Авитья Пери
Много известно легенд о происхождении мандрагоры в Европе, много о ней рассказано в Библии. Средиземноморская весенняя мандрагора, самая сильная из трех основных видов, породила легенды, не всегда приличные для пересказа. Да и то сказать, ведь ее основное назначение и в магии, и у магглов - афродизиак и галлюциноген и средство,приводящее к плодородию. Говорят и о повешенных и о том, как добывать этот корень надо при помощи черной собаки, которая непременно погибнет. А кому жаль собаку, тот должен исхитриться: привязать крепко верхнюю часть растения к металлическому пруту, предварительно согнув его и связав веревками, а затем , отойдя на большое расстояние, разрезать веревки или поджечь их. Прут распрямится и выдернет корень растения, и жертв не будет. Древние римляне и древние вавилоняне отправляли копать сей корень провинившихся рабов. Так достигали двойной выгоды: дурной раб погибал дурной смертью в назидание прочим, и добывался дорогой корень. А средиземноморская осенняя мандрагора, растущая в Палестине и на иудейских пастбищах, не столь ядовита - люди копали ее со времен Иакова, и его жен Леи и Рохели.
Однако есть и гималайская мандрагора, о которой мало легенд. И есть туркменская реликтовая мандрагора, которая осталась со времён иранского владычества, а может быть, и ранее.
Деду моему, известному среди старого поколения магов путешественнику, рассказали легенду о происхождении мандрагоры именно вблизи Копет-Дага. Был он там в гостях у давно приглашавшего его старого среднеазиатского волшебника, которого сложно назвать туркменом: у него в жилах течет кровь не менее десятка разных народов, от пакистанских калашей до курдов. Жил он долгую часть своей жизни в СССР, был там ученым-биологом. То, что до этого он был магом в Пакистане, никто не догадывался. Сейчас этот маг выглядит пенсионером и носит чалму, и соседи знают его как святой жизни человека. А в юности, где-то ещё южнее, он был шейхом, водил восемь жён, каждая жила в особом дворце, наполненном сокровищами. Дворцы охранялись от глаза обычных людей служащими магу духами пустыни и огня. Потомство его расселилось от Ливана до Тибета, изредка наведываясь к пращуру.
А он живёт жизнью молодого пенсионера, имеет на данный момент четырех жён, старшая из которых - 55-летняя ведьма местных кровей, а младшая родом из Индии, и, кажется, наполовину нагини.
То бишь этот старый хрыч - молод и полон сил. Жить ему интересно, и внешность пенсионера у него скорее для отвода глаз. На пенсии человек куда свободнее обычного.
Деду он показывал свой туркменский Копет-Даг, рассказывал, какие из растений приживутся у нас в огороде, а с какими лучше не связываться. Узнав, что у деда есть маленькая оранжерея, он торжественно вручил ему цветущую лиловым цветом реликтовую туркменскую мандрагору. - Mandragora turcomanicа Mizgir, - назвал он ее принятым в мире именем. - Этот вид живёт только здесь, и нигде более. Окрестные жители не считают нужным читать Красную книгу, они копают мандрагору, завязав нос и губы большими платками, а крики их мало волнуют. Они народ опытный. Если же идёт копать неопытный товарищ, то часто возвращается в слезах и без растения, с дрожащими руками, с раскаянием в сердце. Женщины криков боятся и стараются отправлять глухих людей, а добытый корень просят смилостивиться и не накликать им беды, а помочь. Молитвы произносят все добытчики. И те, кто старше, перед выкопкой - как индейцы Нового света - просят простить их, называют свои имена и из какого они рода, просят помочь в насущном деле, дать здоровья, и непременно говорят: мы не из слуг повелителя Хшарбахруппа.
Дед мой, записывая эту легенду, услышал это удивительное имя и аж подпрыгнул:
- Такие имена были в Вавилоне тысячи за три до новой эры!
Друг ответил ему:
- Этой истории лет еще больше, чем пять тысяч. Не все в ней сохранилось, не все осталось. Но осталось имя Селмелек.
