Русская Сафо

В Советские годы её стихи практически не издавались, если не считать Энциклопедию 1993 года. И лишь в 1999 году в серии «Мир поэзии» вышел сборник избранных стихотворений «Песнь любви».

Лет пятнадцать или двадцать тому назад прочитал я стихи, которые почему-то сразу запали в душу и долго не отпускали:
                Я хочу умереть молодой,
                Не любя, не грустя ни о ком,
                Золотой закатиться звездой,
                Облететь неувядшим цветком.
Мирра Лохвицкая. Я знал это имя, но серьёзно её стихов в то время не читал и потому, пожалуй, какой-то искренней необычностью, неожиданностью и мелодичностью выражения чувств, сразили меня эти великолепные строчки.
Её настоящее имя Мария, Мария Александровна Лохвицкая. Родилась в Петербурге 19 ноября (ст. стиля) 1869 года в семье известного адвоката А.В.Лохвицкого; писательница Надежда Тэффи была её младшей сестрой.
Она училась в Московском Александровском институте, который окончила в 1888 году. Я узнал, что стихи Маша начала писать «с тех пор, как научилась держать в руках перо…» Об этом Мирра рассказала о себе в журнале «Север» в №44 за 1897 год.
В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первых встречах с Лохвицкой, говорил: «Это была сама непосредственность, свет, сиявший из тайников души и не нуждавшийся ни в каких призмах и экранах».
Иван Алексеевич Бунин, близко знавший Мирру в молодости, писал спустя 30 лет после её смерти: «Мы случайно сошлись в редакции «Русской мысли» – оба принесли туда стихи, – познакомились и вместе ушли. Она тотчас же весело начала:
                – А про мужиков это тоже вы пишете?
                – Я не про одних мужиков пишу.
                – Но всё-таки – вы?
                – Я.
                – Зачем?
                – А почему же не писать и про мужиков?
                – Удивительнее всего то, что за них тоже, говорят, платят. Вам сколько платят?
                – Рублей семьдесят пять, восемьдесят за лист.
                – Боже мой! А за стихи сколько?
                – Полтинник за строчку.
                – Как? А почему же мне всего четвертак?
                – Не знаю.
                – Но в чём же тогда дело? Вам сколько лет?
                – Двадцать четыре.
                – Ну тогда, очевидно, только потому, что я по сравнению с вами ребёнок…
И всё в ней было прелестно – звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая, лёгкая шутливость…»
Она умерла в возрасте 35-ти лет, оставив после себя мужа с пятью детьми на руках. Лохвицкая издала при жизни пять книг стихов и была отмечена дважды Пушкинской премией Российской Академией наук дважды Пушкинской премией, которая присуждалась за выдающиеся произведения в области поэзии. Мирра воспевала любовь, страсть и поэтому читатель представлял её чуть ли не вакханкой.
Исключительная мелодичность и общий настрой лирики Лохвицкой повлияли на развитие поэтического образа конца 19 века и оказали влияние на новые направления в поэзии.
Константин Бальмонт посвятил ей сборник стихов «Будем как солнце» (1903г.). Это трактовалось некоторыми литературными эпигонами, как некий любовный роман, а за Лохвицкой закрепилась слава «Русской Сафо».
Её влечение к истории античного мира, к поэзии Гомера, Гесиода и, естественно, – Сафо проявилось настолько ярко, что поэты – символисты, завидуя творчеству Мирры, не смогли не позвать её в свой круг, не объявить Лохвитцкую представителем этого литературного течения, тем более, что она, став сотрудницей журнала «Северный вестник», сама заявляла его руководителю о своей расположенности к особому направлению, «чуждым общей скуки, тенденций и пошлости».
Целиком Лохвицкая не принадлежала к основному направлению конца 19-го начала 20 века, символизму, она шла своим путём и как отмечали критики, поэзия Лохвицкой по манере как бы «примыкает к новой школе, а по настроениям принадлежит к старой».
Тематика её стихотворных образов – любовь, но любовь необычная такая, какой нет в этом мире, который её окружает. Она восхищается ритмами «Сапфической поэзии» Сафо; высказывает своё отношение к Древней Греции в стихотворении «Эллада»:
Туда, туда в страну цветущих роз,
Где Зевсу гимны возносит Филомела,-
Стремится рой моих крылатых грёз,
Там жить бы я и умереть хотела.
Просвещённый читатель наверняка вспомнит В.Маяковского, который под впечатлением, вероятно, этих стихов писал:
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва.
М.Лохвицкая была яркой натурой в литературе серебряного века; она дала импульс поэтической зрелости таким поэтам, как Блок, Северянин. Ахматова, Мандельштам.
Блоковская Прекрасная дама во многом напоминает нам прекрасную Мирру, женщину «что будила для жизни сердца». Её поэзия не забыта. И спустя столетие, она поглощает нас, как «безумная сердцу услада» и «горькая страсть, как полынь»! Эти слова, принадлежащие Блоку, лишний раз ассоциируются в нашем сознании с замечательным образом русской поэтессы Мирры Лохвицкой.


Рецензии
Здравствуйте, Иван Алексеевич!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2020/11/12/214.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   12.11.2020 06:12     Заявить о нарушении