От братства по разуму к братству по духу

    
                От "братства" по разуму к братству по духу

     Есть все основания утверждать, что  мы, люди единственные создания на земле (возможно и в Мироздании) наделённые разумом. Противопоставив себя всему неразумному миру, люди должны, казалось бы, придти к отношениям, которые соответствуют нашим представлениям о братстве. То есть для нас должны быть естественными чувства взаимной солидарности, выручки, справедливого отношения друг к другу, симпатии и даже любви. Однако они враждебны на всех уровнях социальных отношений от межличностных до международных. Мы наблюдаем ненависть, неприязнь к ближнему и дальнему в связи с нравственными, материальными интересами, национальными,  религиозными традициями, классовыми, расовыми особенностями. Бацилла враждебности прочно овладела нашей цивилизацией. В результате масштабы жертв, которые приносит ей человечество, растет в геометрической прогрессии. Бацилла ненависти погубит человечество, если мы не найдём средства против этой напасти.
     Лучшие умы человечества (учёные, политики, общественные деятели) ищут пути гармонизации социальных систем, снижения враждебности отношений между людьми и в целом мире. Существует множество правовых инструментов призванных регулировать наши отношения, например, уголовный, гражданский кодексы, международные договора. Было бы неверно сомневаться в целесообразности управленческих надстроек, в полезности пропаганды толерантности, терпимости в социальной жизни. Однако наличие всего этого не снижает в целом уровень враждебности. Поэтому следует признать, что возможности разумных решений в вопросах гармонизации социальных отношений исчерпаны. Им противостоит не менее разумные соображения, разъединяющие людей, подталкивающие их к противостоянию, борьбе за материальные, территориальные и прочие преимущества, за власть, за гегемонию. То есть рациональное регулирование человеческих отношений с опорой на разум себя полностью исчерпало. Разум используют социальные системы для наращивания преимуществ, чтобы гарантировать себе победу в противостоянии с иными системами за свои интересы. Все это приводит к материальным, нравственным потерям в социально-экономических  системах, человеческим жертвам в них.
     Укажем наиболее характерные черты нашей цивилизации, определившие её социальное лицо:
     1. Использование сила в различных её формах является основным инструментом регулирования социальных отношений. Как фактор социальной жизни сила привнесена из физики, естественных наук. Но это очевидное заблуждение. Применительно к социальной жизни у силы нет качественных параметров, они не регулируются, их нельзя оценить количественно, нет аналитического аппарата (формул) её применения;
     2. Применение методологии универсализма при решении социальных  проблем. Используемые в соответствии с ней практические решения, основаны на предварительно сформулированных (принятых за истинные) представлениях, общих идеях  и целях нашего существования. Отдельное, единичное, реальное по логике универсализма, должно, обязано соответствовать общему, идеальному. Методология универсализма отдаёт приоритет идеальному. Это ведёт в социальной жизни к диктатуре высшего над низшим, идеального над реальным, общего над единичным - человеком. При этом наша жизнь властно управляется  сверху вниз; 
     3. Человек в современной социальной жизни - объект управления, манипуляции. Он представлен в них набором вменённых ему качеств, например, образование, воспитание, культурный уровень. При этом игнорируется метафизическая природа человека: глубина его микрокосмоса, потенциал духовного развития в историческом, этническом, психическом восхождении;
     4. Технологический подход к процессу регулирования социальной жизни. При этом человек рассматривается как социальный объект, имеющий определённый круг прав и обязанностей.  Их соблюдение, как и функционирование социальной системы, контролируется техническими средствами. Пренебрежение внутренними, духовными мотивами поведения человека, свойственное в частности идеологии глобализма, низводит его до положения робота со всеми вытекающими последствиями.
