Свобода личности в обучении перспектива?

Свобода личности в обучении – перспектива?

Астахова О.А.

Как дальше будет развиваться педагогика? Как будут обучать учеников? Нужно ли будет обучение вообще? Останется ли традиция подгонять учеников под единый общий шаблон обучения? Я придерживаюсь демократической гуманистической педагогики, когда при обучении дают свободу мысли и слова ученикам, когда учитывают индивидуальные особенности психики каждого ученика, когда проявляется любовь и уважение к каждому ученику…
Хотя многие учителя всё еще придерживаются старого авторитарного стиля обучения, когда ученику не дается свобода слова и мысли, когда ученик должен соответствовать определенному шаблону (образцу), когда ученик должен быть как все, когда подавляется личность ученика… Какой стиль обучения наиболее перспективный? Наверно, демократический…  Хотя дисциплину (порядок) при обучении тоже надо соблюдать, поэтому элементы авторитарного стиля обучения тоже должны быть иногда…
Но хотелось бы обсудить, насколько свобода личности важна при обучении, при жизни в целом… Возможно, в будущем человек не будет учиться  как сейчас по учебным программам, возможно, что человек сам будет для себя составлять программы обучения, выбирая те сферы знания, которые ему интересны, которыми он считает важными для себя… Конечно, такой выбор, такую программу обучения человека должен делать с помощью специалиста, учителя, которые бы направляли его в правильное русло, которые бы помогли сделать правильный выбор… И роль учителя в будущем, наверно, больше вспомогательная, направляющая, нежели обучающая, формирующая мировоззрение… Человек сам, больше самостоятельно, может обучаться знаниям, открытыми наукой, под руководством учителя…
 Да, учебные заведения нужны, чтобы их посещали ученики, чтобы там проводились занятия под руководством учителя, который бы лишь направлял учеников на основные пункты той или иной сферы знаний, и ученик бы самостоятельно исследовал бы проблемы, темы, знания… И конечно же, учебные заведения нужны для того, чтобы контролировать знания, проверять их у учеников. Занятия контроля и проверки знаний опять же проводит учитель, он раздает ученикам задания, тесты, вопросы или выявляет знания просто в форме беседы или дискуссии, после выставляя баллы за правильные и интересные ответы. Но контроль и проверка  знаний не должны быть частыми, может быть 1-2 раза в  1-2 неделю небольшие проверки как проверка домашнего задания, и 1-2 раза в 2-3 месяца более крупные проверки как экзамен…
Свобода личности при обучении, при жизни важна для того, чтобы социум нормально развивался, чтобы была совокупность ярких взглядов, мнений, мыслей, на основе которых бы строилось информационное поле общества. Да, выявление индивидуальных особенностей должно быть умеренным и влияние этих индивидуальных особенностей должно быть тоже умеренным, и над этой умеренностью каждому человеку надо работать, нужно уметь ограничивать свою реализацию… Социум должен строиться на совокупности множества судеб свободных личностей, которые своими мыслями, словами, действиями прокладывали бы свое направление жизни…
Поэтому учителю не стоит навязывать свое мировоззрение, свой строй мыслей (мышления) ученикам. Функция учителя – поддержать и направить ученика, выявить для него новые проблемы… Учителю важно сохранять индивидуальность ученика, его индивидуальное функционирование психики, не подавляя, не стирая, не переделывая ее… Вот в этом будущее педагогики… Несмотря на свободное обучение, всё же учебные заведения не стоит убирать, поскольку они могут служить местом общения (ведущей деятельности учеников и человека в целом), местом обсуждения и дискуссий, выявления новых знаний, местом контроля и проверки знаний, а так же местом, где человека направляют на знания разных сфер деятельности человека…
13 мая 2016 год


Рецензии