Предисловие к роману Владимира Богомолова В август

Предисловие к роману Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого».


Содержание.

1. Калейдоскопичность романа и полезность предисловия.
2. Общая тема романа.
3. Центр романа.
4. Действующие лица романа.
5. ВременнЫе характеристики романа.
6. Территориальные контуры романа.
7. Суммирование.



1. Калейдоскопичность романа и полезность предисловия.

Выдающееся произведение роман «В августе сорок четвертого» описывает столько действующих лиц и сюжетных линий, что обычному читателю сложно адекватно воспринимать этот роман.

Для романа – во всяком случае при первом прочтении – характерна калейдоскопичность. Роман предстает как система огромного количества увлекательных сюжетов, интереснейших рассказов и описаний, которые весьма трудно воспринимать в качестве единого произведения.

Для облегчения читательского восприятия будут полезны некоторые обобщенные суждения об этом романе.


2. Общая тема романа.

В наиболее общем понимании – общей темой романа является борьба одних высокоинтеллектуальных и высокоорганизованных людей с другими высокоинтеллектуальными и высокоорганизованными людьми.

В более узком понимании темой романа является нейтрализация контрразведкой СМЕРШ разведгруппы противника в условиях подготовки очередного стратегического наступления Красной Армии.

Ставка получает информацию о деятельности высокоэффективной разведгруппы в тылу Красной Армии, что создает риски для планируемого стратегического наступления.


3. Центр романа.

В центре романа – фигура сотрудника СМЕРШа «чистильщика» старшего лейтенанта Евгения Таманцева. Ему неявно и явно противостоит фашистский агент Мищенко – человек с огромным опытом и необычными способностями.

Противостояние описывается Владимиром Богомоловым как борьба государственных систем (Советского Союза и фашистской Германии), огромных групп людей (разведывательной и контрразведывательной систем).

Вместе с тем, возникает впечатление, что эффективность разведгруппы противника в значительной степени обусловлена необычно высокой квалификацией Мищенко.

Таким образом, в центре романа – Таманцев. Ему неявно и явно противостоит Мищенко.


На иных уровнях в романе видны противостояния:

(а) «группы Алехина» (оперативно-розыскной группы Управления контрразведки фронта) и «разведгруппы Мищенко»,

(В сферу действия контрразведки попадают, кроме «разведгруппы Мищенко», другие разведгруппы противника. Они кратко упоминаются в романе. Каждое краткое упоминание – интересный смысловой фрагмент).

(б) СМЕРШа и Абвера,

(в) Советского Союза и фашистской Германии.

(В неявной форме на протяжении всего романа упоминается роль США, ленд-лиза:

«Фомченко, как и следовало ожидать, ничего в хате не нашел, кроме разве лежавших на запечке продуктов: двух банок американской свиной тушенки, пяти пачек пшенного концентрата, двух буханок хлеба, кулька соли и сахара. Все это было получено Павловским на наших продовольственных пунктах…»

«… сунул в кузов под мешкотару коробку с американским пиленым сахаром.»

«Он начал в Гродно с «доджа» и заканчивал день «доджем»». [СССР получил от США 433 967 автомобилей; Dodge WC поставлялся в СССР по ленд-лизу и на жаргоне шоферов назывался «Додж три четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (по аналогии с «полуторкой» ГАЗ-ММ - Википедия).]

«Немедленно перевезите всех троих под надежной охраной на Молодечненский аэродром, где в ближайшие полчаса совершит посадку высланный нами «Дуглас» (бортовой – 207)» [В ходе Второй мировой войны самолёты Douglas DC-3 проникли в СССР, где выпускался ПС-84 (лицензионный вариант DC-3), а затем Ли-2, представлявший собой вариант ПС-84, перепроектированный под советские моторы и ГОСТы.])


4. Действующие лица романа.

В романе упоминается огромное количество действующих лиц.

Здесь и военнослужащие (со стороны Советского Союза и фашистской Германии), и полувоенные, партизанские формирования, и мирные жители (простые крестьяне и фольксдойче, жители Польши (до 1939 года))…

«За пять последних лет здесь четырежды круто менялась жизнь: сначала санационная Польша, затем – присоединение к Советской Белоруссии, потом война – она пришла сюда на вторые сутки – и кровавая немецкая оккупация и, наконец, снова – уже второй месяц – советская власть» (В. Богомолов «В августе сорок четвертого»).

(Естественно, Владимир Богомолов, как и все жители СССР, мало что знал о Речи Посполитой, Великом Княжестве Литовском, уникальных демократических и республиканских восточно-европейских порядках, разделе 1775 года, о колоссальных идеологических усилиях, призванных разорвать историческую цивилизационную преемственность и представить российский деспотизм и крепостничество как естественные и единственно возможные формы жизни – эти идеологические усилия были начаты «Историей» Карамзина, они в некоторых формах имеют место и в настоящее время. Роман о героизме людей военного времени не мог ставить задачу рассмотрения и разрешения исторических противоречий. Однако, эти противоречия получили некоторое описание в романе; определённые исторические акценты романа вызывают объяснимое неприятие у определенной части общественности в Польше. Творчество Владимира Богомолова не ограничивается этим романом, и оно демонстрирует огромную симпатию, и даже любовь, к Польше. Парадокс. Один из самых пропольских советских писателей встретил весьма неоднозначное отношение к своему творчеству…).

Если брать в качестве центра романа Таманцева, то можно выстроить своего рода вертикаль.

