Евстафий Метелев. Простите и врагов, которые загуб

Евстафий Васильевич Метелев родился в Чиндантской станице 20 ноября 1871 года в семье кузнеца. С детства отец учил его всему, что знал сам, и кузнечному делу, и портняжничеству и верховой езде. Еще до зачисления в казачий разряд Евстафий уже считался одним из лучших седаков на скачках.
Действительная служба урядника Метелева проходила в Маньчжурии в особой конвойной сотне, бесконечная борьба с хунхузами (прим. Бандиты) стала хорошей военной школой. Здесь, в Китае и Монголии Евстафий Васильевич получил своего первого и второго «Георгия», в 1896 году и в 1901 году.
За время русско-японской войны Евстафию Васильевичу Метелеву довелось участвовать во многих боях и стычках с неприятелем. За храбрость и военную выучку, подтвержденную реальными заслугами на поле брани Метелев был удостоен еще двух «Гергиев», за спасение командира сотни под портом Лазарева (ныне. Вонсан, КНДР) и за разгром японского отряда под Кильджу. Летом 1905 года раненый вахмистр Метелев был вынужден заменить на поле боя командира и повестим в атаку людей. Японцы не выдержали напора и героизма казаков, бросили свои позиции. За это полный Георгиевский кавалер, награжденный Орденом Андрея Первозванного, командиром 1-го Нерчинского полка был представлен в порядке исключения за особые отличия на поле брани к производству в первый офицерский чин. Метелев одев серебряные погоны тал младшим офицером-прапорщиком. Первую русскую революцию прапорщик Метелев встретил в Харбине. Уже здесь ему стали близки идеи социализма, из-за чего у него стали возникать трения с начальством. Вскоре Метелев был уволен со службы и вернулся домой во Второй Чиндант. Дома он занялся кузнечной работой. Постоянно видя, социальную несправедливость, убогость и забитость народа, отсутствие элементарных благ цивилизации, Метелев все сильнее убеждался в том, что нужно, что-то менять и менять. Менять с размахом, рубить с плеча, уничтожить всю несправедливость и тьму невежества на корню. На соседней станции Борзя существовали социалистические ячейки железнодорожных рабочих. Они особенно активизировали свою работу с началом Первой мировой войны. Метелев тесно с ними контактирует. Февраль 1917 года местные социалисты встретили с воодушевлением, но вскоре поняли, что это не та революция которую все ждали. Октябрьская революция оправдала чаянья революционеров. Вернулись фронтовики, распропагандированные большевиками. Начиналась новая жизнь с митингами, с ломкой всего старого-отсталого. Бедные слои населения поддерживали большевиков. Фактически они стали настоящей властью на селе, в станицах, начался дележ сельскохозяйственных угодий, нарез участков земли. Зажиточных казаков это не устраивало, так как лучшие земли находились у них. В первую очередь это было связано с тем, что как правило богатые казаки находились в правлении, были приближены к казачьей власти, а земля как повелось была в общем пользовании и казачье правление выделяло участки земли на свое усмотрение, как поощрение. Система, задуманная как демократичная и справедливая на деле являлась совершенно иной. Казачья верхушка тайно устанавливала связь с атаманом Семеновым. Семенов активно формировал войска в Маньчжурии для похода в Забайкалье. На станичном сходе, невзирая на проклятия и явные угрозы, Метелев призвал казаков поддержать Советскую власть, встать с оружием в руках на ее защиту. Многие откликнулись на его призыв.
В марте 1918 года в Борзю прибывают красногвардейские отряды. Е. В. Метелев является в штаб Лазо. Он просит принять его в отряд и использовать как разведчика.
