2. Бяки-буки

    Уяснив, что Баальбек — это «Баал из Бекаа», можно было бы и успокоиться. Если бы не Баку и многое другое…  А тут ещё и Бамбика!

    Манбидж, Мембидж — город на севере Сирии, расположенный на территории мухафазы Халеб. Впервые город упоминается у греческих авторов под именем Бамбика. Бам-бика. И это уже никакая не долина Бекаа, потому как город расположен севернее… Однако. У Плиния, в труде «Естественная история», Бамбика (также автором приводится и сирийское название города — Мабок) упомянута как центр культа богини Атаргатис. Поэтому что-то общее с Баальбеком у Бамбики всё же есть. Впрочем, и с Мем-фисом (Мем-бидж) вероятно тоже. Об индийском городе Мумбаи, чьё название происходит от «Мумб» — имени местной индусской богини Мумба Деви, вспоминать, видимо, преждевременно. Да и Мемфис (копт. Менфе, Мембе; аккад. Ме-им-пи; араб.  Менф) посвящался в первую очередь демиургу Птаху. Но у него была супруга Сехмет и сын Нефертум.

    А ещё вот и Табка, что на севере Сирии в мухафазе Эр-Ракка. Да ещё, возможно, и фракийская деревня Шипка, что на территории современной Болгарии. Да тогда уже и Шуруппак! Интересное осталось наследие от рефаимов, правда?

    Шуруппак («исцеляющее место», «место полного благополучия») — древний шумерский город. Был расположен южнее Ниппура, на берегу Евфрата.  С городом Ниппур всё понятно: слог «пур» в названии города означает «город» во многих индийских языках. А у шумеров уже отмечены торговые связи с Древней Индией. С Шуруппаком интересней. Что может исцелять? Вот известен ведический бог Сурья-солнце. А ещё предшественником такого напитка как сбитень, является сурья, которую готовили на основе мёда и молока!

    Шумерские легенды говорят, что перед Всемирным потопом Шуруппак был построен пятым и последним после Сиппара из пяти самых важных городов этих земель того времени. Шуруппак был посвящён Нинлиль, богине зерна и воздуха. Если верить археологам, он не имел большого политического значения, но был важен в хозяйственном отношении как центр хранения и распределения зерна. В Шуруппаке было больше зернохранилищ, чем в любом другом шумерском городе. Также по шумерской легенде, Шуруппак — родина мудреца Зиусудры (вавилон. Утнапиштим, библейский Ной), пережившего потоп на корабле, построенном им по совету бога. Поэтому Шуруппак есть не что иное как Сурья-пак (исцеляющее место).

    А вот теперь можно вспомнить и про Мумбаи (Бомбей). Поскольку к северу от Мумбаи в древности располагался город Сопара (Шурапака), важнейший торговый и военный порт с III века до н. э. по X век. Область за Сопарой (острова Мумбаи) упомянул Птолемей. Конечно, это уже вторично по отношению к шумерскому Шуруппаку, но обратите внимание на то, что «…самый нижний культурный слой (Шуруппака) датируется периодом Джемдет-Наср, конец 4-го тыс. до н. э. К концу 3-го тыс. до н. э. город утратил значение и вскоре был заброшен. Находки с самой поздней датировкой — одна цилиндрическая печать и несколько глиняных табличек, которые могут относиться к началу 2-го тысячелетия до н. э...» Первые раскопки Шуруппака проводились только в 1902 году «Немецким Восточным обществом». Но ведь кто-то на протяжении всех этих тысяч лет помнил о заброшенном городе! И не трудно догадаться, кто.

    «Индоарии, переселившиеся в древности в Индию, представляли собой часть протоиндоиранских племён, происхождение которых связывают с поселением бронзового века Синташта и андроновской археологической культурой к востоку от Каспийского моря. Эпоха миграций совпадает с серединой/концом бронзового века и позднехаррапской цивилизацией в Индии (1700—1300 гг. до н. э.)…» Вики. Напомню, последние датировки в Шуруппаке относятся к началу 2-го тысячелетия до н. э.

    Итак, современный город Нала Сопара признаётся учеными как Шурпарака (лит. Город храбрых, Курпарака ) или Суппарак Древней Индии. Некоторыми отождествляется с Офиром, упомянутым в древнееврейских текстах. Был столицей Апаранты. В древние времена это крупнейший поселок на западном побережье Индии, торгующий с Месопотамией, Египтом, Аравией и Восточной Африкой. Самое раннее упоминание происходит в Махабхарате как Шупарак (Surpаraka). Апаранта или Апарантака («западная граница») соответствовала северной части региона Конкан на западном побережье Индии. Согласно Сахьядриханде из Сканда-пураны, Парашурама выстрелил своей стрелой в море и приказал Богу моря отступить до точки, где приземлилась его стрела. Полученный таким образом новый участок земли получил название Sapta-Konkana, что означает «кусок земли», «угол земли» или «кусок угла», образованный из санскритских слов: kona угол + kana часть. Кстати, Септ (сепат, спат) — название административной единицы в Древнем Египте, позже — ном. В Ирландии и Шотландии Септ — часть семьи, особенно клана, возможно, изменённая форма от septum (лат. «огороженное место»).

