Центральная Европа. Впечатления 2015 г

Hard way - right way

Башня собора св. Вита – Большая южная башня – самая высокая в исторической Праге. Около 100 метров, 287 ступенек. Каждый, поднимающийся на нее – герой или хотя бы геройчик. Поэтому вместе с билетом на нее в кассе вам дают сувенирную медаль. Я ее честно заслужил!

Поднимаясь по ступенькам, на середине башни я обогнал довольно полную молодую иностранку, которая остановилась, чтобы отдышаться. Было видно, что ей тяжело. Посмотрев на нее и улыбнувшись, я сказал ей: It’s a hard way… И пройдя мимо, через пару секунд обернулся и добавил: But, it’s a right way! - Wow, yes… - ответила она мне… Я кстати, тоже почувствовал некоторую отдышку.

На смотровой площадке башни у меня завязалась шапочная беседа с немецкой супружеской парой (беседовали по-английски). Они спросили меня, откуда я. Я ответил просто – из России. – Но Россия очень большая, - сказали они, - из какой местности вы? Такой вопрос мне понравился. Приятно, что есть иностранцы, которые понимают Россию не как безликий монолит, а как интересное сложносоставное соцветие. Тем более приятно было услышать, что им не нужно было объяснять, что такое Владивосток, и они знают, что это далеко, и где это. Судя по нашей беседе, наш город не нуждается в представлении у путешествующей публики во всем мире. Кстати, они произносили «Владивосток», ставя ударение правильно, по нашему, а не в привычном английском искажении.

В ответ я поинтересовался, откуда они сами. – Из Германии. – Но Германия тоже большая, в ней много различных земель, - сказал я. – Да, вы правы. Мы из Франкфурта. – Nice to meet you...


Живое Средневековье. Чешский Крумлов

Мы прошли каменный мост над пропастью. Осматривая очертания замка, я заметил парящую в небе птицу, очевидно хищника вроде ястреба. Он сделал несколько кругов и пристроился на карнизе надвратной башни.
 
Я приблизил на максимум фотообъектив, и увидел нечто для меня удивительное – это был сокол с характерным пестрым оперением, он хищно и гордо осматривался, и в одной лапе жестко сжимал за глотку крупную ящерицу – свою законную добычу. Для меня это было настоящее чудо: сокол сидел в эффектном развороте, красиво держал в лапе жертву, которая извиваясь, ждала своей участи. Это был готовый рыцарский герб! Сама природа его нарисовала перед моими глазами, и может быть, специально для меня…

– Вот оно, настоящее Средневековье! – подумал я с восторгом.

Сейчас, спустя несколько месяцев я думаю, что это было одно из самых ярких впечатлений от моей поездки в Чехию, в этот замечательный исторический заповедник в центре Европы. И многое, очень многое там воспринимается выигрышно именно благодаря бережно сохраняемой природе, которая оживляет и одухотворяет культурное наследие Чехии.


Поражение под Пильницем

Пильниц – место особенное. Особенно изысканное. Это летняя резиденция саксонских князей под Дрезденом, построенная в китайском стиле. В 18 веке это было модно во всей Европе. Но среди европейских шедевров такого типа Пильниц – крупнейший и пожалуй, главный. В общем - место исключительного культурного значения. Он был построен в 1720-х годах, и затем достраивался.

Находясь в центральной Европе, я просто не мог не побывать там. Как дальневосточнику, мне было очень интересно познакомится с атмосферой этого места, хотелось представить себя на месте обитателей этого дворца, почувствовать, как в то время представляли и ощущали Китай. Представляете, как это было тогда: десять километров от Дрезденского замка – и ты уже «в Китае», совершенно в ином мире…

Правда, погода в этой летней резиденции в тот день была не летней, и не очень комфортной. Я походил, пофотографировал. Что-то особо почувствовать не получилось. Можно сказать, поездка оказалась неудачной, и мои планы и ожидания потерпели поражение. Но я все равно горжусь, что посетил это уникальное место. Побывать, и тем более потерпеть там эстетическое поражение – особенная роскошь.


Сибирь в центре Европы

Некоторым может быть известно, что в Праге есть район, сложенный из советских и российских наименований: Остановки Русская, Крымская, Кубинская площадь, улицы Грузинская, Кишиневская, Владивостокская… Сейчас никакого советского смысла в этих названиях не осталось, и они просто напоминают нам об исторических связях Чехии и России.

Этот особенный, и одновременно – самый рядовой спальный жилой район Праги, расположенный недалеко от центра, образован несколькими улицами, среди которых самые длинные – Байкальская и Владивостокская. Между ними расположены улицы поменьше, но с не менее славными названиями: Красноярская,  Амурская… И прямо на трамвайной остановке Славия можно увидеть забойное кафе под названием «Алтай», где подают монгольскую кухню. Тогда я не зашел туда, потому что был очень сыт с утра. Но, может быть, следующий раз…


Пардубице: Наше оружие в почете

В замке Пардубице сейчас устроен краеведческий музей. Там есть несколько залов с замечательными коллекциями, в том числе и оружейная комната, где можно увидеть разнообразное старинное оружие.

