Вкус пива

     В 1984 году, отслужив срочную службу в Советской армии, я вернулся домой в славный город Новосибирск. Отдохнув месяц и осмотревшись я решил, что пока ещё есть желание и мозги, нужно попытаться поступить на учёбу в институт. Мой выбор остановился на Свердловском юридическом институте. Но чтобы доехать  из Новосибирска до Свердловска, нужны были деньги, а их надо было где-то заработать.  Через месяц, в институте, начинались вступительные экзамены   и у меня было всего три недели, чтобы заработать деньги на поездку и неделя, чтобы подготовиться к экзаменам. Нужно  было срочно найти временную работу.  Знакомые подсказали мне, что подзаработать можно на «ВИНАПе» - Новосибирском пиввинкомбинате.
  Ежедневно, администрация завода  набирала временных работников на те,  или иные работы. Приходишь с паспортом к восьми утра, к проходной, и если повезёт, тебе дают работу и определяют на объект.  Раз в неделю, по средам выплачивались деньги. Самое интересное было то, что и здесь была своя мафия или так сказать блатные, у которых был бригадир.   К моменту открытия проходной, он отбирал работников, скорее всего собутыльников или зависимых от него, расставлял их по очереди и в той же последовательности раскладывал их паспорта.  Когда выходила «старшая» - тётка, которая тыкая пальцем, говорила: ты, ты и ты, он без очереди подавал ей паспорта и бригаду определяли на самую блатную и оплачиваемую работу, на разгрузку концентрата пепси-колы, за которую платили, аж целых пятнадцать рублей за смену. Далее набирали работников на линию по разливу водки, где платили по десять рублей за смену, ну и оставшихся направляли в цех по разливу пива, где платили по восемь рублей.
   Я был новичком и, увы не блатным, потому, после быстрого инструктажа по технике безопасности, где в основном говорилось о том, что пить на рабочем месте нельзя, я попал в цех, где пива заливали в деревянные пятидесятилитровые бочки, которые после развозили по области.
   Как только я вошёл в цех, мне в нос ударил резкий, концентрированный запах пива, который показался мне очень отвратительным.  В отличие от многих любителей пива, я не понимал вкус этого напитка, а попросту говоря терпеть его не мог. Через пару минут меня уже по лёгкому мутило, но деваться было некуда. Молодая мастерица, только недавно окончившая техникум общепита, определила меня к старшему – Мифодичу.  Мифодичь был уже пенсионером, но ещё работал, так как имел редкую специальность – бондарь, то есть был мастером по изготовлению и ремонту бочек. Он всунул мне в руку увесистую деревянную киянку и показал, как надо установить бочку на козлы, под заливной аппарат, нажать ногой на педаль, после чего в боковое отверстие бочки опустится телескопический, алюминиевый шланг, из которого подавалось в бочку пиво, и когда из отверстия выйдет пена и польётся жидкость, надо снова будет нажать на педаль и быть наготове.  Как только шланг выйдет  из бочки, нужно быстро вставить баклуху-заглушку в отверстие и наглухо забить её в бочку киянкой.
  Первая же бочка, после моего старательного удара развалилась на части,  и всё  пиво вылилось на пол. От сильного удара слетел крайний уторный обруч и выскочило днище. Видать,  я с ударом перестарался. Сил-то после армии было немерено.  Подскочил Мифодичь и начал объяснять, что так сильно лупить не надо, а надо чувствовать силу удара, в конце концов, лучше ещё раз аккуратно добить баклуху, если есть сомнения. Ему не жалко было пропавшего пива, а вот работы я ему прибавил. Помимо меня,  в цехе постоянно работали две тётки лет по пятьдесят и по сто с лишним килограммов веса, которые выполняли, ну очень блатную работу. Они якобы мыли бочки. У бочки имелось два отверстия, через боковое заливалось пиво, а через торцевое, с помощью ручного насоса откачивался напиток, который продавали.  Как правило, продавцы ставили пустую бочку на «попа» и люди расплачиваясь за пиво,  кидали деньги на бочку. Некоторые монетки случайно улетали в торцевое отверстие и оказывались внутри бочки.  Эти две тётки опускали трёхвольтовую лампочку на проводах от трансформатора в торцевое отверстие и осматривали внутрь бочки через широкое заливное отверстие заранее высверленное Мифодичем.  Если, внутри бочки обнаруживались монетки, они специальной телескопической палкой с липучкой на конце, изготовленной из настольной телевизионной антенны, доставали их, а после засовывали резиновый шланг и промывали бочку. Всю работу они делали не спеша, постоянно охая и пригубляя свежее пиво. Как правило за смену, каждая из тёток выпивала минимум пару литров напитка.
- Вот вас и разнесло, глядя на них подумал я.