Первым заданием от Лазо стало провести разведку на границе и узнать об обстановке на той стороне. Через знакомых бурят Метелев узнает о предстоящем, скором походе Семенова и предупреждает командование Советов. Несмотря на своевременные предупреждения, красные не смогли помешать продвижению семеновцев. Белогвардейцы теснили красных. Метелев вместе с семьей спешно бежал. От Нерчинокого ревкома Метелев получает мандат на проведение мобилизации, а также формирует добровольческие красные отряды из казаков. Сформированные отряды немедленно отправляются на Даурский фронт. Красногвардейцам временно удалось выбить семеновцев за пределы Забайкалья.
На Борзинском волостном съезде рабочих, крестьянских, солдатских депутатов Метелева избрали председателем Борзинского совета депутатов. Метелев с рвением берется за работу, повсеместно создаются органы советской власти, на селе проводится сбор продовольствия, реквизируется оружие для красной гвардии. В этом председателю совдепа помогал один из создателей красной гвардии в Забайкалье Николай Яковлевич Семенихин. Большевистские лидеры чувствовали, что успех временный и необходимо готовится к новому удару. Так и произошло. Следующий поход атамана Семенова для большевиков оказался роковым. Советская, власть пала в Забайкалье. Большевистские лидеры бегут в Амурскую область, подаются в леса, в Чите большевистские ячейки возобновляют подпольную деятельность. Евстафий Метелев с группой соратников пробирается в Шилкинскую волость, от станции Шилка поездом едет в Читу. В Карымской его узнали. Избитого и окровавленного его вместе с борзинским казначеем Иваном Савватеевым и еще несколькими заключенными отправляют в Борзю на суд. Военно-полевой суд приговорил всех к виселице.
По легенде Метелеву даже предложили помилование как герою русско-японской войны, Георгиевскому кавалеру и офицеру, если он попросит помилования и покается в преступлениях, с оружием в руках «искупит свою вину» перед Россией. Метелев на это не согласился.
Перед смертью Евстафий Васильевич исповедовался и передал священнику предсмертное письмо для родных.
«Дорогие Папа и Мамаша!
Я пишу вам последнее предсмертное письмо. Прости папа, что я принес вам столько горести, которую едва ли вы переживете. Я умираю с чистой совестью, пускай радуются мои враги, кровь моя вопиет к Богу, если я достоин этого. Папа. Если переживете это момент, то я счастлив. Ну, благословите и молитесь за меня. Целую тысячу раз. Ваш сын Евстафий.
Дорогая Нюрочка.
Прими мой последний привет и тысячу поцелуев. Я умру утром, но с душой, полкой грусти за Вас милых и дорогих! Ну| Как Господь приведет, так живи и расти наших крошек, честными и добрыми людьми, не помнящими зла к врагам своим и моим! Господь видит! Он праведный судья! Нюрочка! Будь тверда и не убивай своего здоровья! Да прости меня, что я сгубил твою молодую жизнь и принес тебе столько горя. Деток бедных, деток малых, несчастных сироток целую. Да благословит их Господь на всю суетную жизнь! Аля, Паша, Миша, моя милая Франечка и Шура! Простите вашего папу, что покидаю вас. Ваш несчастный папка. Дорогие Тонечка и Флора!
Я умираю за свои убеждения. Я за себя рад! Но не могу выносить разлуки с Вами милыми, дорогими моему сердцу! Тонечка и Флора! Простите меня и живите по Божьему велению! Будьте добрыми людьми. Не забудьте моих сироток. Я ухожу! Мне больше не вернуться, но образ ваш мне вечно дорогой! Благословляю Вас и целую! Я рад, что общественные деньги сдал. Ваш отец Евстафий. Простите и врагов, которые загубили меня. 18 сентября 1918 года».
Имеются сведения, что Метелева не повешали, а расстреляли. Родственникам за былые заслуги прапорщика разрешили похоронить его по христианскому обряду в станице Чиндантской.

Использованные материалы:
- материалы фондов «Борзинского районного краеведческого музея.
- Апрелков В. «Умираю за свои убеждения» // Заб. рабочий. 07.11.1990.
- Ивашкеев Д. «Полный Георгиевский кавалер» // Заб. рабочий. 12.09.2000. - Поломошнов Г. «Председатель совдепа».
- Энциклопедия Забайкалья. - Ландарь И. «Состояние землевладения и землепользование в Забайкальском казачьем войске».


Рецензии
Большевики убивали не так.

Мария Березина   10.06.2020 12:50     Заявить о нарушении