Мир вертится вокруг колеса

Мир вертится вокруг колеса
(из цикла «Сказки об изобретениях»)


Игла недолго скучала в своих травяных джунглях во дворе. К вечеру хозяин дома вернулся, оставил машину у крыльца, и она смогла продолжить прерванный разговор с Колесом.
- Мои предки ведь тоже видели всякое за тысячи лет существования. На их глазах развивалась история человечества. Думаешь, зря появилось выражение «колесо времени»? – спросил Иглу собеседник. – Мои предки появились, как говорится,  в допотопные времена…  Знаешь, где?
- Я слышала, как хозяйка однажды читала детям о том, что колесо появилось в Древней Месопотамии…
- Устаревшие сведения, дорогуша! – ликовало Колесо. – В кабине моего хозяина есть бортовой компьютер. И я иногда слышу, когда он бродит по интернету, ищет нужную информацию, читает её вслух или включает аудиовоспроизведение текста. Так вот, самое «старое» колесо найдено в Румынии, а недавно недалеко от Любляны (это в самом центре Европы, в Словении) нашли колесо, сделанное из ясеня. Люди определили, что его возраст  больше пяти тысяч лет. Это самое древнее  из найденных колёс. А в твоей Месопотамии, судя по находкам, колёса появились значительно позже -  в  конце IV тысячелетия до нашей эры.
- Почему ты называешь Месопотамию моей? – обиделась Игла. – Я даже не знаю, где это находится.
- А где находится Венгрия, тебе известно?
- Нужно быть совсем тёмной, чтобы этого не знать!
- В восточной Венгрии найдены модели четырехколесных повозок, сделанные из глины. Они чуть младше словенских. А в Швейцарии ученые нашли  колесо с квадратным отверстием для крепления оси и определили, что оно использовалось за 3200 лет до нашей эры! Следующие несколько тысяч лет повозки постепенно изменялись и из  тяжелых, со сплошными колёсами превратились в маневренные колесницы, которые пригодились во время войн.

- А разве в мирных целях они не использовались?
- Использовались. И у моих предков началась новая интересная история.
- Может, хватит на сегодня истории? – взмолилась Игла.
- Я терпеливо выслушало летопись твоих предков. Так что будь добра, дорогуша, потерпи – я быстро закончу историю моих предков. А ты знаешь, кто изобрёл колесо со спицами?
- Неужели китайцы?
- Ты очень проницательна! В Китае колесо со спицами появилось за тысячу лет до нашей эры, а в Европе лишь в тринадцатом веке. Правда, использовалось оно…для прялки! Есть версия, что другое колесо – гончарный  круг – подтолкнуло людей к изобретению колеса для первой телеги.
- Оригинальная версия!
- И вполне правдоподобная, коль ученые находили в захоронениях древних людей  модели повозок, сделанные из глины и, наверняка, не без помощи гончарного круга.
- А может всё гораздо проще: люди на протяжении всей своей истории видели над собой солнце, а оно круглой формы. И нечего приплетать сюда гончарный круг! – фыркнула Игла. - Однажды я услышала, как хозяйка читала детям о том, что Солнце на древних памятниках Египта, Индии, Мексики изображалось в виде колеса. Тебе это ни о чём не говорит?
- Говорит, – невозмутимо произнесло Колесо. – Говорит о том, что весь мир вертится вокруг колеса.
- Тебя послушаешь, так колесо просто пуп земли какой-то! Смотри не лопни от самодовольства!
- Даже если я лопну – хозяин тут же починит и накачает меня, – усмехнулось Колесо.   – Есть у меня ещё одна версия, как произошло первое колесо…
- Люди увидели луну и изобрели колесо?
- Не язви!  Всё гораздо проще. Первые колёса  люди додумались делать из деревянных катков, на которых волочили тяжёлые грузы.
- А каток это что?
- Это ствол дерева, от которого человек додумался отрубить диск-круг. Вот откуда колесо могло пойти!  Но даже катки не облегчали жизнь древним людям, и кого-то однажды осенила идея создания колеса!
- Если ты такое умное, умнее энциклопедий и википедии, то может объяснишь, почему в Европе, а не в  Азии и не в Америке изобрели колесо? – не унималась Игла.
- Легко. У меня и на сей счёт есть версия. В древних Месопотамии и Египте  уже в те времена лесов  было мало, чтобы спилить дерево, обработать ствол и экспериментировать с ним. А в Европе лесов было полно.
- Как мне претит твоё чванство…
- Чья бы корова мычала, а твоя молчала. А кто ещё недавно, захлёбываясь, рассказывал мне историю своих предков?!
Игла молчала.
- У каждого из нас есть повод для гордости, – сказало Колесо. – Давай не будем ссориться. Ведь и ты,  и я нужны Человеку. Им мы созданы, для него и живём.
Вечером за терассе зажёгся яркий свет. Вышли хозяин с хозяйкой. Они пили чай, разговаривали. А потом хозяин отправился к своей машине, обошёл её несколько раз и вдруг громко вскрикнул:
- Мне что-то вонзилось в пятку!
Жена подбежала к нему, приподняла пострадавшую ногу и воскликнула:
- Так это же моя любимая иголка. Нашлась пропажа!
- - Сколько раз я просил тебя не вышивать на траве. Иголка-то нашлась, но уколола меня.
- Не сердись, дорогой. Я обработаю твою рану. Главное, что иголка нашлась. Обещаю больше выходить с вышивкой во двор.
Они ушли в дом.
Колесо вздохнуло – оно осталось без собеседницы.         


Рецензии