Кок-Бель

Сегодня ко мне зашёл внук и поделился впечатлениями от фильма "Кубанские казаки". Особенно его поразила сбруя. конные и воловьи упряжки
- Деда, неужели это было действительно так?
На что я дал положительный ответ и присовокупил, что сам в юности "крутил быкам хвосты" и. вкратце, рассказал ему эпизод из моей жизни.
В феврале 1952 года, наша семья. перебралась из Иссык-Кульской котловины, в предгорья Памиро-Алая. Дорога была долгой и полна впечатлений. Многое забылось, но цветущие абрикосовые сады Ферганской долины, да ещё на 23 февраля, остались в памяти на всю жизнь. Для меня, прожившего все годы. до переезда, на севере Киргизии. Это было удивительно и волшебно. В Кок-Беле, куда мы переехали, ещё стояла зима, снегу было много. и народ ходил.   по тропкам протоптанным в снегу. Улиц, как таковых не было, дома были разбросаны на большой территории, как попало. поэтому единственной дорогой была дорога пересекавшая посёлок, вдоль русла пересохшего ручья. Русло было самой низшей точкой и если встать лицом, в сторону понижения местности. то слева от ручья, на склоне и располагался Кок-Бель. Его граница заканчивалась у подножия главного хребта, вершины которого и летом и зимой были покрыты снегом.
С правой стороны расстилалось обширное плоскогорье, уходящее своими холмами до самого города Ош. это тридцать км от Кок-Беля. Такая вот "дыра", где мне придётся прожить до сентября..

По приезде выяснилось. что в Кок-Беле школа семилетка, а я учился в восьмом классе. На семейном совете. было решено, что мечты о поступлении в институт придётся отставить, так как ближайшая десятилетка была в райцентре Иски-Наукат и нашей семье была не по карману. До вступительных экзаменов в техникум, было очень много времени и его надо было чем то занять. Меня приняли в совхоз разнорабочим. Практически это было "подай" "принеси" и. естественно, не могло мне понравится и я попросил управляющего, дать мне работу, где я буду сам собой распоряжаться.
-С быками управишься?
-Управлюсь!
-Ну тогда иди. принимай хозяйство у Петровича.
Вот так я стал. тем самым. кто "быкам хвосты крутит.
Волов было 18 голов, девять пар.

Для тех, кто не в курсе, что такое Цоб и Цобэ: пара состоит из левого Цоб и правого Цобэ
Поэтому загоняя их в ярмо, надо точно знать кто из  них Цоб, а кто Цобэ
ибо в дальнейшем, при команде "цоб" или "цобэ" они будут тянуть в разные
стороны и экипаж не тронется с места.
Моя  задача состояла в том, чтобы к восьми часам утра, я был на месте и,
по  мере прихода заказчиков тягла, выдавать оное. Приходил рабочий,
которому  выпала доля перевозки грузов. на сегодняшний день. Подвезти
сено.  солому. силос для стада бурёнок или племенных лошадей. Тем более.
что по  глубокому снегу, конская упряжь не годилась. Телеги, только
готовились к  лету, а волы на огромных санях, пахали всю зиму. Я выдавал
работнику  пару волов, цоб и цобэ, которые уже несколько лет трудились в
паре, это  тоже очень важно, так как они хорошо понимали и друг друга и
команды  погонщика, помогал загнать их в ярмо и сани покидали скотный
двор. В те  времена. память у меня была не обременённая годами и я. за
пару дней  работы с Петровичем легко запомнил все пары и не ошибался
никогда.
Для  распределения среди работников транспортного цеха тягловой силы,
было  отведено восемь пар, девятая использовалась мною для хозяйственных
нужд.  Нужно было съездить за сеном, чтобы пополнить ясли, затем за
соломой на  подстилку и пару раз в неделю за силосом. Все скирды и
силосные ямы  были в пределах видимости из Кок-Беля и располагались на
плоскогорье по  правой стороне долины. Но начинал я свой рабочий день,
после  распределения животных, не с поездок. а с уборки навоза, на это
уходило  час. полтора. затем я запрягал свою пару в сани и занимался
погрузкой.  перевозкой и разгрузкой.

Обычно я ездил один, но. иногда, ко мне  присоединялся соседский пацан
Вовка Хромой. прогуливавший уроки. Хромой  это не фамилия, это прозвище
данное ему за хромоту. У Вовки одна нога  была короче другой и он
переваливался, при ходьбе, как утка. Вовка. как  то сразу привязался ко
мне, может потому, что я его называл по имени и  никогда не употреблял
уличное прозвище. Отец его был колоритной фигурой,  он работал шофёром,
на грузовом автомобиле, кажется "ГАЗ-51", носил  прозвище Чапай из за
своей очень большой схожести с героем фильма и  неординарного поведения.
Тихо ездить он не умел, ему было плевать на  дорогу. он жал на газ при
любом бездорожье, оказаться пассажиром в его  кабине было  страшно. Это
была экстремальная поездка, после которой,  надо было заниматься
проверкой, все ли кости целы.

Вовка  присоединялся ко мне, когда я отправлялся за грузом. Мы садились в
сани,  я давал команду "Цоб-Цобэ" и экипаж трогался с места,
управляемый  умелой рукой погонщика, как говорится в романах. Волы
двигались. со всей  "курьерской" скоростью. а мы болтали о том о сём или
орали песни.  Однажды возле дороги мы нашли мешок с облигациями военной  поры,  облигации нам были до лампочки, но в мешке был томик стихов Демьяна  Бедного. Его то мы и взяли в личное пользование.
Стихи, мы начали  распевать под известные нам мотивы и у нас неплохо
получалось. Куплет из  распеваемых нами стихов я запомнил. Можете
представить, по заснеженной  земле ползут санки, в которых сидят два
пацана и во всю глотку орут

Мы садился на ишак
И в Париж гулялся,
Клеманса, такой чудак,
Очень нам смеялся.

Мы не знали, кто такой Клемансо. но хорошо знали ишаков и нам было смешно, что по Парижу, гуляли наши ишаки.

К шести вечера все сани и волы возвращались. я помогал выпрягать волов. отводил их на место у яслей. одевал ошейник с цепью, раздавал корм и покидал своих питомцев до завтрашнего утра. Почти месяц. до самого апреля, я ухаживал за ними. а к хозяйственной паре привязался, даже дал им имена. одного я так и назвал Клемансо, а второго не помню. Волы отвечали мне взаимностью и. при виде меня. издавали громкое мычание.


Рецензии
Занимательный рассказ: где ещё встретились бы Цоб и Цобэ? И написан хорошо!

Эн Штейнберг   10.06.2020 11:11     Заявить о нарушении