важна. Важна ВЕРА. Догма. «Верую, ибо нелепо». Те, кто лихорадочно ищут оправдания всем безобразиям, творившимся в советское время, уверены, что они защищают честь страны и коммунистическую идею. На самом деле они наносят делу огромный вред. Эти люди дискредитируют идею, создавая впечатление о коммунисте, как о тупом, упёртом фанатике, отказывающемся признать очевидное.
Признавать ошибки, это не слабость, это – сила и разум. И только признав ошибки, можно двигаться дальше.
Да, всё это было. Да, всё это было отвратительно. Что ж, это был нам урок. В следующий раз, когда будем строить социализм, постараемся эти ошибки не повторить.
Депортация народов – это наносное. Это отступление от норм социализма, к сожалению, далеко не единственное. А суть социализма совсем иная. Спросите, какова же эта суть? А помните фильм «Цирк»? Помните, как чернокожего ребёнка передают по рядам? Сначала ему поют по-русски, следующий куплет – по-украински, по-немецки, по-узбекски (если я правильно распознал), по-грузински, на идишь…
– Что это значит? – спрашивает Мери.
А директор цирка отвечает:
– Это значит, что в нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье, сколько хотите! Чёрненьких, беленьких, красненьких! Хоть голубых! Хоть розовых в полосочку! Хоть серых в яблочко. Пожалуйста!
Вот это – суть, а остальное – так, дополнение. И вот за это стОит бороться.

Кирьят-Экрон. 9.06.2020.


Рецензии
Анекдот времен СССР: "Грузина принимают в партию. Спрашивают: "Что такое интернационал?" - "Товарищ инструктор, а можно своими словами объяснить, как я это понимаю?" - "Можно!" - "Интернационал, это когда я - грузин, ты русский, он бурят, тот калмык, эта женщина - молдаванка - все дружно беремся за руки и идет пи...ить армян!"

Темиртас Ковжасаров   09.06.2020 22:46     Заявить о нарушении
Слышал. В разных вариациях. Народы менялись

Пумяух   09.06.2020 22:47   Заявить о нарушении