8. 12 Сущность и личность

                Чему подчиняется жизнь человека, судьбе или случайности?
         
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.205) «Я уже упоминал о судьбе и случайности в жизни человека. Теперь рассмотрим значение этих слов более детально. Судьба тоже существует, но не для всякого человека. Большинство людей отделено от своей судьбы; они живут только под властью случайности. Судьба – это результат влияния планет, которые соответствуют типу человека. О типах мы поговорим позднее; а сейчас вы должны уяснить одну вещь: человек может иметь судьбу, которая соответствует его типу, но практически он никогда её не имеет.  Это происходит по тому, что судьба связана только с одной частью человека, а именно с его сущностью.   

 Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность – то, что является для человека собственным. Личность - то, что является для него «чужим». «Чужое» означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нём отражается, то есть следы внешних влияний, оставшихся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, чувства, созданные подражанием, - всё это «чужое», всё это – личность.

С точки зрения обычной психологии деление человека на личность и сущность едва ли понятно. Правильнее будет сказать, что такого деления в психологии вообще не существует.

Маленький ребёнок ещё не имеет личности. Он представляет собой то, что он есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания, вкусы, то, что он любит, и то, чего не любит, выражают его подлинное существо.

Но как только начинается так называемое «воспитание», личность начинает расти. Личность создаётся отчасти намеренным влиянием других людей, то есть «воспитанием», а отчасти невольным подражанием взрослым со стороны самого ребёнка. В создании личности большую роль играет также «противодействие» окружающим и попытки скрыть от них «своё», «подлинное».

Сущность – это истинное в человеке; личность – нечто ложное. Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своём развитии в очень раннем возрасте и более не растёт. Нередко бывает, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и «образованного» в обычном смысле, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет. Это значит, что всё, видимое нам в этом человеке, на самом  деле является для него «чужим». А собственное в человеке, то есть его сущность, обычно проявляется в инстинктах и простейших эмоциях. Однако бывают случаи, когда сущность человека растёт параллельно  его личности. Такие случаи являются собой редкие исключения, особенно в условиях культурной жизни. Сущность имеет больше шансов для развития у тех людей, которые живут в окружении природы, в трудных условиях непрерывной борьбы и опасности.

Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо. Они имеют много своего собственного, но мало «чужого», то есть им не хватает воспитания и образования, не хватает культуры. Культура создаётся личностью; но в тоже время личность представляет собой продукт и плод культуры. Мы не понимаем, что вся наша жизнь, всё, что мы называем цивилизацией, наукой, философией, искусством и политикой, создано личностью людей, то есть «чужим» элементом в них.

Чужой элемент отличается от «собственного» в человеке; чужое можно потерять, изменить, убрать при помощи искусственных средств.

Есть возможность экспериментально проверить отношение личности к сущности. В восточных школах известны способы и средства, при помощи которых удаётся отделить личность человека от его сущности. Иногда для этой цели применяют гипноз, иногда особые наркотические вещества, иногда специальные упражнения.
И получается так, что человек, полный всевозможных идей, симпатий и антипатий, любви, ненависти, привязанностей, патриотизма, привычек, вкусов, желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишённым каких бы то ни было мыслей, чувств, убеждений и взглядов. … Вещи, ради которых он готов был пожертвовать своей жизнью, теперь представляются ему безсмысленными, смешными, недостойными внимания. Всё, что ему удаётся найти в себе, - это несколько инстинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений.

Иногда, хотя и очень редко, когда этого меньше всего ожидают, сущность человека оказывается вполне взрослой и развитой, даже в случае неразвитой личности; в данных обстоятельствах сущность объединяет всё, что в человеке есть серьёзного и подлинного.

Но так бывает редко; как правило, сущность человека оказывается примитивной, дикой и детской или же просто глупой. Развитие сущности зависит от работы над собой.

Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между  своей личностью и сущностью. Подлинное «я» человека, его индивидуальность произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека – это его сущность, выросшая и зрелая. Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность.

Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в большинстве случаев его личность представляет  в нём активный элемент, а сущность – пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот порядок вещей остаётся неизменным. Личность должна стать пассивной, а сущность – активной. Это может произойти только в том случае, когда устранены или ослаблены «буфера», ибо они – главное орудие, посредством которого личность удерживает сущность в подчинении.   