- Постой, я сам пойму, что оно означает,- сказал мой дед. - Мелек - это ангел.
- Имя Селмелек означает неповторимый ангел, - объяснил рассказчик.
- Имени ее мужа история не сохранила, - сказал старик. - Может быть, его звали Бахман. Это означает с иранского языка - "Благой помысел". Но Селмелек - это ее не настоящее имя: они были из старинной смеси древних племен, иранских и дравидийских. А Селмелек - это уже по-теперешнему ее называют, перевели на тюркский язык. А если они были дравидийцы, тогда, я узнавал, Адвитья Пери она была, наверное. Но если иранка, тогда - ;;;;; ;; ;;;;, а муж именно Бахман...
- Но что же с ними произошло? - мой дед, видя, что рассказчик ушел в дебри старинных языков, решил прервать его мысли. Имя женщины по-персидски он не разобрал (потом он нашел его в словарях, но звучания не понял, кроме Пери).
- Да страшная история, и рассказывать неприятно, - тихо ответил старик. Вздохнул и продолжил:
- Это было около пяти тысяч лет назад. Тогда правил молодой и жестокий правитель Хшарбахрупп. Вот он жил и не тужил, а потом умер у него то ли любимый сын, то ли любимый дед, и царь понял Смерть. Ты же знаешь: почти все живут и не понимают, что они умрут. Знает каждый, а понимает не каждый. А кто вдруг понял, начинает себя вести не так, как до этого. Кто становится добрее - а кто зло людям чинит. Кто в молитву - а кто в разгул пускается. А кто деньги начинает копить для внуков. А кто наоборот - пускает деньги на ветер, ищет развлечений - так отвлечься хочет... от мысли о смерти. Этот царь решил, что надо найти от смерти волшебное средство. Потребовал от придворных магов найти такое, сотворить, вырастить, наколдовать. Стали ему объяснять, что этим все великие маги занимались и все ушли к праотцам рано или поздно. Конечно, для долгой жизни они средства нашли.
Тут царь велел ему все такие средства принести. Принесли ему... Перечислять-язык устанет. Стал царь принимать эти средства, тут, конечно многие озолотились. А время идёт. Стал молодой царь замечать, что он старее становится: то зуб выпадет, то седые волосы появятся, и многое становится не как в молодости. Опять он магов зовёт и требует найти ему средство повернее. Иначе он их вверх ногами подвесит в весенний полдень.
А была тогда - зима, до весны ещё есть время.
А всё, что только есть на свете для продления молодости, царь уже от магов получил.
И вот из них нашелся один подлый - решил от себя беду отвести. Сказал, что есть на юго- востоке царства молодая семья. Муж и жена, оба потомственные колдуны. Вот они должны знать такое средство.
И царь отправил воинский отряд разыскать средство для бессмертия.
Отряд приехал в мирную долину, нашел ту семью.
Бахман и Селмелек были совсем молоды, было у них уже трое детей да ещё ожидали четвертого. Семья была любящая, говорят... Они переселились в долину от родителей, потому что там была большая скученность, молодежь искала себе места. Они нашли пустую землю. Построили дом, развели сад и огород - понятно, какой: в нем росло столько растений с волшебными свойствами, сколько от Тибета до Ниневии растет. Вот пришли воины царя, передали приказ мужу и жене. Те растерялись.
- Такого у нас нет ни цветка, ни камушка, ни шерстинки с животинки. Есть много хорошего: от зубной боли, как лысину обрастить, как детей укачать, и как их, детей, зачать. Есть от живота травы, от переломов, от сильного давления крови и от слабого давления. Видно, все это вместе и есть средства долголетия! Но от смерти нету средств, не знаем их мы, да и откуда, мы просто молодые муж и жена. Мы думаем, как деток вырастить - а до смерти нам ещё далеко!
- А вот и ошибаешься, наглый колдун! - закричал начальник отряда. Царь ему дал наказ без средства бессмертия не возвращаться.
- Смерть ждёт тебя прямо сейчас, если не выдашь нам тайну. Доставай свои колдовские припасы и подай немедленно волшебное средство. Нам сказал придворный маг, что оно только у вас и есть.
