Фильм Возвращение домой 2014 г

Фильм «Возвращение домой», производство Китай, 2014 г.

Что ни говори, режиссер Чжан Имоу – не побоюсь высоких эпитетов, один из самых талантливых режиссеров современности. Его картины – очень атмосферны и умело сочетают в себе романтику, часто очень идеализированную, и жесткие реалии современного Китая. При этом режиссерский подход Чжана Имоу очень нелинеен и непредсказуем. В общем то многие не любят творения этого режиссера только из-за того, что его картины требуют полного погружения в свою атмосферу. Для простого вечернего времяпровождения с кружкой горячего чая они не годятся. Некоторые поклонники фильмов о боевых искусствах наверняка вспомнят его ленты «Герой» с Джетом Ли или «Дом летающих кинжалов» с Такеши Канеширо. Но «Возвращение домой» - это совсем другое кино. Очень пессимистичное и, по своему, тяжелое.
Но по порядку. Начало 1970-х годов. В Китае в самом разгаре «культурная революция. Репрессированный профессор Лу Яньши (актер Чен Даомин) бежит из под стражи чтобы повидаться с женой Вань Ю (актриса Гун Ли). Дочь профессора, молодая студентка Дань (актриса Чжан Хувень), которая считает своего отца врагом народа, сдает его властям. По прошествии нескольких лет Лу Яньши выходит на свободу и возвращается домой. Но за эти годы в доме все поменялось. Дочь Лу уходит из дома не в силах примириться со своим предательством. А жена Лу, Вань Ю, не в силах оправиться от предательства дочери, заболевает тяжелой формой психической деменции, при которой перестает узнавать родных и близких. Помнит она лишь о том, что должна встретить мужа. И каждый день она ходит на вокзал и ждет. Ждет своего мужа, которого не помнит, но точно знает, что он вот-вот должен вернуться домой.
Фильм очень тяжелый и полный отчаяния и безысходности, той безысходности, когда понимаешь, что далеко не все ошибки, которые мы совершаем в наши жизни, можно исправить. И в то же время фильм дает маленькую, но ощутимую надежду. Что можно простить и принять тех, что когда то тебя предал. Что на вопрос – что в этой жизни важнее, любовь и преданность своей стране или любовь и преданность близких нам людей никогда нельзя дать однозначного ответа. При этом автор нарочито не раскрывает эти темы в фильме, заставляя нас, зрителей, самих задуматься и ответить на эти вопросы, каким бы жестоким этот ответ не был. И когда последняя надежда исчезает главный герой фильма принимает простое, но, на мой взгляд, единственное правильное решение – понять, простить и просто жить рядом с теми, кто ему дорог. Потому что иначе жить нельзя в этом суетном мире.
Сам фильм, повторюсь, очень тяжелый и, по большому счету, очень депрессивный. После подчеркнуто красивой картинки «Героя» фильм нарочито снят в серых мрачных тонах. И этот контраст пугает, добавляя в картину еще большей тяжести. Подчеркивает эту картину и актерская игра. Чен Даомин, знакомый зрителю по роли китайского императора в фильме «Герой» играет просто исключительно, буквально проживает роль своего персонажа на экране. Если в «Герое» это жестокий и безжалостный тиран, не вызывающий и тени сострадания, то здесь это несчастный человек, отчаявшийся найти свой путь в жизни и стремящийся только вернуться к домой дабы найти покой и умиротворение рядом с женой и дочерью. Необычайно хороша и Гун Ли, которая наверняка известна поклонникам того же Чжана Имоу по главной роли в драме «Красный Гаолян». Именно этот актерский дуэт создает определенный незримый баланс между безысходностью и надеждой, между любовью и ненавистью и между прощением и предательством.
Фильм однозначно стоит посмотреть всем поклонникам хорошего кино. Может, кто то откроет для себя азиатское кино с другой стороны. Поверьте, это того стоит.

Положительные стороны: сюжет, постановка, актерская игра.
Отрицательные стороны: атмосфера.

Общее впечатление: фильм, который стоит посмотреть.
Оценка: 9 из 10.
(С) Никитин Алексей (2020)


Рецензии