Адольф Гитлер. История болезни. Предисловие

Предисловие

Несмотря на то, что имя Гитлера известно каждому жителю нашей страны, серьезной его биографии на русском языке до конца 1980-х годов не издавалось. Даже такая идеологически выдержанная и эмоционально насыщенная книга Мельникова и Черной (Мельников Д., Черная Л., "Преступник N1", М., 1991 г.) десятилетия не могла пробиться к читателю. Об издании же книги с психологическим анализом его личности в СССР не могло быть и речи.
Не удивительно поэтому, что с падением "железного занавеса" этот вакуум стал стремительно заполняться. За последние 20 лет на русском языке издана масса серьезных книг о Гитлере и их количество не уменьшается: изданы биографические исследования Иоахима Феста (в трех томах), Вернера Мазера, Алана Баллока, мемуары Альберта Шпеера, Иоахима Риббентропа, дневники Йозефа Геббельса, Генри Пикера, воспоминания Германа Раушнинга, Отто Штрассера, Эриха Кемпки, Траудль Юнге (Traudl Junge), и т.д. Кроме того, появилось несколько изданий книги Гитлера "Моя Борьба" ("Mein Kampf") на русском языке. Правда, здесь не обошлось без курьеза. В издательстве "Русская Правда" (главный редактор Александр Аратов) вышла книга "Mein Kampf, автором которой заявлен Адольф Алоизович Шикльгрубер.
И в последнее время Гитлера  называют Адольф Шикльгрубер, иногда встречается вариант - Адольф Гитлер (настоящая фамилия Шикльгрубер). На самом деле Гитлер ни одного дня в своей жизни фамилии Шикльгрубер не носил и авторы, упоминанающие его под этой фамилией (как и Владимира Ульянова-Ленина под именем Владимир Бланк) преследуют какую-то свою цель. И этот вопрос будет подробно рассмотрен нами в главе о его происхождении.
Что же касается психиатрической и психологической литературы о Гитлере, то лакун в этой области еще достаточно много.
Первым психиатром, поставившим Гитлеру диагноз («психопатия», правда, без указания её формы) был А.Кронфельд. После 30 января 1933 года, опасаясь преследования, Кронфельд эмигрировал в СССР, а в ноябре 1941 года, находясь в прифронтовой Москве и опасаясь попасть в руки Гитлера, он покончил жизнь самоубийством.
Тот же диагноз поставил ему в 30-х годах 20 века другой немецкий психиатр, заведующий кафедрой психиатрии мюнхенского университета Освальд Бумке. Он дал Гитлеру следующую судебно-психиатрическую характеристику: "шизоид, истерик, брутально жесток, недоучка, невыдержен и лжив, лишен доброты, чувства ответственности и вообще всякой морали."
Проф. Фон Грубер, специалист по евгенике, наблюдавший его во время одного из митингов дал ему следующую характеристику :"Лицо и голова - плохая раса, метис. Низкий, покатый лоб, некрасивый нос, широкие скулы, маленькие глаза, темные волосы. Вместо усов  короткая щеточка по шире носа, придает лицу особую агрессивность. Выражение лица не свидетельствует о полном самообладании, скорее о бессмысленном возбуждении. Постоянное подергивание лицевой мышцы. В конце выражение счастливого самодовольства". (А.Ноймайер. «Диктаторы в зеркале медицины: Наполеон. Гитлер. Сталин», Ростов-на-Дону, 1987 г., с. 208)               
К.Юнг в 1938 г. назвал Гитлера человеком-мифом, типом шамана. Он отметил в его психике такие шизотимические (по терминологии Кречмера) черты, как деревянность (отсутствие плавности, закругленности в движениях) моторики, аутизм, сублимацию сексуального влечения сверхценной идеей.
«...Гитлер - деревянный каркас, одетый в платье, механизм, напоминающий робота...  Он производит впечатление дублера реального человека...  ...Гитлер-человек прячется  внутри, и прячется намеренно, для того чтобы не  нарушать механизм... ... его лицо выражает непреклонную одержимость целью, без тени юмора...  ...закономерно, что у него нет личного друга...  ...он всецело пожертвовал своей сексуальной жизнью ради Дела" (Цитированно по книге «Диагностируя диктаторов», интервью, взятое у К.Г.Юнга Х.Никербокером в 1938 г.» //  Одайник В., «Психология политики», СПб, 1996 г. стр.344-361)
В 1943 году американский психиатр Уолтер Ланджер (W.Langer) по просьбе главы американского Управления cтратегических  служб (предшественницы ЦРУ)  генерала Уильяма Донована составил доклад о психическом состоянии Гитлера. Он поставил Гитлеру диагноз «шизотимическое расстройство личности». К сожалению этот доклад (объемом в несколько тысяч страниц) до сих пор не издан на русском языке. Хотя Ланджер рассматривал психику Гитлера исключительно с психоаналитических позиций чистого фрейдизма, но фактический (фактологический) материал этого доклада представляет большой интерес и может быть по новому осмыслен и интерпретирован.
Уже после смерти Гитлера появилась книга Эриха Фромма «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии», но и он опирается на психоалализ.
Что же касается русскоязычных  исследователей личности Гитлера, то здесь библиография не столь обширна.
