Николай Семенихин. Cоздателm Красной гвардии в Заб

В конце февраля 1918 года в Чите большевиками при вооруженной поддержке вернувшихся с фронта распропагандированных казаков был разогнан эсеро-меньшевистский Народный Совет. Этим событиям предшествовало и способствовало установление Советов в Нерчинске 8 января, 11 января железнодорожники Читинского района объявили о неподчинении Народному Совету, а 4 февраля рабочие и служащие Харанорских копей взяли управление предприятием в свои руки. Большевистские лидеры поспешили сообщить об одержанной победе в Забайкалье и установлении советской власти в Москву. Победу на самом деле праздновать было рано. В это время в населенных пунктах тянувшихся вдоль железнодорожного полотна к югу от забайкальской столице реальная власть принадлежала семеновцам. Отряды Красной гвардии из-за малочисленности на местах не могли противостоять и дать им серьезный отпор. Еще в конце декабря 1917 года комиссар Временного правительства Г.М. Семенов вместе с бароном Р.Ф. Унгерном разоружили про-большевистскую дружину станции Маньчжурия, арестовали членов Совета рабочих и солдатских депутатов, посадили в товарные вагоны, запломбировали и отправили для устрашения в Читу. Без ведома начальства полицейский предположительно Л. В. Сипайло убил арестованных, так как на станцию Борзя вагон пришел с трупами.
Дойдя до станции Оловянная, Семенов готовился идти на Читу. Здесь он занялся мобилизацией казаков. Слава о жестокостях и грабежах населения семеновским Особым Маньчжурским Отрядом (ОМО), сформированным из баргутов, бурят и казаков опережала его. Добровольцев идти служить у Семенова было не много, атаману приходилось уговаривать казаков, иногда и запугивать расправой над семьями. «Служба в ОМО залог достатка и безопасности для ваших семей».
Для отпора Семенову по решению комитета Центросибири из Иркутска в Читу был направлен С. Г. Лазо. В конце февраля 1918 года против Семенова выступили Первый Аргунский полк под командованием Зиновия Метелицы и отряд Красной гвардии. После тяжелого боя семеновцы покинули станцию Оловянная и начали свое отступление к Даурии. 1 марта их выбили и оттуда. 8 марта красные заняли Мациевскую и разъезд № 86 (ныне пгт. Забайкальск). Войска атамана перешли границу и вернулись в Маньчжурию. В конце марта в Чите экстренный съезд Советов Забайкалья принял решение объявить мобилизацию в Красную Армию крестьян и казаков, так как большинство делегатов полагало, что нового наступления Семенова не избежать. Как писалось в предыдущей статье, после изгнания Семенова Советы установились и в Борзе. Первым председателем Борзинского Совета депутатов был избран Евстафий Васильевич Метелев.
Еще в августе 1917 года в России стали формироваться добровольные вооруженные формирования подконтрольные местным партийным организациям РСДРП(б), такие формирования назвали «Красной гвардией». Красногвардейские отряды общего руководства не имели. Организатором же и идеологом Борзинского красногвардейского отряда, комендантом станции стал Николай Яковлевич Семенихин.

Его ближайшими помощниками стали брат Андрей Яковлевич, Илья Алексеевич Савватеев, Флор Георгиевич Старицын.
Семенихин будучи страстным пропагандистом и прирожденным агитатор, имел огромный опыт воздействия на народные массы. Еще будучи в Иркутске, он распространял нелегальную литературу и листовки среди рабочих, организовывал забастовки и сходки большевиков.
Чувствовать настроения народа и оттачивать мастерство оратора ему помогала работа на механическом заводе Фекисова. Вскоре политический пыл Семенихина стал заметен и Охранному отделению, как неблагонадежного его уволили с завода.
В 1900 году он завербовался на строительство Забайкальской железной дороги. Строил в Борзе железнодорожное депо, работал кузнецом, налаживал конспиративную работу, создавал местную ячейку большевиков. После начала Первой мировой, Семенихина призвали в действующую армию, но уже в начале 1915 года его как высококвалифицированного рабочего демобилизовали и дали бронь, направили работать в Петроград на Путиловский завод. Здесь он почувствовал себя как рыба в воде. Питер буквально дышал революцией. Семенихин с первых же дней пребывания на Путиловском включился в революционную работу. Вскоре он вступил в боевой рабочий десяток, потом его возглавил. 3 мая 1917 года вступил в РСДРП (б).
Его десяток влился в Питере в красногвардейский отряд. Участвовал в октябрьской революции, принял «боевое крещение» в уличных боях с полицией и юнкерами.
Понимая, что возвращение атамана Семенова не за горами, Семенихин спешно готовит красногвардейцев к предстоящим боям. Доставал различными путями оружие, добивался, не смотря на нехватку чтобы им были обеспечены не только его борзинцы, но и отряды ближних сел. Регулярно проводил задушевные беседы с бойцами, агитировал на жестокую борьбу, поднимал боевом духе красногвардейцев. Подготовка не прошла даром. До конца августа 1918 года под его руководством отряд Борзинской Красной гвардии вел длительные ожесточенные бои с семеновцами на Даурском фронте.
После ликвидации фронта Семенихин приказал раздать все имеющееся оружие населению, что впоследствии стало важным шагом в создании партизанских отрядов и созданию очагов вооруженного сопротивления режиму Белой Забайкальской государственности.


Рецензии