Иван Шильников. Белые партизаны Забайкалья

Итогом военного переворота возглавляемого генерал-майором Д.А. Лебедевым в 1921 году во Владивостоке, стало установление в Приморье власти братьев Меркуловых и их Временного Приамурского правительства. Меркуловых поддерживали японские промышленные и военные круги, считавшие, что правительство Семенова не способно уже отвечать по счетам. Фактическая потеря Приморья для атамана Семенова, нанесла огромный вред антибольшевистскому сопротивлению, внесло раскол, плачевно сказалось на положении войск в полосе отчуждения КВЖД.
Меркуловы желая взять под свой контроль войска на линии КВЖД, постановлением Приморского правительства объявили их Забайкальским фронтом. Командующим фронтом был назначен генерал-майор Иван Федорович Шильников. В выборе Меркуловых командующего не мало важную роль сыграло и то, что Шильников всегда выступал против атамана.
Генералу была поручена организация белоповстанческого движения в Забайкалье, по аналогу того, что ранее создали красные для борьбы с Семеновым. По советским данным, численный состав белоповстанцев в конце лета – начале осени 1921 года составлял около двух тысяч человек Шильников первым делом организовал штаб в который вошли: начальник штаба полковник Генерального штаба Е.Л.Трухин, его заместитель полковник Генерального штаба Новиков, начальник контрразведки Куликов. Одной из первоочередных задач, являлось создание внутри ДВР разведывательной сети, внедрение в Народно-революционной армию своих людей. Далее необходимо было создать во всех крупных городах и узловых станциях подпольные ячейки сопротивления, на манер тех, что были у большевиков до революции. В селах и станицах предполагалось формировать боевые отряды из казаково. И.Ф. Шильников с рвением принялся претворять поставленные задачи. Для удобства оперативного управления Забайкальская и Прибайкальская губернии ДВР были разделены на районы, в каждом из которых был свой куратор. По данным Госполитохраны ДВР куратором Сретенско-Нерчинско-Ундинского оперативного района был Богатырёв, Акшинского - Топорков, Верхнеудинского - Вольдемаров, Селенгинско-Чикойского - Марков. Начальной задачей кураторов являлась упрочнение раскола в рядах красных партизан. Расформирование партизанских частей по приказу прибывшего из Москвы, чуждого забайкальцам военного министра Блюхера, приказом № 127, вызывало смешанные чувства от непонимания до гнева.
Блюхер вызывал стойкую неприязнь у большинства партизан, особенно из-за своей фамилии. Забайкальские партизаны его считали немцем или венгром. Блюхер всегда старался переубедить их, ссылаясь на то, что мать у него носила фамилию Медведева, а Блюхер это псевдоним деда. Об этом так же писал К.Седых в "Отчем крае". Мотивировкой расформирования партизанских частей служило то, что якобы в них было много пожилых людей, что не является правдой. Многие командиры не попавшие под сокращение отправлялись на учебу и больше в Забайкалье не возвращались, многих репрессировали в 1930-х годах. Именно на это недовольство Шильников и делал ставку. Бывшие красные партизаны, сражавшиеся за свободу, что бы быть хозяевами на своей земле, завоевавшие себе победу в тяжелой борьбе, оказались ненужными. Победу у них увели из-под носа пришлые чужаки. Так в большинстве своем, они это воспринимали.