И по команде начальника отряд головорезов стал пытать молодую семью. Пытали мужа на глазах жены и детей, пытали детей на глазах родителей, и беременную жену пытали на глазах мужа и малых деток.
Сказать жертвам было нечего, они только кричали и просили пощады. Взывали к совести, страшно плакали. Отдавали все свои нехитрые пожитки, да негодяям этого не надо было. Им надо было вернуться к царю да чтоб не на плаху. А совести у них давно не было, они ее в боях потеряли, в походных кострах пожгли, в набегах конями стоптали. И не было никого заступиться за невинных страдальцев. Вокруг была пустая долина да большой сад. Вот муж, пытаясь спасти семью , стал произносить заклятия. Он не мог сделать многое без магического жезла (тогда у всех магов они были: меньше трости, но больше палочки). Он хотел любым способом прекратить нападение. А надо было действовать до него: теперь у нас на Востоке все маги делают иллюзию своего дома. И лишь приглядевшись к гостям, показывают или не показывают свое настоящее жилище. А тогда было проще. Без помощи волшебного жезла он мог лишь насылать злые иллюзии на врагов. Те даже прекратили пытки: им стало мерещиться разное страшное.
- Что это могло быть? - задал вопрос дед.
- Ну, например, морок пожара. Или морок наводнения. Тогда враги бегут куда глаза глядят, свою шкуру спасают... Или волки, или что-то ещё пострашней. Но у врагов в руках были дети мага. Они кричали своё: папочка, мамочка, спасите от стражников - и те очнулись от иллюзий. Заткнули магу рот кляпом. И вытащили семью на улицу. А там был волшебный огород... Негодяи решили, что где-то в огороде спрятано волшебное средство, нашли лопаты, дали отцу и потребовали копать огород, и дать им волшебное растение или закопанный кувшин с готовым зельем... У того не было сил. Напавшие сами перекопали весь огород. Конечно же, там были только зимовавшие растения и черная пустая земля. Негодяи стали понимать, что у мага вправду нет никаких средств. Раз так, надо скорее уходить, или сами пострадают от колдовства, ведь маг всё ещё пытался жестами наслать на врагов страх, страшные видения, и они заставили отца это прекратить: стали закапывать в землю детей и жену. И его тоже вкопали по пояс в землю. Магу связали руки и ноги, его жене тоже. Тут муж и жена, видя, что их убивают, стали прощаться друг с другом и детьми. О, АллА, не дай ничего похожего, отведи беду. Это даже рассказывать опасно: потом надо читать очищающие заклинания, - старик сделал жесты, отгоняющие накликание беды.
- Но я уже почти все тебе рассказал...
Негодяи закапывали заживо всех, а магу-отцу воткнули кляп из тряпок в зубы, чтоб тот молчал. Затем вытащили и спросили:
- Последний раз спрашиваем: где бессмертное средство?
- Его нет, нет, нет! - кричали маг и его жена.
- Ну, раз нет - закапывай их совсем,- распорядился начальник убийц. И те стали зарывать живых людей с головой в землю: не хотели оставить свидетельства своего зверства, при этом доложить царю, что точно все проверили.
Когда маг и жена с детьми уже были в земле, они стали кричать друг другу слова, от которых у злодеев волосы встали дыбом:
- Дорогие мои, я вас люблю! Я люблю вас и на том свете, мы будем вместе!
- Да, милый муж, я люблю тебя! Дети, дорогие деточки, мы скоро встретимся в раю!
А дети только плакали. Плакали и родители. Вот их голоса стали все глуше, глуше. Злодеи конями своими хотели затоптать место преступления, но вязли в перекопанной земле ноги коней, и сами животные страшно храпели, стремились уйти от огорода, и их голоса были такие жалобные, что походили на крики замученных. Видно, кони поняли это злодеяние. И всадники ускакали прочь из ночной долины.