В 1994 г. вышла книга А.Е Личко «История глазами психиатра», в одной из глав которой он анализирует личность Гитлера. Одна из глав книги психиатров Гиндикина и Гурьевой (Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. “Личностная патология”, М. 1999 г) называется "Биографическая история болезни Адольфа Гитлера".
Мною была написана статья о характере Гитлера, изданная в историческом журнале "Клио". Кроме того, характеру Гитлера была посвящена глава в моей книге "Акцентуированные личности в политике".
Мною предпринята попытка определить, имелись ли у Гитлера психопатические черты характера. Долго изучая его личность и характер, психические процессы и состояния, анализируя и сопоставляя факты его биографии и его поведение в те или иные моменты жизни я пришел к выводу, что он не страдал каким либо тяжелым психическим заболеванием. Но его нельзя считать и психически здоровым человеком.
В характере Гитлера сочетались шизоидные, эпилептоидые и истероидные черты. Все, кто его знал близко, наблюдал его в быту, отмечают, что у него не было друзей, что он был интроверт-одиночка. У него наблюдались периодические расстройства настроения со вспышками гнева и злобы. Он был упрям, мелочен, дотошен, педантичен, нетерпим к мнению других. Его мышление и речь отличались вязкостью, тугоподвижностью, тяжеловесностью и инертностью. В быту он отличался неуживчивостью. Большое место в структуре характера Гитлера занимали такие истероидные черты, как склонность к демонстративному поведению, страсть к театральным эффектам, массовым зрелищам. Многие его действия были рассчитаны на публику, на эффект.
Однако, за исключением нескольких непродолжительных периодов жизни он был удовлетворительно адаптирован к окружающей среде. Это непродолжительный период жизни в Вене, до встречи с Ханишем, первые дни после путча до ареста и первые дни пребывания в тюрьме Ландсберг, реактивное состояние после смерти Гели Раубаль, и последние месяцы перед смертью). Место Гитлера в диапазоне человеческих характеров - между психопатией (болезнью характера) и явной акцентуацией личности.
Но, цель данной книги - не желание объяснить деяния Гитлера психопатией, ибо, с юридической точки зрения, психопаты признаются вменяемыми и полностью отвечают за свои поступки. Неверно утверждение, что история учит нас тому, что ничему не учит. Доказать читателю, был ли Гитлер психопатом или акцентуированной личностью и какого типа психопатия или акцентуация у него была необходимо не для того, чтобы навесить на него очередной ярлык. Это необходимо для того, чтобы научиться лучше понимать мотивы поведения, разглядеть диктатора в зародыше, чтобы научиться разглядеть в характерах современных политиков сходные черты до того, как они придут к власти и станут вершить судьбы людей в своей стране и в мире.
В отличие от биографии, психологический подход отличается тем, что:
Мы будем обращать особое внимание на наследственность и происхождение;
Уделять особое внимание возрастным периодам и возрастным кризисам (особенно в детские и юношеские годы);
Анализировать и реконструировать психические процессы: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, эмоционально-волевые процессы.
Учитывать психологические законы;
Нас, например, абсолютно не интересует вопрос, текла ли в Гитлере еврейская кровь и на сколько процентов он был евреем.
Э.Фромм задавался вопросом, как так получилось, что такие благочестивые родители, как Алоиз и Клара Гитлеры произвели на свет такое чудовище? Можно конечно поспорить (и это будет сделано в книге) о благочестии хотя бы Алоиза Гитлера, но я старался избегать моральных оценок личности и поступков Гитлера и его соратников по партии. Меня интересовало лишь то, как сложилась такая личность, что повлияло на формирование именно этих а не иных черт характера?
Люди, открывшие эту книгу, чтобы познакомиться с идеологией национал-социализма могут не читать ее дальше, ибо ничего этого они в ней не найдут.
"Преступник N 1" назвали свою книгу о Гитлере советские историки Д.Мельников и Л.Черная.  Моя работа задумана как первая книга двухтомника о самых «великих» диктаторах двадцатого века - Гитлере и Сталине. Она еще в работе и выйдет в скором времени, если будет востребована и найдет своего издателя.
Помимо Гитлера и Сталина, двадцатый век выявил не менее «кровавых» диктаторов - Мао Цзедуна и Полпота,  которые тоже могут претендавать на звание "Преступника N1". Были и диктаторы менее кровавые - Муссолини, Франко, Пиночет и «несть им числа». Всех их расставит по заслуженным «местам» госпожа История. Гитлер  признан преступником Нюрнбергским Трибуналом, национал-социалистическая партия распущена, ее символика и идеология запрещены. Сталин же пока преступником не признан (вспомним бывшего прокурора, выигравшего дело у О.Адамовича ), коммунистическая партия не распущена, ее символика и идеология не запрещены. Надеюсь, что История и это исправит.

А.Плетнев-Кормушкин


Рецензии