Среди стеклянных витрин в зале выделяются два пьедестала, на которых установлены «голые» орудия – винтовка Мосина (1944) и автомат ППШ (1941). Они доступны для всех любопытных – их можно трогать, щелкать затвором, нажимать на курок, и… щелк – без патронов сделать холодный выстрел!

Кажется, первый раз в жизни я прикоснулся к огнестрельному оружию и взвел его. Я даже не знал, как это делать, но меня научила смотрительница музея – опытный стрелок из этих «пушек». Я попробовал, увлекся, и несколько раз сделал выстрел, чуть ли не издавая боевой клич. А в это время смотрительница нажимала на курок фотоаппарата, и сделала пару снимков для меня. Мы вместе посмеялись, было забавно и душевно. Приятно видеть, что наше оружие выставлено по-особому. Это Пардубице. Оказывается, недалеко находится Высоке Мито – городок, где уничтожили нацистский гарнизон только 12 мая…

Примерно на час я стал хозяином Пардубицкого замка. Ходил один по лестницам и этажам, мне открывали двери и показывали экспозиции. Это особенный замок, о котором хорошо бы рассказать отдельно. Но это – как получится. А теперь мне нужно было пообедать, и я пошел на замечательную, известную ценителям европейской старины городскую площадь Пардубице. Сначала – небольшой бокал местного пива Rychtar, а потом – местная речная рыба с овощным салатом и моравское вино. Конечно же, белое. Будем!


Поздравительный привет из Праги на 9 мая

22 апреля, когда я еще был в Праге, у меня в магазине завязалась беседа с немолодой чешкой, которая хорошо говорила по-русски. Она заметила, что я не могу объясниться с продавцом, и помогла мне сделать покупки. Мы поговорили, а когда прощались, она сказала:

«Передайте у себя в России, что мы помним и будем праздновать 9 мая. И еще от себя желаю России – счастья, здоровья, благополучия. Будьте счастливы!»

Я думаю, что если человек меня попросил, я должен выполнить ее просьбу, и передаю ее слова, хотя и не в дословной точности, но стараясь повторять. Не могу сказать это всей стране, и передаю как могу – здесь.

Кстати, в ходе поездки я смог увидеть несколько монументов, посвященным советским воинам и освобождению от фашизма. Это памятник «Братство», который установлен около главного железнодорожного вокзала Праги. Памятник изображает советского солдата-освободителя и чешского партизана. Их объятия и поцелуй – символ спасения, единения, братства. Другой памятник – «Иван» из Зноймо – чешского города на австрийской границе. Он держит в руках автомат, поднятый кверху, но так, как будто говорит: «Не меч, но мир принес я вам». На мой взгляд – красивейший памятник воину.

Добавлю, что, обстановка там, как в Чехии, так и в Германии,  довольно мирная, корректная, и от меня никто не требовал вернуть Крым. Только русских стало заметно меньше, и нас, судя по звукам улиц, заместили итальянцы и китайцы.


Пражская болезнь

Я обратил внимание на прощальные слова гида после экскурсии, примерно она сказала так: Много красивых старинных городов есть в Европе, но самый лучший – это Прага. Потому что она – настоящая, сохранившаяся живой и нетронутой на протяжении столетий. Я желаю вам всех благ, многих лет, и конечно, здоровья. И может быть, пусть у вас будет одна болезнь - это Прага, и чтобы у вас были возможности регулярно ее лечить.


VIA CAROLINA

Когда я собирался в ту поездку, я не знал, что из этого получится. Прошлый мой заезд в Европу назывался Чешская экспедиция, что вполне соответствовало туристической программе. А теперь какая это была экспедиция, если у нее не было предварительного названия?

К концу путешествия я стал понимать, что моя поездка складывается в полноценный тематический тур под условным названием «Дорогами Священной Римской империи». Для понта его можно было бы назвать VIA CAROLINA – в переводе с латинского – королевская дорога. Это конкретное название дороги, соединяющей Прагу и Нюрнберг, которая действует до сих пор со времен Средневековья. И мы ехали по этой дороге – стержню Империи. А еще эту поездку можно назвать королевский треугольник – потому что в ходе путешествия мне удалось охватить три символически важных пункта Империи – Прагу, Нюрнберг и Вену.

Главные точки маршрута – замки Карлштейн, Кайзербург и Хофбург. В венском Хофбурге видел корону Карла Великого – главную регалию Священной Римской империи, которая была основной политической структурой и мифом средневековой Европы. Эта корона была создана около 1000 года. Я даже и не мечтал ее увидеть, но получилось как-то само собой. Мне, историку, это дорогого стоит. Корона Карла Великого – главный фетиш европейского Средневековья. Как для нас Шапка Мономаха и корона Российской империи. Благодаря ей Вена считала и продолжает себя считать особенным центропупическим местом и символической столицей Европы.

В итоге – получилась настоящая экспедиция в глубины европейской истории, в подлинную историческую Европу. А не в какой-нибудь там Париж.

2015 г, редакция 2020


Рецензии