  Но тётки оказались компанейские и видя, что я не «бухарик» и всё быстро схватываю по работе, начали меня опекать. То пива пригласят попить, то пирожками угостят.
- Ты Женя потихоньку, глоточками пей. Пиво надо почувствовать, вкус понять. Наше пиво везде славиться, всем нравиться. Не зря же технолога из Челябинска пригласили и квартиру ей трёхкомнатную дали. Нашу Катерину, ну пивовара, много где знают, за специалиста признают.
- Его вон, пиво-то в пивнушках водой разбавляют, а оно всё равно вкусное.
- И хмельное, - добавила другая тётка.
   На третий день работы, я уже неплохо освоился и спокойно выполнял дневной план. Мастерица, которую звали Оля, выписала мне постоянный пропуск на две недели, и я уже не переживал, что останусь без работы. Оля то и дело спрашивала у меня: «как дела» и хитро улыбаясь говорила: «ох, жалко, что уезжаешь». Я постепенно начал привыкать к резкому запаху пива в цехе и самое удивительное стал потихоньку попивать пиво. Тётки меня всё больше и больше удивляли своей находчивостью. В цехе, поверху, шли горячие трубы и тётки купив солёную скумбрию высушивали её на этих трубах. Рыба становилась словно деревянная. Но очень вкусная. Во время обеда или посиделки, берёшь кусочек рыбки, сосёшь его и пивом помаленьку запиваешь. За смену три, четыре посиделки и смена закончилась. Я даже поймал себя на мысли, что в принципе работа не плохая, ну если другой нет.
   Иногда в цех заходили личности с алкогольным отпечатком на лице и просили налить пива. Но тётки агрессивно нападали на просителей и выгоняли их. Внутри комбината работала бартерная система.
- Хочешь три литра пива, неси пару бутылок водки, вот тогда и поговорим, - ставили условия тётки. После они сливали водку из бутылок в грелки и выносили через проходную. Вообще, работая в таких условиях, трудно было не потреблять алкоголь, который действительно лился рекою. Некоторые алкогольно-зависимые личности не могли к концу смены даже дойти до проходной и их определяли в медвытрезвитель, который находился тут же, на территории комбината. Иногда, я был в шоке от того, что видел. Казалось, что нахожусь в другом мире, о котором мало кто знает.
   Шла вторая неделя моего пребывания на комбинате, и я уже предвкушал поездку в Свердловск. Как-то в среду одна из тёток радостно начала кричать, по поводу того, что нашла в одной из бочек золотое кольцо. И такое иногда случалось. До этого, другая тётка даже находила золотые часики. А что это означало? Да то, что бригаду ожидал праздник. Если нашёл золотишко – проставляйся. Даже у Мифодича заблестели глаза.
   К концу недели все были в предвкушение праздника. Женщины притащили из дома салатики, колбасу, а водку выменяли на пиво. Работу мы закончили часа в три дня, накрыли стол и начали праздновать. Меня посадили рядом с Олей и тётки постоянно намекали, что мастерица ещё не замужем. Я слушал и улыбался, понимая к чему они клонят. Оля немного стеснялась, но с каждой выпитой рюмкой всё смелела и смелела. Я честно говоря к алкоголю относился осторожно и потому иногда пропускал тосты. Тётки же наоборот пили водочку и запивали пивом, словно это была вода из живого источника. Они на глазах преображались то в конферансье, представляя очередной музыкальный номер или матерный анекдот, то выполняли роли свах, пытающихся сблизить нас с Олей. Мифодичь, тоже пил и не отставал, и говорил, что жить надо на полную катушку, временами обнимая тёток и пощипывая их по грудям. Я смотрел на эту потеху и думал: «Боже, куда я попал?»
    Через часа полтора тётки так «уделались», что тут же легли на лавки и заснули. Мифодичь куда-то «слился» и пьяненькая Ольга, взяв меня за руку, предложила прогуляться выше этажом, чтобы посмотреть технологию изготовления пива. Мы поднялись на второй этаж, где стояли чаны из нержавейки и подошли к одному из них.
-Хочешь в пиве искупаться? – спросила Оля.
- Не знаю. Наверное, нет.
- А, со мной? Голыми? – и посмотрела мне в глаза.
   Конечно предложение было заманчивое, но я осознавал возможные последствия, а вот Оля вряд ли. Она была пьяненькая и ей было видимо ну очень хорошо. Я предложил ещё продолжить экскурсию, к концу которой Оля совсем охмелела и махнув на меня пошла спать в свой кабинет. Я хорошо умылся, посмотрел на себя в зеркало и направился к проходной. Мне совсем не хотелось, в последнюю смену попасть в местный вытрезвитель.
  Через день я сидел в плацкартном вагоне поезда и улыбался вспоминая мои приключения.
                23.04.2020г.


Рецензии