Его начальники, в числе которых:

- капитан Алёхин (руководитель оперативно-розыскной группы, в состав которой входит Таманцев),

- подполковник Поляков (руководитель трех оперативно-розыскных групп – в районах Лиды и Гродно), [Лида и Гродно находились в полосе наступления 3-го Белорусского фронта; освобождены в середине июля 1944 года]

- начальник управления контрразведки фронта Егоров,

- руководители контрразведки СМЕРШ,

- Ставка, Верховный главнокомандующий Сталин…

В некотором смысле ниже Таманцева уровнем – стажер Андрей Блинов и прикомандированные (Фомченко и Лужнов; Аникушин)…


5. ВременнЫе характеристики романа.

С момента получения приказа Ставки о нейтрализации разведгруппы до «момента истины» прошли примерно СУТКИ.

Это обстоятельство обычный читатель не всегда может осознать – так как оно «скрыто» в документах и в сопоставлениях дат.

Примерная хронология романа выглядит следующим образом.

Предварительный этап. … 7 августа 1944 года, 13 августа 1944 года … неизвестная радиостанция выходит в эфир, но радиопередачи еще не расшифрованы… Таманцев, группа Алехина начинают поиск…

16 августа 1944 года текст радиопередачи расшифрован.

Сводка военной контрразведки за 17 августа 1944 года поступает в Ставку после полуночи.

18 августа, в 2 часа 10 минут дело «Неман» взято на контроль Ставкой Верховного Главнокомандования.

Начинается параллельная подготовка - в дополнение к оперативно-розыскным мероприятиям контрразведки - массированных мероприятий по вариантам «Западня» (глухое блокирование районов Вильнюса, Гродно и Лиды), «Большой слон» и «Прибалтийское танго» (а также войсковая операция в Шиловичском лесу).

18 августа 1944 года – 19 августа 1944 года – осуществляется огромный объем интеллектуальных, организационных, розыскных мероприятий и усилий. Запущен огромный механизм чрезвычайного розыска. События ускоряются. Интуиция, профессионализм, героизм, рыцарское отношение к окружающим, многие другие положительные качества сотрудников СМЕРШ – ключ к успеху.

19 августа 1944 года в 16 часов 52 минуты разведгруппа противника («разведгруппа Мищенко») нейтрализована усилиями управления контрразведки фронта, подполковника Полякова, капитана Алехина и старшего лейтенанта Таманцева.


6. Территориальные контуры романа.

Как выглядят территориальные контуры романа?

Если говорить в широком смысле – то роман описывает действия в Евразии. Мищенко активно действовал еще в Маньчжурии…

В более узком смысле, это:

- Тылы Белорусских фронтов.

- Шауляй, Вильнюс, Гродно, Белосток, Лида,  Шиловичи…

- Города, населенные пункты, леса, места расположения воинских частей.

«Условия и работка у нас такие, что любой бывалый шерлок, даже из столичной уголовки, от отчаяния повесился бы на первом же суку.

В любом уголовном розыске – дактилоскопия, оперативные учеты, лаборатории и научно-технические отделы; там на каждом шагу – постовой и дворник, готовые помочь и словом и делом. А у нас?..

Ширина полосы фронта – свыше трехсот километров, глубина тылового района – шестьсот с лишним. На этой огромной территории сотни городов, сотни узловых и линейных станций; ежесуточно – тысячи передвигающихся к фронту и по рокадам бойцов, сержантов и офицеров, повсюду леса, большие чащобные массивы. А жители, например, здесь, в западных областях, запуганные, молчаливые, из них слова дельного, как ни старайся, не вытянешь. И вся наша техника, кроме личного оружия, – трофейный Пашин фотоаппарат.

Причем уголовка имеет дело с самодеятельностью отдельных лиц, а мы – с преступниками, за которыми сильнейшее государство, которых готовят не полуграмотные паханы, а изощренные агентуристы, готовят в специальных школах, снабжают легендами, экипировкой и документами опытнейшие профессионалы.

Что мы лично можем этому противопоставить?.. Примитив полевого контршпионажа: осмотры леса, визуальное наблюдение, беседы с местными жителями и засады.

Убийственный примитив! И хоть яловая, а телись! Возьми их всех! Возьми их теплыми! Умри, но сделай! Вернее, как говорит начальство: сделай и не умирай!» (В. Богомолов «В августе сорок четвертого»). (Таманцев упоминает Шерлока Холмса для выразительности – для построения противопоставления возможностей, с одной стороны, криминальной полиции, и, с другой стороны, фронтовой контрразведки. В действительности, на самом деле, героя Артура Конан Дойла и героев Владимира Богомолова объединяет способность к эффективному анализу информации, данных).


7. Суммирование.

Владимир Богомолов описывает огромные организационные и интеллектуальные механизмы и усилия, предпринимаемые участниками противоборства, судьбы и действия отдельных людей, многочисленных групп и огромных масс людей.

В романе представлены многочисленные документы. Показана работа контрразведки СМЕРШ и других организаций по многочисленным версиям и направлениям.

В романе – через художественное, приключенческое изображение отдельной оперативно-розыскной контрразведывательной операции - показан высокоэффективный государственный механизм, который – при предельном напряжении сил и массовом героизме - обеспечил Победу в 1945 году.

В романе Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» – не затрагивая темы художественного уровня и равноценности – мы можем увидеть традиции «Войны и мира» Льва Толстого.


[174. Диалог о приключенческой литературе.
233. Сказочный монолог Льва Толстого о «военной прозе».
656. Рассказ о весенних сюжетах.
884. Скетч о новых медийных принципах.
1188. Новиков-Прибой – Степанов – «Порт-Артур». Очерк истории литературы.
1231. Владимир Богомолов и Юрий Трифонов. Представители русской литературы в более поздние исторические эпохи. Литературная заметка.]


10 июня 2020 г. 07:38


Рецензии