Как было сказано раньше, у менее культурных людей сущность  более развитая, чем у культурного человека. Можно показаться, что такие люди ближе стоят к возможности развития; но на деле это не так, ибо их личность недостаточно развита. Для внутреннего роста, для работы над собой необходима  как известная сила сущности, так и определённое развитие личности. Личность состоит из «списков» и «буферов», связанных с определённой работой центров. Слабое развитие личности  означает недостаток «списков», то есть недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. Без некоторого запаса знания, без определённого количества «чужого» материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками – просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания мотива такой работы.

Это не означает, что для него закрыты все пути – остаются открытыми пути факира и монаха, которые не требуют интеллектуального развития. Но методы и средства, доступные для человека с развитым интеллектом, для него невозможны.
Таким образом, эволюция в равной степени трудна и для культурного, и для некультурного человека. Культурный человек живёт в отдалении от природы и естественных условий существования, среди искусственной жизни; он развивает свою личность за счёт сущности. Успешное начало работы над собой  требует счастливого совпадения: равного развития личности и сущности. Такое совпадение гарантирует ему успех.

 Если сущность развита очень мало, потребуется долгий подготовительный период работы; а если сущность разрушена изнутри или в ней развиваются какие-то неисправимые недостатки, эта работа вообще будет безплодной. Подобного рода условия встречаются довольно часто. Ненормальное развитие личности очень часто задерживает развитие сущности на столь ранней стадии, что сущность остаётся крохотной и безформенной вещью; какой прок от крохотной и безформенной вещи?

Кроме того, нередко случается, что сущность человека умирает, когда его личность и тело продолжают жить. Значительный процент людей, которых мы встречаем на улицах большого города – это люди, пустые изнутри, то есть на самом деле они уже мертвы».

                Можно ли человека оживить, вернуть ему сущность? Нет.

«К счастью для нас, мы этого не видим и не знаем. Если бы мы знали, сколько вокруг нас мёртвых людей, какое число мертвецов управляет нашей жизнью, мы сошли бы от ужаса с ума. И частенько люди и в самом деле теряют рассудок, узнав нечто подобное без соответствующей подготовки, увидев то, что они не предполагали увидеть.  Чтобы видеть истину, не подвергаясь опасности, надо быть на пути. Если же человек, который не в состоянии ничего делать, увидит истину, он наверняка потеряет рассудок. Но это случается редко. Всё устроено таким образом, что обычно человек ничего не может увидеть преждевременно. Личность видит только то, что ей нравиться, только то, что не вмешивается в её жизнь. Она никогда не видит того, что ей не нравится. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, если человек хочет спать; и плохо, если он желает пробудиться».

                Смогла бы развиваться личность, если бы сущность ей мешала?  Сущность накапливает опыт жизни через личность.
         
                Если сущность подвержена влиянию судьбы, значит ли это, что по сравнению со случаем судьба для человека всегда благоприятна? И может ли судьба привести человека к работе?

«Нет, это совсем не так. Судьба лучше случая только в том отношении, что её можно принимать в расчёт, знать её заранее, готовиться к тому, что будет впереди. Что же касается случая, то тут ничего знать нельзя. Но судьба точно также может быть неблагоприятной и трудной. В этом случае, однако, имеются средства отделить себя от своей судьбы. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы освободиться от общих законов. Подобно тому, как существует индивидуальный случай, бывает коллективный, общий случай; и подобно тому, как существует индивидуальная судьба, бывает судьба общая, или коллективная.

Коллективный случай и коллективная судьба управляют общими законами. Если человек желает создать свою индивидуальность, он, прежде всего, должен освободиться от общих законов. Эти общие законы никоим образом не обязательны для человека; он может освободиться от многих из них, если освободиться от «буферов» и от воображения. Всё это связано с освобождением от личности. Личность питается воображением и ложью. Если уменьшается ложь, в которой живёт человек, если уменьшается роль воображения, личность очень скоро слабеет, и человек становиться подвластным или судьбе, или линии работы, которая в свою очередь находится под управлением воли другого человека: эта воля будет вести его до тех пор, пока не сформируется его собственная воля, способная противостоять как случаю, так и - при необходимости – судьбе».

              Сущность человека в большей мере развивается через духовность, а личность – через науку.


Рецензии