Часы Вольтера, монах-король и часовщик Бомарше

Часы Вольтера, монах-король и часовщик Бомарше
(из цикла «Сказки об изобретениях»)

Напольные Часы в гостиной пробили полночь. Дом засыпал. Не спали только часы. Они никогда не спали. Шли, отсчитывали минут и часы, будили дом боем. Только в ночное время они, казалось, старались тикать тише и бить в колокола.
Но однажды Часы остановились. Им было несколько сотен лет. Хозяин – старый часовщик, открыл крышку часового механизма, долго копался в нём, а потом сказал с досадой:
- Наверно, вышел им срок, – И  ушёл опечаленный в спальню.
В полночь из настенных часов выглянула Кукушка, откуковала двенадцать раз, но скрываться в своём домике не спешила.
- Что с вами? – спросила она Напольные Часы.
- Как тяжело считать часы чьей-то жизни, – тихо ответили Часы. -  Видимо, пришла пора замолчать навсегда.
- Не спешите себя списывать со счетов! Вам сколько лет?
- Лет двести. Мне пришлось пережить не одно поколение людей, живших в этом доме.
- Неужели старый часовщик ничего не может сделать?
- Наверно, не может. Он сам стар как время.
- Ему тоже двести лет? – спросила Кукушка.
- Твоя наивность рассмешила меня. Конечно, ему гораздо меньше. Но человеческий век мал – мало кто из людей доживает до ста. Моему мастеру почти девяносто. Он редко чинит часы…
- А что же он делает?
- Пишет книгу о времени, о знаменитых часовщиках. Это будет увлекательная книга!
- Я прожила со своими часами не одну лет и не знаю других часовщиков. Неужели кто-то из них известнее нашего Мастера?
- Мастера были и до него. Или те, кто мог стать Мастером часов, но стал известен чем-то другим…
- И кто они?
- Например, император Священной Римской империи Карл V. Он жил в 16 веке. Он собрал большую коллекцию хронографов – так тогда называли часы. Дела государственные мешали ему заниматься любимым делом. Поэтому после 25 лет правления он отказаться  от короны и уйти в монастырь. Там Карл оборудовала мастерская, в которой он проводил довольно много времени со своим помощником  Иуанелло Торриано. Вдвоём они возвращали к жизни старые часы и создавали новые. Была у бывшего императора мечта…У тебя, Кукушка, есть мечта?
- Я хотела бы стать живой и жить в лесу. Говорят, там удивительный мир-  много птиц, зверей, деревьев.
- Карл жил одной мечтой – создать астрономические часы. До конца своих дней он работал, чтобы воплотить мечту…
- Воплотил?
- К сожалению. Ему не удалось.  Предчувствуя свои последние дни, монах, король и часовщик призвал своего верного помощника и сказал: «Совсем скоро, мой милый друг, мои личные часы остановятся, и новую силу никто не сумеет им придать. Остальные часы переживут меня, но мне не хочется, чтоб после меня они пробили последний час кому-либо другому. Когда часы моей жизни остановятся, то останови ход всех других моих часов». Помощник исполнил последнюю просьбу своего друга и все часы в мастерской были остановлены.
- Как жаль! Но потом их снова завели, чтоб начался новый отсчёт времени?
- Я был в той коллекции. Вскоре нас разлучили. Что сталось с другими часами – мне не известно. Н прежде, чем  попасть в руки нашего мастера, мне пришлось немало попутешествовать по рукам, временам и странам. Мне посчастливилось побывать в руках самого Бомарше!
- Неужели? Того самого? Постойте, но Бомарше – драматург, а не часовщик. Всему миру известно, что он написал «Женитьбу Фигаро».
- Всё так. Но до того, как он стал всемирно известным драматургом, Бомарше родился и вырос в семье часовых дел мастера. Я помню до сих пор, как бережно ко мне прикасались его руки. Бомарше ценил время. Говорят, что за свою жизнь создал только одни часы – миниатюрные, размером в девять миллиметров. Они были помещены в перстень, который заказала мастеру маркиза Помпадур, фаворитка Людовика XV. Спустя несколько лет маркиза заглянула в дом Бомарше и рассказала ему (не знаю, насколько правдоподобную) историю своего знакомства с королём.
Однажды во дворце состоялся тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Все придворные надели костюмы тисовых деревьев, а Жанна-Антуанетта явилась на бал в костюме богини охоты. Весь вечер  король ухаживал только за прекрасной незнакомкой, на пальце которой красовался перстень с часами.
Говорят, что  с ней искал знакомства известный философ Вольтер. Кто знает, может быть, на его фабрике для маркизы тоже изготовили изысканные часы.
- Постойте! Но вы же сказали, что Вольтер был философом. Откуда у него часовая фабрика? – удивилась Кукушка. 
- Вольтер тоже питал слабость к часам, поэтому на имеющийся капитал открыл фабрику, на которой работало несколько десятков часовщиков.   Они и создавали по проектам Вольтера часы с золотыми корпусами, отделкой эмалью и бриллиантами. Часы Вольтера имели большой успех при дворе Людовика XV. Говорят, что одно из своих изделий Вольтер отправил в Россию – в подарок императрице Екатерине II.
- Ах, как интересно! -  воскликнула Кукушка. – А я своего мастера по имени не знаю. Он жил в Германии, в какой-то местности Шварцвальд. Меня тоже отвезли в Россию и, как оказалось, тоже в царский дворец. А потом мы попали сюда. Мастер недавно почистил часы и сказал, что мы в прекрасном состоянии.
- «Дунул, плюнул и пошли»? -  засмеялись Часы.
-  Глупейшие слова поэта.  Кому, как не вам, известно, что починить таким образом часы не возможно! – возмущалась Кукушка.
- Успокойтесь, милая! Поэт пошутил. Видимо, он хотел сказать, что солдат был докой в часовом деле и легко починил ходики.
- Ой не знаю! Мне такое «наплевательство» не нравится!
До самого утра длился разговор Напольных часов и Кукушки из настенных «ходиков». Прерван он был возвращением Мастера. Старик снова открыл  дверцу старинных часов и со словами «рискнём ещё раз  вас, милые, реанимировать» взялся за часовой механизм. К вечеру дом огласил привычный бой. Кукушка ликовала. Она так радостно куковала, отсчитывая время, что едва не вывались из своих «ходиков».


Рецензии
Замечательная сказка. И познавательная к тому же. Всего хорошего! Татьяна.

Георгиевна   25.02.2021 00:03     Заявить о нарушении
благодарю сердечно, Татьяна

Саша Снежко   30.03.2021 10:24   Заявить о нарушении