Как я открыл для себя Владивостокскую крепость

Владивостокская крепость хорошо известна. Но так было не всегда. Было время, когда я о ней почти ничего не знал, и однажды открыл ее для себя сам.

В августе 1998 года я с дружеской компанией выехал на Русский остров пожить в платках на море. Тогда остров только открыли для свободного посещения, и конечно никаких строек 21 века там не было. Остров был, скажем так, малообитаем. Мы разместились в бухте Малый Аякс – в северной части, ближе к скалам, и очень просто жили там как дикари – купались, готовили еду на костре, гуляли по берегу и лесу. По радио звучали моднейшие песни того года – «Дельфины» Мумий Тролля и «Ветер с моря дул» Натали, и с тех пор очень запомнились нам.

Там мы провели несколько дней. Море было вокруг, времени было – море, и однажды я решил забраться на ближайшую вершину, чтобы осмотреть окрестности и  виды города. Я решил идти напролом через лес, главное – чтобы путь был только вверх. Маршрут через несколько оврагов и через заросли мне показался трудным. Но вот я подобрался к вершине горы, перешел через дорогу, поднялся еще немного и увидел, что я нахожусь на какой-то постройке. Панорамы острова оттуда не было видно, но зато, это очевидно были какие-то крепостные сооружения. Я прошелся по заросшему рву, увидел каменные кладки, валы, бетонные конструкции и постройки. На стене катакомбы увидел барельефную надпись «1903», зашел в пустые комнаты. На одной из стен прочитал: «Построено для защиты Родины». Как было понятно для меня, это были постройки той самой Владивостокской крепости, о которой я уже что-то слышал.

Сейчас я уже не очень помню, что я тогда думал и на чем заострил внимание. Но я хорошо помню такой момент: недалеко от мостового входа в крепость я забираюсь в ячейку, выложенную из колотого камня на внутренней части вала – место для стрелков, пытаюсь занять место солдата, и рядом со мной свисают ветви дикой малины со спелыми ягодами. Я срываю ягоды, ем их, и радуюсь, потому что прежде я не ел дикой малины, для меня это тоже было открытие. Это был счастливый день. Малина была открытием дня, а сама крепость, пожалуй – открытием года.

В лагерь я вернулся другим путем – по старой грунтовой дороге, которую прежде не знал. И сразу рассказал своим друзьям о том, что я нашел Владивостокскую крепость. Потом, через несколько лет я узнал, что это форт Поспелова. И что это – одна из интереснейших частей крепости. Поэтому мне особенно приятно, что эту крепость я нашел для себя сам. С тех пор для меня это была моя крепость, мой личный замок, и я часто бываю там. И хотя свое имя присваивать этой замечательной постройке было бы слишком простодушно, для себя я назову эту крепость Замок По – по первым двум буквам фамилий. Звучит романтично, по-средневековому. Кстати, в Пиренеях есть замок с таким названием, он довольно известен и сыграл какую-то роль во французской истории. Так что какая-то доля смысла в таком названии есть. Для меня. А для внешнего мира – это форт Поспелова.

2016 г., редакция 2020


Рецензии