Наука ли философия?

               Казалось бы, вопрос совершенно риторический. Это когда-то,
начиная с Платона и заканчивая Аквинатом, философия (метафизика)
позиционировала себя в лице своих адептов и окружающего невежества
"первой наукой". Сегодня первые значительно поскромнели в своих
претензиях, а второе стало грамотным настолько, что на мякине его
уже не проведешь. Конечно в наш толерантный век философию уже
не называют в открытую лженаукой, как во времена Канта и Конта -
теперь она исключительно из уважения к прошлым столпам мысли
любовно зовется ненаукой.
               Как известно, научность или ненаучность той или иной сферы
человеческой деятельности базируется на принятых в них требованиях
к верификации - эмпирической и рациональной аргументации. В этом
смысле принято считать, что первая из них имеет место только в науке.
А рационализм, не подкрепленный опытом, поистине немногого стоит.
За пару тысячелетий наука сделала поистине гигантский шаг в опытном
познании мира, а философия по сути осталась там же, где ее пригвоздил
Сократ своим сакраментальным "я знаю, что ничего не знаю".
               И тут возникает одна прелюбопытная дилемма: живи в наше
время Сократ, отказался бы он от этого тезиса или продолжал бы на нем
тупо настаивать? На первый взгляд, ответ простой - продолжал, ибо даже
мы, люди сугубо современные и образованные, ничуть не сомневаемся в
истинности его высказывания. Но как тогда быть с наукой, весь ход
развития которой свидетельствует об обратном?
               Решение, на мой взгляд, находится в том, что так называемое
"научное знание" и то знание, от имени которого говорил Сократ - это
совершенно разные знания. Критерий верификации в них различный: науку
в первую очередь интересует, чтобы "техника работала" (как водитель
имеет дело только с педалями и рулем, а до остального ему нет дела), а
философия доискивается природы самих вещей. И вот этого-то мы до сих
пор не знаем, несмотря на весьма впечатлительный прогресс науки.
               Конечно же было бы огульно полагать, что все философские
направления в равной степени озабочены указанной выше суперпуперзадачей -
в первую очередь я имею в виду скептицизм, эмпиризм и солипсизм, чьи
критерии к верификации наголову превышают все критерии, принятые в науке.
               В тоже время я не собираюсь кого-либо разоблачать и усекать
головы ученым - неполнота их знаний (а вернее сказать незнаний - недаром
научное знание часто называют научной верой) непосредственно вытекает
из природы объекта их исследования. То, что мы в обиходе называем вещами,
на самом деле суть процессы - их содержание по определению изменчиво и
противоречиво. Это обстоятельство налагает соответствующую дань и на ту
информацию, которую получает исследователь.
               Но философ (метафизик) изначально имеет дело с совершенно
другим предметом исследования, чья природа не относительна (и значит,
изменчива и противоречива), а абсолютна. Такой предмет по закону
амбивалентности и знание дает неизменное и непротиворечивое - то есть
знание в полном смысле этого слова, а не в том, которым вынуждена
пробавляться наука. Но тут встает одна небольшая проблемка: за все
прошедшие века и тысячелетия философу так ни разу и не посчастливилось
выйти на такой предмет, чтобы он мог с полным правом сказать, что
наконец-то он знает, что он знает.


Рецензии
Без ориентиров(системы координат) в ему не ведомом
человек не может, какая-то внятность как воздух необходима.
Вот только одна непреодолимая до сих пор проблема, а именно:
инструмент(язык, речь, понятия, представления) для этого непригодны.
За пределами знания и практики они не работают.
Поэтому Сократ был прав обращаясь к Всеобщему и одновременно
беспомощен опираясь на частное.

Гегель вскрыл эту проблему, но не до многих это дошло.
Оттого и чешут языками не без радости и удовлетворения
от того, что многие им внимают, изучают и убеждают других
что их система координат, в этом неведомом, наиболее адекватная.

Бабуин.

Эдгарт Литау   10.06.2020 18:19     Заявить о нарушении
Мне вообще дико, когда философию сводят к языку, аналитической философии.
Небось в химии или в физике без этого как-то обходятся.
философия давно уже стала беллетристикой.

Правонарушитель   10.06.2020 22:18   Заявить о нарушении
Правонарушитель,
философия - это гипотеза о ВСЕОБЩЕМ, ГИПОТЕЗА!,
КАК И В ЛЮБОЙ НАУКЕ,
Только в науках решают конкретные проблемы через гипотезы,
а в философии проблему сути Мира и человека в нём.

Бабуин.

Эдгарт Литау   11.06.2020 14:29   Заявить о нарушении
Бабуин: философия - это гипотеза о ВСЕОБЩЕМ, ГИПОТЕЗА!,
-----------------------------------------------------------
Строгость знания целиком зависит от природы предмета познания -
если она противоречива, то и знание противоречивое (гипотеза).
Если не противоречива - то и знание о предмете не гипотетично.
Ваш вердикт, кстати, на гипотезу не похож и означает пример
парадокса лжеца.

Правонарушитель   11.06.2020 15:38   Заявить о нарушении
Сферу знаний можно считать наукой лишь тогда, когда она использует измеряемые величины и/или математические модели.

У философии нет ни измеряемых величин, ни математических моделей. Философия — не наука, а сфера знаний.

Если какая-то сфера знаний не является наукой, то это не является основание для пренебрежительного отношения к ней.

Геннадий Гасилов   06.07.2020 10:12   Заявить о нарушении