Красные всходы. 1921 год

Коммуны были плодом интеллектуальной деятельности европейских социалистов-утопистов(прим. Сен-Симон, Фурье), их идеи были подхвачены российскими народниками, а затем и социалистами различных толков, коммунистами, анархистами. Видный идеолог анархизма Бакунин, видел грядущее общественное устройство как федерацию коммун. Различным социалистическими кружками проводились эксперименты по созданию коммун, многие дворяне видели в них продолжение крестьянской общины, только более высокого духовного порядка.
Массовость коммуны стали приобретать сразу же после февраля 1917 года. Идеи кооперации стали очень популярны.
Начиная с 1918 года создавались "Комитеты бедноты" которые осуществили передел всех земель, в том числе крестьянских, кулацких. Это привело к осереднячиванию и нивелировке крестьянских хозяйств. В Европейской России осени 1918 года уже выяснилась экономическая неэффективность коммун. В Забайкалье же активный процесс создание сельскохозяйственных коммун начался после изгнания атамана Семенова и всячески поддерживался правительством ДВР. Коммуны возникали и на базе крестьянских надельных земель. Кондуевская сельскохозяйственная коммуна «Красные всходы» была организована 1 апреля 1921 года. Все члены коммуны являлись так же членами поселковой коммунистической ячейки.
При организации, первым делом была произведена опись всего движимого и недвижимого имущества. Это дело было возложено на избранного председателя Михаила Эпова, его помощника Льва Попова и коммунистического активиста Николая Викулова. Имуществом коммуны считалось все обобществленное имущество, кроме предметов личного потребления ее членов. Их изначально было 10 человек.
Хлеба как выяснилось в результате описи, хватит лишь на месяц без посева, следовательно, первой заботой коммунаров было приобретение какими-нибудь средствами хлеба для пропитания и на обсеменение полей. Единственным выходом из этого плачевного положения, было выменять на скот зерно и муку или продать скот и на вырученную сумму купить необходимое.

Лев Попов был отправлен в Читу на съезд сельскохозяйственных коллективов, ему было поручено донести плачевность ситуации до правительства ДВР.
Обязанности же остальных членов коммуны были четко распределены. Один перетягивает телеги, второй выполняет временно обязанности уехавшего секретаря, третий учительствуют, двое народоармейцев находящихся в отпуске и которые скоро должны были вернуться в часть, шестой занимался поливкой пашен перед посевом, седьмой болел нарывом, двоих отрядили для обмена скота, Эпов руководил процессом и занимался документами. Рабочих рук катастрофически не хватало, а фронт работы был обширный.
Посевную было решено начать 2 мая 1921 года. В поле вышли все коммунары, кроме народоармейцев отбывших на службу. Нужно было начинать сеять, а значит, и кормить лошадей, а сена у всех почти ни клочка с рождества. Весь фураж еще осенью, практически полностью выгребли на прокорм своих лошадей кавалеристы народной революционной армии, приезжавшие в поселок разоружать Усть-Озерскую казачью дружину. Поселковые лошади от долгой бескормицы еле волочили ноги. Чтобы хоть как-то поддержать лошадей, стали косить ветошь ( прим. Прошлогодняя трава). На скот в селе Жидка, удалось выменять 70 пудов зерна. Пашню пахали в две сохи, остальные члены коммуны городили изгородь, занимались поливом. Засеяно было 7 десятин земли (прим. 764.75 сотки). Конечно, засеять, не смотря на то, что лошади и сами коммунары голодали, могли и больше, но закончились семена. Чтобы не умереть от голода председатель лично поехал по селам менять скот на хлеб, зерно, муку. Он объехал 8 деревень и нигде не соглашались менять тощий скот на продукты. Только у попавшегося на обратном пути китайца удалось выменять 20 пудов ядрицы. Этого хватило лишь на полмесяца. 31 мая коммунары отправились в ближайший лес для заготовки древесины. Ее планировалось продать подороже в безлесных деревнях Приаргунья или же в Маньчжурии обменять на дорогой товар, который уже в Забайкалье пошел на обмен продуктов.
Помимо продуктов, у коммунаров, также не было соли, мыла, чая, без которого в Забайкалье не мыслима повседневная жизнь, чаепитие является важной традицией. Одежда коммунаров походила на лохмотья, была изрядно изношена. Так же не маловажным было и организация досуга коммунаров, чтений, бесед, лекций, подчинения детей общественному воспитанию в целях искоренения эгоистичных привычек, хулиганства, развивать солидарные отношения. Председатель постоянно ходатайствовал перед правительством ДВР о предоставлении коммуне помощи, самым необходимым.
В таких тяжелых условиях зарождалось коллективное хозяйство в юго-восточном Забайкалье.


Рецензии