Шильников как человек, не имеющий отношения к Семенову, мог сыскать в партизанской среде симпатии и найти поддержку. В Маньчжурии же напротив Шильникову приходилось сложно. Из-за Меркуловского переворота, казаки-семеновцы, относились к Шильникову прохладно, оставаясь верными атаману. В январе 1922 года атаман Семенов в пику Меркуловым назначил своего командующего Забайкальским фронтом ,генерал-майора Ф.К. Мыльникова. На одной кухне двум хозяйкам не ужиться, гласит народная мудрость. Формирование боевого подполья в Забайкалье проходило в условиях строгой конспирации. Структура организации имела четкую вертикаль, сверху вниз. Так же районные ячейки делились на звенья. Звено, как правило, состояло из командира, его заместителя и трех, четырех бойцов. С членами ячейки каждый был знаком только в пределах своего звена. Командир каждого звена назначался лично куратором и подчинялся не посредственно, только ему. Звенья выполняли различную разведывательную работу, собирали сведения о войсках НРА, расположении складов оружия и продовольствия, добывались карты. Важной работой было составление списков неблагонадежных, проводилась скрытая агитация. В некоторых районах, например в Сретенском изготовлялись листовки с призывами бороться за свободу и Россию против большевиков.
Члены звена передавали сведения руководителю звена, тот в свою очередь куратору ячейки, который передавал их в маньчжурский штаб Шильникова. Главным доверенным лицом Шильникова в столице Забайкалья Чите был Зиновий Гордеев, его старый сослуживец. Именно ему было поручено формировать Читинское подполье, что он с успехом и делал, до определенного момента. По некоторым данным Шильников передал Гордееву для организации денежную сумму. В ДВР было хорошо известно, кто является руководителем белого партизанского сопротивления и представителем Меркуловых в Забайкалье. В августе 1922 года дипломатам ДВР удалось склонить китайскую сторону к аресту Шильникова. В прочем, вскоре его отпустили на свободу. В октябре 1922 года руководство Забайкальского фронта приняло решение выступить всеми имевшимися военными силами в Забайкалье. Опасаясь китайского вмешательства, Шильников вывел свои подразделения с линии КВЖД. Общая численность войск составляла чуть более 3000 человек. Войска были разделены на три группы: Хайларскую, Маньчжурскую и Приморскую. Со слов Гордеева Шильников знал, что среди населения Забайкалья массовой поддержки не будет, в эмиграции тоже наблюдался раскол, на помощь японцев рассчитывать не приходилось. Шильников предпринял попытку пробной вылазки на советскую территорию, с целью разузнать обстановку. В ночь с 11 на 12 октября 1922 года. Белогвардейский отряд свыше двухсот человек под его личным командованием, перешел из Китая на территорию Забайкалья. Его отрядом было совершено нападение на погранпост поселка Абагайтуй.
Бесшумно сняв часового, обезоружили таможенников, и стали стремительно приближаться к помещению, в котором находился гарнизон. Шильников рассчитывал уничтожить гарнизон без собственных потерь.
Пять бойцов гарнизона все же в темноте смогли заметить крадущихся белых и открыли по ним огонь. Теснимые превосходящими силами противника пограничники смогли отступить на три километра северо-восточнее поселка и заняли оборону, послав одного человека за подкреплением.
Помощь из 60 сабель пришла на рассвете из поселка Кайластуй. Кавалеристы под командованием Гужака с ходу атаковали отряд Шильникова, выбили из Абагайтуя и обратили в бегство.
Шильниковцы потеряли 5 человек убитыми и 16 ранеными. У пограничников был ранен 1 человек.
Запланированному наступлению всеми имеющимися в распоряжении Шильникова силами так и не суждено было состояться. Китайские власти на тот момент тесно сотрудничали с большевиками ДВР. Дэвээровская разведка была достаточно осведомлена о планах белоповстанцев. По наущению ДВР Шильников, вместе с руководителями штаба был арестован китайцами. В 1922 году Шильников вместе с супругой Марией Васильевной Нородно-революционным Судом ДВР были заочно объявлены врагами народа.
В декабре этого же года при очередном переходе советско-маньчжурской границе был пленен. Советская власть проявила гуманизм, почти три года Шильников провел в советской тюрьме.
7 февраля 1925 год был амнистирован и отпущен к семье в Маньчжурию.
В начале 1930-х годов возглавлял маньчжурское отделение Русского Общевойскового Союза, занимался литераторством. Умер в 1934 году.


Рецензии