    О чём ещё стоит упомянуть в связи с Шуруппаком? Основателем города назван Убар-Туту. В арамейском языке «бар» означает «сын». А вот в Египетской книге мёртвых есть такие строки: «Да не будут моя рука и моё имя отвергнуты в присутствии владетельных князей (татау) любым из богов…» Вот за такими маленькими деталями и скрывается огромное общее культурное наследие. Кстати, у меня появились предположения по поводу Бамбики.

    Женская ипостась Сурьи называется «Сурья-Баи» (Surya-Bai). Бау (Баба) — в шумерской и аккадской мифологии — богиня города Лагаш (букв. «Место ворон»), почиталась как богиня плодородия и врачевательница. Поэтому Бам-бика должна быть Богиней из Бекаа. Смущает буковка «м»? Давайте вспомним про окончание парных и множественных чисел в иврите: -аим и –ам. Это как в отношении Богини написать Вы с большой буквы. Что же она представляла из себя?

    Атаргатис (Деркето) — сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Также почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы. С этим связывались легенды о превращении её в рыбу в Иераполе, а также представление о ней, как о божестве плодотворной влаги. Важным центром поклонения ей был Аскалон (ныне Ашкелон).

    Про Бамбику в Северной Сирии мы уже знаем. Но есть, оказывается, ещё одна.

    Эдесса (Бамбика-Урха, древний город, предшественник современной Шанлыурфы) в Северной Месопотамии на реке Скирте — была центром Эдесского, или Осроенского царства и входила в состав Великой Армении при царях Тигране Великом, Абгаре V и Санатруке. Центр раннего христианства, ибо царь Абгар V уверовал в Иисуса Христа еще при Его земной жизни. Первоначально город назывался Адма (арам.  Адми, Адмун). Это название появляется в ассирийских клинописных источниках VII в. до н. э. В 304 г. до н. э. Селевк I Никатор основал на этом месте новый город, назвав его Эдессой в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства. Местное сирийское название города было Руху. О культе Атергатис свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священных пруда, в которых содержались рыбы, посвящённые богине.

    Думаю, теперь вы догадываетесь, что не случайно раннее христианство сопровождалось знаком рыб!


Рецензии
Дорогая Светлана! Решил перечитать Ваш выдающийся труд. Буду делать это не спеша, когда есть время. И может быть не один раз. Можете не реагировать. Если возникнут какие-нибудь замечания и предложения, не обессудьте. Спасибо!!!

Игорь Тычинин   19.10.2020 17:08     Заявить о нарушении
Ну вот и первый вопрос. А почему Света Вы видите протоиндоариев только среди андроновцев восточнее Урала, кстати. А не западнее Урала. Мне кажется, что Наталья Гусева и ряд других авторов убедительно показали их присутствие там и оставления ими большого числа топонимов и гидронимов? С ответом не спешите, знаю у Вас и без меня много дел. С огромным уважением,

Игорь Тычинин   19.10.2020 17:53   Заявить о нарушении
Игорь! Я что хочу сказать. Любая археологическая культура существует какое-то время и либо гибнет, либо переходит в новое состояние. Но при этом она же и корни откуда-то имеет.

Андроновская культура - это XVII—IX вв до н.э. Ареал: Казахстан, Западная Сибирь, западная часть Средней Азии, Южный Урал. Генетические исследования останков андроновцев показали наличие у представителей культуры Y-хромосомной гаплогруппы R1a1, R1b, Q1a и С. Т.е. это уже "смесь" индоевропейцев с народами Сибири.

А вот фатьяновская археологическая культура, III тыс. до н. э. Локализация: Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Московская, Тверская, Смоленская, Калужская, Костромская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Орловская, Ярославская и Новгородская области, Чувашия, Татарстан, Мордовия, Москва. Исследование 24 образцов показало их принадлежность к Y-хромосомной гаплогруппе R1a-M417. Для 6 образцов Y-ДНК удалось уточнить субклад R1a1-Z93. Z93 - это те, кто станет потом скифами и иранцами. Но если все остальные гаплотипы уточнить (и не только ярославские), то, думаю, найдётся и европейская Z280 (не все же из них в это время в палестинах обитали).

Конечно, протоарии до Индии с Русской равнины докатились (на колесницах).

К слову, та же битва при Курукшетре, о которой в Махабхарате рассказано. Ведь это, наверняка, хорошо известная нам Курляндия! Скорее всего где-нибудь в междуречье Даугавы и Лиелупе. А что Даугава? Она же ещё и Эридан, и Рудон. Так что река По, о которой я писала в 29-й части, из Этрурии ведёт нас не только во Францию к Роне(Родану), но ещё и сюда.

Просто не вся информация в текст "впихуема". Я и так с избытком даю, чтобы не пропало (жалко ведь).

Светлана Каплун   20.10.2020 01:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Света! Понял!!!

Игорь Тычинин   20.10.2020 12:18   Заявить о нарушении
Спрашивайте, если что. Обсуждение тоже интересно :)

Светлана Каплун   20.10.2020 21:17   Заявить о нарушении