Через пару дней соседи с другой стороны ущелья пришли к жилью магов и поняли, что здесь было совершено. Они в ужасе послали проклятия совершившим и вознесли молитвы тем богам, в которых тогда верили. Просили они о мести, просили не дать повториться страшному, и просили отвести беду от них самих, а невинным жертвам принесли лиловые цветы, растущие зимой, на огород, ставший могилой.
Старик перевел дух. Помолчал. Отхлебнул из пиалы остывший чай. Дед тоже допил свою пиалу. Оба помолчали...
- И вот весной, когда всё вокруг росло, а перекопанный огород стоял, как место сражения - земля вверх комьями - на этом месте, где погибла семья, вдруг стали расти зелёные листья. Длинные, толстые листья неведомого растения. Там они сидели всё лето до осени, затем листья увяли. И когда заброшенные места посещали соседи, они удивлялись тем незнакомым растениям, но к ним не подходили.
А через год в столице произошло невиданное и страшное событие: царь сгорел живьём.
Не понадобилось злодею средство для бессмертия. И его отряд сгорел. И страшно погиб главный маг царя.
Посреди зимы, на вторую годовщину гибели семьи молодого мага и его жены и малых деток, приехали туда, на место бывшего поселения, родичи жены - а почему не могли поехать родичи мужа, неизвестно. Скорее, их не было в живых. Известили родных Селмелек соседи, при помощи выученных голубей, а собраться сразу они не могли, потому что все маги в стране прятались: всем стала известна подлая расправа из-за несуществующего зелья бессмертия...
И там, куда соседи показали - где была могила - росли зелёные свежие листики, только что развернувшиеся, и цвели лиловые цветочки.
Маги-родичи сами были травознаями. Но не видели они раньше таких растений.
Хотели они перезахоронить родных, и оказалось, что их тела растворились в земле. И вместо тел росли клубни нового растения, а скопления этих клубней повторяли очертания тел мужчины, женщины и нескольких детей, из который самый маленький был по размеру - новорождённым. Родичи долго молились при виде этого чуда. Молились, плакали, горевали.
Вот они-то и были те, кто первыми выкопал и увез к себе эти растения в память о Селмелек и Бахмане и их детях. Как случилось, что они выкопали мандрагору без отравлений и галлюцинаций? Видно, растения признали родных. Но все слышали, как растения плакали, и родные погибших тоже полили слезами то место, и ездили и горевали много лет на месте гибели любящей счастливой молодой семьи. И растение запомнило эти крики, плач, и желание мага отвести беду от семьи, эти наведенные мороки. Ещё, видно, неспроста растение выросло на волшебном огороде: взяло силу всего, что там росло раньше.
Прошло много лет. И оказалось, что родичи Селмелек обладают необыкновенным волшебным растением. Оно давало плодородие и много других благ для здоровья. И родные погибшей семьи не отравлялись им. Все прочие видели и слышали много страшного. Кое-кто сходил с ума: они не выдерживали криков, которые издавало растение при пересадке, всё это были крики замученной семьи. Потом научились затыкать уши, надевать рукавицы.
Берут эти корни ради молодящего зелья. Многие их зовут молодильными яблоками. Детки родятся при помощи зелья, у кого детей вовсе не было - и то заслуга Селмелек. У кого болит поясница, кто повредил мышцы, тому помогает припарка из растения Селмелек. А кто сильно болен, и надо резать, того усыпляют вытяжкой из него. А кто пьет ее по капелькам да каждый день, тот молод и полон сил хоть в триста лет, - и рассказчик, с молодыми глазами и седой бородой весело усмехнулся - впервые за весь этот мрачный рассказ.
Тут хозяин сказал слово на неизвестном деду языке куда-то в двери. И вошла девочка лет двенадцати, принесла новый чай и воду, наполнила пиалы и неслышными шагами ушла.
- У нас есть сиреневая мандрагора, и мы иногда тоже ею по чуть-чуть пользуемся - сказал мой дед.
- А тут ее грузовиками увозят - следи, не следи.
Дед мой, пользуясь перерывом в беседе, и чтобы развеять мрачный дух восточной легенды, стал рассказывать забавную историю о том, как в Англии такая вот молодая семья с кучек крикливых ребятишек вдруг изобрела слово молчания.
