Измеритель времени

Когда мы переехали из Кок-Сая в конезавод, стояло жаркое лето и как раз началась уборочная компания. Созрел ячмень и степные корабли вышли в своё дальнее плавание. Это были, всё те же "Коммунары" и "Сталинцы", их таскали по полям колёсные трактора Харьковского тракторного завода. Колёса были металлические, с огромными зубцами по всей окружности колеса, никакой кабины, жёсткое металлическое сиденье, с перфорацией, вероятно для проветривания задней части тела тракториста. Высидеть за таким сиденьем не то что весь световой день, а даже несколько часов, было проблематично, но люди выдерживали. Железные советские мужики! Мне вот интересно, чем думали конструктора, разрабатывавшие проекты тогдашней сельхозтехники? Да чем угодно, только не головой. Конечно, комфорт стоил дополнительных затрат и это удорожало продукцию, а человек, особенно советский мог выдержать всё, ведь он только что выдержал войну с фашистскими захватчиками, так что ему такой пустяк, как железо под задницей. Чай не барин, обойдётся.
Комбайны, оставляли после себя огромное количество колосков на поле и собирать их выходило всё население конезавода. Вставали с первыми проблесками солнца и собирали до поры, когда жара становилась невыносимой и, над конторой поднимался флаг. Нет это не тот флаг, который мы привыкли видеть на первомайских демонстрациях. Это был огромный, чёрный мешок привязанный к концу длинной жерди, короче это был колодезный журавль. приспособленный для поднятия мешка в небесную высь. С этим я столкнулся впервые на колосках, когда кто то сказал, что пора и флаг поднимать. Я спросил:
-Какой флаг?
-Скоро увидишь.

Через некоторе время, мне показали рукой в сторону посёлка.
-Вон он. Видишь?
Над посёлком, в раскалённом воздухе висел чёрный цилиндр, он резко выделялся на белесом фоне дневного неба и был виден с любой точки конезаводских владений. Как мне обьяснили, флаг этот придумали ввиду отсутствия у работников конезавода приборов для измерения времени. Флаг в посёлке выполнял роль заводского гудка в городе. Утром его поднимали и он висел целый час, потом опускали и поднимали в обеденный перерыв, на час, затем вечером снова поднимали. сигнализируя о конце рабочего дня и через час опускали до утра.

Не могу сказать, что время мы узнавали только по сигнализационному флагу над конторой. Практически в каждой семье на стенке висели ходики с гирькой на цепочке, которая своей тяжестью и приводила в действие часовой механизм. Да в те годы не перевелись ещё мастера определять время по солнцу, с точностью до получаса, этого вполне хватало. Что касается
наручных часов. то их в нашем посёлке в глаза никто не видел. Поэтому. когда. на каникулы. домой к родителям. приехал студент сельхозтехникума , в белой, как снег рубашке и выглаженных брюках, с изящно свисающей из специального карманчика спереди., блестящей цепочкой от карманных часов, мы без конца спрашивали у него сколько времени. Парень никогда не отказывал в ответе, он с удовольствием, нарочито медленным движением, доставал часы из кармана и, с расстановкой произносил:

-Одиннадцать часов, тридцать одна минута, двадцать пять секунд.

Последнее сражало наповал. Это ж надо так точно измерять время вплоть до секунды. Вот
до чего дошёл человеческий прогресс! Так хотелось иметь этот прибор в собственном владении, что спустя несколько лет, когда я сам стал студентом и на первые деньги. заработанные на хлопке я купил себе вожделенные, карманные часики, так называемую дешёвую штамповку, но выглядела она, не хуже дорогих и исправно прослужила больше года.
Потом её сменили ручные часы "Победа". Через год я их обменял на фотоаппарат "Смена", который служил мне все годы учёбы в техникуме, да ещё и несколько лет после неё.


Рецензии