Семейские в гражданской войне в Забайкалье

Отношение старообрядцев и власти всегда были сложными и напряженными. В 1663 года Сибирским приказом издан указ, ссылать всех преступников в Даурскую землю на постоянное жительство. Большинство исследователей отмечает, что в число преступников попали и старообрядцы.
Таким образом на территорию Забайкалья стали выдворяться крестьяне-старообрядцы. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году. В годы Советской власти всегда подчеркивалось их насильственное пребывание в Забайкалье во времена царизма. Старообрядцев причисляли к пострадавшим от самодержавия. В 1897 году в Забайкальской области приступила к работе комиссия по земельному переустройству, возглавляемая статс-секретарем А.Н.Куломзиным.
Результатом работы комиссии стал проект землеустроительной реформы в Забайкалье. Суть реформы сводилась к конфискации земли у местного крестьянского населения с последующей передачей в переселенческий фонд. Забайкальское казачество и старообрядцы страшно пострадали от нового поземельного устройства. Изъятие земли у казаков создало недовольство, что в будущем приведет к революционным событиям 1905 и 1918 годов в Забайкалье.
Новым этапом в недовольстве старообрядцев властью стала деятельность председателя совета министров российской империи П.А.Столыпина.
Столыпин большое значение уделял переселенческой политике в Западной Сибири и Дальнем Востоке.
Переселение крестьян разрушало устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Принятые государством меры оказали значительное влияние на рост численности населения области, изменение ее сословного состава и экономического потенциала. Будучи носителями иного менталитета, нежели казаки и семейские, переселенцы составляли серьезную конкуренцию хозяйствам старообрядцев. К тому же переселенцам помимо бесплатных земельных участков полагались преференции в виде ссуд и подъемных. В то время как Забайкальские власти относились к семейским хуже, чем к бурятам, монголам, казакам.
Эти систематические ущемления прав привели к тому, что семейские спокойно и с облегчением встретили известия о февральской революции. Временное правительство даровало народу религиозную свободу, уравняло граждан в правах.
Порядки Советской власти семейские восприняли положительно. Коммуны и коллективизм напоминали им их традиционные общины. Семейских как было сказано выше, большевики причисляли к жертвам царизма, в связи с этим старообрядцам до конца 1920-х годов позволялось открывать свои храмы и отправлять беспрепятственно религиозные обряды. Само слово «большевик» очень нравилось старообрядцам.
В общине старообрядцев существовала должность «большак», что означало старший. Большаки решали важные общинные вопросы.
Потому большевиков они уважали, зная, что среди них много выходцев из их общин.
Село Менза в Забайкальской области было испокон века казачьим, а Укыр - семейское, и они всегда враждовали. Население сел друг с другом практически не поддерживало контактов, а если и происходили, то заканчивались драками. Правда, драки село на село были редкими.
В 1921 году Роман Федорович Унгерн предпринял свой последний «Северный поход» против большевизма. Жители села Менза в подавляющем большинстве встретили его с радостью и воодушевлением, а вот семейские в Укыре сразу ушли в горы и леса. От Мензинцев казаки Азиатской дивизии узнали, о лояльности укырцев к большевикам. Село Укыр унгерновцы сожгли, а оставшихся, кто сопротивлялся, порубили шашками.
Укыр был не единственным старообрядческим селом, что оказывал сопротивление белым. 2 июня 1921 года в селе Урлук был сформирован 2-й чикойский партизанский отряд для борьбы с бароном Унгерном. В состав отряда входило 3 кавалерийских эскадрона, 5 полноценных рот, команда разведчиков, медики, лаборатория по изготовлению пуль и патронов. К слову семейские были дисциплинированными бойцами с уравновешенной психикой.
22 декабря 1919 года семейскими был создан собственный революционный штаб. В гражаданскую войну семейские села Бичура, Мухоршибирь, Тарбагатай, Десятниково, являлись центрами партизанского движения. Более 6 000 красных партизан были старобрядцами. В сражении под Окиными-Ключами семейские разбили Троицкосавских казаков. Казаки были посланы к ним с карательным рейдом. Партизаны укрывались в тайге, когда белые казаки проехали по всем селам и практически не с чем возвращались обратно, семейские партизаны ударили им в спину. Пять сотен казаков дивизиона им. генерала Крымова пало в этом бою.
25 января 1920 года в Бичуре состоялся съезд восставшего трудового народа. На повестке дня был вопрос об опасности исходящей со стороны Петровского Завода. Приближались отступавшие каппелевцы. Семейские красные партизаны решили дать им отпор.
В начале февраля после непродолжительного боя партизаны были разбиты полками Енисейских казаков. Свыше двух сотен партизан попало в плен. Каппелевцы разоружили их, взяв честное слово, что те не будут больше воевать с ними, отпустили по домам.
18 февраля 1920 года красные партизаны заняли Троицкосавск (ныне. Кяхта), вскоре из Иркутска прибыли регулярные части РККА. Семейские партизаны влились в их ряды.


Рецензии