Старый хозяин с улыбкой перешёл на другую тему. Но мысли гостя были полны эхом легенды...
Дед повертел в руках данный горшок с цветком, посмотрел на наклейку с названием.
- А отчего в латинском названии вашей мандрагоры последнее слово - украинское? Или русское - Мизгирь. Mizgir. К чему бы это? Или я чего-то не понял?
Аксакал усмехнулся опять.
- Когда был СССР, приезжала сюда девушка, русская или украинка, художница Ольга Мизгирь. Видишь картину: туркменки в алых одеждах на фоне шатра? Она эту картину написала. Здесь осталась. Заповедник поздно открыли, с ее участием, она долго этого добивалась В ее заповеднике я спасался, на меня доносы писали, что считаюсь охмурителем народных масс, она меня в сотрудники приняла... Нас, знахарей, уничтожали тогда, как колдунов и обскурантов, сами же обскуранты и сажали. И мужа ее посадили. Как при Хшарбахруппе.
Колдун, да! А я в Саламанке учился, я в Сорбонне учился! Да что ваша Европа: меня учил внук помощника Ибн Сины. Теперь только древние знания начали ценить! Ах, да...
Старик в гневе стал похож на настоящего старика.
Потом взял себя в руки, фыркнул и процитировал... Гёте:
Не веря дивному открытью,
Вы рады отшутиться все,
О мандрагорах вздор твердите
И глупости о черном псе.
Но надо ль поминать о бесе,
И кто за пятку ловит вас,
Когда, теряя равновесье,
Вы падаете оступясь?
Земля — источник сил глубокий
И свойств таинственных запас.
Из почвы нас пронзают токи,
Неотличимые на глаз.
Когда на месте не сидится
И кости ноют и мозжат,
Или сведет вам поясницу,
Ломайте пол, под вами клад.
Он совсем успокоился и стал лукаво улыбаться глазами..
- Так я про Ольгу Ханум.
Вот она первая среди европейцев и нашла здесь мандрагору. Описала ее. Бросила картины, стала биологом. Оказалась ее находка - новым видом после гималайской и средиземноморской мандрагоры. Стали название давать, по правилам ее фамилию упомянули, как открывателя.
Ну, а местные пользуются селмелек ты понял, сколько лет...
В священной Авесте - как раз то время - пять тысяч лет назад ее писали, зороастрийцы, знаешь? Там нашу мандрагору Селмелек называют - хаома. Там написано, что хаома-мандрагора растёт в горных долинах в неволе у женщин, то есть женщины ещё тогда разводили ее. Тогда разводили. А потом бросили. Стали только копать!
Много больно копали, народ совести не имеет, да и что лучше нее... Плохо ее прятали, стали ее копать вдвое, я сюда приходил 70 лет назад, чары наводил отводящие, так ее еле сохранили. Эндемик.
У нас дарят плоды Селмелек только тем, кому добра желают.
Нигде нет такой мандрагоры больше, не столь она ядовитая, как у вас в Европе. Лечебная.
Неповторимый Ангел...
Дед сказал:
- Благодарю вас за рассказ, о шейх... Да, в Европе мандрагора посильнее и поядовитее. Пусть у вашей меньше сил, зато и меньше отравы. Ваша селмелек продлевает жизнь!
Старик ответил:
- Они хотели жить.
P.S.
- А как же везде написано, что туркменская мандрагора не кричит?
Это спросил мой отец, когда дед вернулся из путешествия.
Дед ответил:
- Всем и каждому говорю: кричит, и жуткий морок наводит, и с ума может свести, и отравить до смерти. И еще покусать.
И ты так рассказывай!
А не то... А не то нашим внукам ее не достанется...
09.06.2020
P.P.S.
Мне подсказали, как читается истинное название Селмелек, или хаомы, той женщины, о которой речь.
Словосочетание "неповторимый ангел" на фарси читается как Фереште(йе) би назир.
Вот так ее звали.
[Ссылка]
Произношение и транскрипция персидских слов. Фонетика.
Свидетельство о публикации №220061001072