          Очевидна необходимость поиска новых основ организации социальной жизни, которые бы стимулировали возникновение более совершенных форм существования социумов. Такие формы, видимо, должны исходить из других приоритетов, представлений человека. В частности из того, что человек - наследник беспредельно длительного эволюционного процесса. Он реальней, выше, глубже, разумнее любой социальной организации и содержательно, и потенциально. Интересами саморазвития человека, как субъекта, должны определяться цели, смыслы, задачи социальной жизни. К таким представлениям подошло мировоззрение, основанное на духовно-эвристической концепции бытия - метафизике духа [1]. В соответствии с ним формирование отношений в социальных системах должно складываться гармонично,  определяться ценностным саморазвитием  её субъектов (людей) путём самоорганизации. Ориентиры такого саморазвития вытекают из следующих положений метафизики духа [2,3]:
     1. Человек двуедин. Он воплощает в себе высшую, завершающую ступень саморазвития (самоорганизации) материально-вещественных форм  Вселенной. Как  человек он должен руководствоваться духовными ценностями;
     2. Духовно целостный человек  - цель саморазвития Вселенной - ценностный иерарх. Как единственное самосознающее образование Вселенной, человек может создать духовную структуру способную стать элементом субстрата новой, следующей за Ней Метафизической Реальности.  Тем самым человек обеспечит дальнейшее саморазвитие Мироздания;
     3. Духовная структура человека это совокупность его социально-психологических, душевных качеств, которая определяет его самосознание, мотивацию поведения. Она должна стремиться соответствовать требованиям, предъявляемым к ней Метафизической Реальностью как элементу Её субстрата. Определение и удовлетворение этих требований составляет важнейшую задачу человека. Этим человек содействует своему бессмертию, благополучию существования планеты Земля;
     4.  Как духовно-вещественный субъект, человек должен в своём поведении руководствоваться качествами изначально свойственными духовным образованиям: внутренней активностью в стремлении к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии, которой для человека является Метафизическая Реальность;
     5. Как единичное, человек в социальной жизни должен руководствоваться интересами общего и всеобщего. Становление гармоничного всеобщего - условие, потенция развития единичного. Всеобщее проявляется единичным, обеспечивая его всеединство. Единичное видит интересы общего и всеобщего в силу духовной связи с ним. Единство единичного и общего состоит в признании общих, высших для них ценностей, реального руководства ими;
     6. Духовность, как изначальный фактор саморазвития в природе, её самоорганизации, должна определять социальную жизни человека.  В нашей жизни она таковой не является, так как материально-вещественное в человеке преобладает над духовным. Более того в большинстве философских, этических теорий духовность  представляется только феноменом человека, проявления в нём нравственно-этических, эстетических норм;
     7. В отличие от методологии универсализма, человек в метафизике духа не средство совершенствования социальной жизни, а наоборот, цель совершенствования социальной жизни. Она должна состоять в содействии соответствующему саморазвитию человека путём самоорганизации;
     8. Целенаправленная, в соответствии с перечисленными положениями, коррекция уклада жизни социальных обществ и человека должна способствовать формированию духовной структуры человека, отвечающей требованиям  Метафизической Реальности.
     В духовности человека реальный ресурс  деятельного  совершенствования социальной жизни. Только повышение роли духовности, придание ей решающей значимости в социальной жизни позволит преодолеть негативные черты её настоящего. При этом параллельно должны решаться две задачи: 1. В соответствие с космологической значимостью человека необходимо повысить роль духовного начала в его поведении. Содействовать проявлению в нём основополагающих принципов деятельного духа: внутренней активности к саморазвитию  путём самоорганизации в интересах Высшей иерархии; 2. Организация форм социальной жизни должна осуществляться по принципу снизу вверх. Единичное, реально духовный человек должен определять: каким быть общему, целому, будущему. Только люди, ведомые духовным началом, смогут организовать  гармоничную, благодатную социальную жизнь.

                Литература

       1.Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. // Мировоззренческие основания духовной природы бытия. Saarbrucken, 2013г. с. 146
       2.Сазонов В.Н.  Метафизика Мироздания как саморазвитие Его духовного первоначала. Труды РФО, т. 20 , М. 2018. с. 18-30
       3. Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как переход от универсалистской модели социального развития к атомистической. Там же с. 52-60


Рецензии