Кратко об архитекторе Н. Л. Маркове

Николай Львович Марков родился 28 декабря 1882 г. в Тифлисе в семье потомственных дворян. В 1901 г. Николай Львович с отличием окончил Тифлисскую мужскую гимназию, директором которой был его отец. В 1901 – 1910 гг. Николай Львович учился в Императорской Академии Художеств, по окончании которой был призван в армию для отбывания воинской повинности. Окончив службу в армии, он поступил на персидское отделение Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, которое окончил в 1914 г. Следует сказать, что Николай Львович с детских лет проявлял интерес к персидской культуре и культуре народов Кавказа. Возможно, этот интерес обуславливался тем, что согласно семейному преданию, один из его предков, Марк Волошенин (Марко Росс, Марка Толмач), был послом Великого князя Ивана III к персидскому шаху Узун-Хасану. Кроме того, старший брат Николая Львовича Борис работал в Персии инженером-путейцем на строительстве железной дороги Тебриз-Джольфа, а в самом Тебризе он занимался строительством здания муниципалитета.

С началом Первой Мировой войны Николай Львович добровольцем уходит на фронт и в чине прапорщика попадает служить в Кавказскую армию. Он становится адъютантом командующего Кавказским Экспедиционным кавалерийским корпусом генерала Н.Н. Баратова. В составе корпуса Николай Львович отправляется в Персию, непоследней причиной к чему могло послужить его знание персидского языка.

После падения монархии, Николай Львович остался в Персии. Последовавшие в дальнейшем Октябрьская революция и гражданская война сделали его возвращение в Россию невозможным по политическим причинам. В Персии Николай Львович поселился в Тегеране и поступил на службу в качестве инструктора Персидской казачьей бригады. В конце 1919 г. он становится начальником штаба одной из её дивизий. Благодаря службе в бригаде Николай Львович познакомился с Резой Пехлеви, будущим шахом, с которым у него установились дружеские и уважительные отношения. В 1921 г. после роспуска казачьих войск, Николай Львович занялся архитектурной деятельностью. Следует отметить, что в архитектуре Реза-шах покровительствовал многим крупным проектам Николая Львовича.
 
В 1921-1923 гг. Николай Львович строит здание мэрии Тегерана, которое в 1966-1969 гг. было снесено, а на его месте организована зелёная зона.

Одним из крупных проектов Николая Львовича в Персии стало строительство нового основного здания школы Альборз в Тегеране в 1924 г. Здание сочетало в себе черты персидской архитектуры различных эпох: от доисламской до сефевидской и являлось примером учебного заведения нового типа, совершенно отличного по своей планировке от традиционных школ.

В 1925 г. Николай Львович занимается постройкой зороастрийской школы Ануширван в Тегеране. В оформлении школы использовались элементы и символика, характерные для древнеперсидской архитектуры периода Ахеменидов.

В 1928 г. Николай Львович построил ряд образовательных учреждений: Педагогический колледж, школу Жанны д`Арк, Сельскохозяйственный институт, для профессоров которого в 1929 г. Николай Львович построит жилое здание. Помимо этого в 1931-1935 гг. будут возведены ещё ряд зданий для образовательных учреждений, часть из которых построены не в столице, например, школа им. Пехлеви в Хамадене (ныне школа Имама). Эта школа стала одним из старейших важных образовательных центров в Хамадане и включена в список национального наследия Ирана.

В 1928-1934 гг. Николай Львович строит здание управления почты, превращённого в настоящее время в музей связи.

В 1928-1935 гг. Николай Львович занимался сооружением нового здания для политехнического учебного заведения Дар-оль-Фонун. Это одно из знаменитейших учебных заведений Ирана, основанное в 1815 г. визирем Насреддин-шаха Каджара Амиром Кабиром. На базе Дар-оль-Фонун в последствии был создан Тегеранский университет.

В начале 1928 г. Николай Львович начал строительство тюрьмы Каср, также планировавшейся как учреждение нового европейского типа, призванного не только наказывать, но и исправлять людей. Гуманность тюрьмы проявлялась также в том, что в ней имелись больница, зал для занятия спортом, мечеть, баня и теплица. Сейчас тюрьма превращена в музей, в котором есть небольшое кафе-галерея с экспозицией, посвящённой Николаю Львовичу.

В 1932 г. Николай Львович строит в Кередже сахарный завод с жилыми зданиями, а в 1934 г. строит сахарный завод Варамин с жилыми зданиями для его сотрудников. Завод первым в Иране и на Среднем Востоке заводом по производству кускового сахара. В настоящее время завод Варамин включён в список национального наследия Ирана.

В 1942 г. Николай Львович строит спортивный комплекс Амджадийе (ныне им. шахида Шируди) вместимостью 30 тысяч человек. Долгое время он оставался крупнейшим спортивным сооружением Ирана.

В 1944 г. Николай Львович начал в Тегеране строительство православного Свято-Николаевского собора. Деньги на строительство собирались русским эмигрантским сообществом, и которого наибольший вклад сделали Д. Кастелиди, И. Машуров, Т. Исаева, В. Полосатов, А. Атабекова. В соборе был установлен иконостас из Александро-Невской церкви в Заргянде (летней резиденции Российской Императорской миссии), закрытой по решению Советского правительства.  Собор был освящён 9 апреля 1945 г. Долгое время церковным старостой в нём был сам Николай Львович.

В 1945 г. Николай Львович построил армянскую церковь Святой Марии в Тегеране, включённую в 2002 г. в список национального наследия Ирана.

В 1945 г. Николай Львович завершил строительство мечети Фахр аль-Доуле, а в 1949 г. перестроил её. Николай Львович при строительстве мечети использовал архитектурные приёмы эпохи Каджаров, возможно из уважения к заказчице – принцессе из династии Каджаров.

Среди прочего Николай Львович построил замечательное по своей красоте здание – дом профессора Яхьи Адель, включённое в 1998 г. в список национального наследия Ирана. Также архитектором было построено здание Зингер в Тегеране. Оно было выполнено в неоклассическом европейском стиле. В настоящий момент оно входит в список национального наследия Ирана. Другим примечательным зданием, сооружённым Николаем Львовичем и включённым в список национального наследия Ирана, является дом Мошир-од-Доуле.

Кроме того Николай Львович построил цементный завод в Тегеране, Итальянское посольство, вилла Алексис, вилла Жувел и другие. По его проектам были построены Министерство финансов, Военное министерство, Министерство юстиции, Медицинская школа при Тегеранском университете и другие здания.

В 1940-х гг. Николай Львович, чтобы улучшить своё финансовое положение был вынужден брать подряды, но несколько раз претерпел значительные убытки и умер практически банкротом. Подрядная деятельность и нехватка средств серьёзно повлияли на Николая Львовича, он уничтожил большую часть своего архитектурного архива.

Николай Львович умер 19 ноября 1957 года и похоронен на христианском кладбище в Тегеране.

Николай Львович умело сочетал персидские и европейские архитектурные традиции, любил использовать в своей работе местные и традиционные строительные материалы, так один из видов кирпича, который он наиболее часто использовал, получил в Иране название кирпич Маркова (аджар-е Макрви). Тот факт, что множество зданий, построенных Николаем Львовичем, было внесено в список национального наследия Ирана свидетельствует о признании высокого уровня мастерства архитектора и его значительном вкладе в развитие архитектуры и строительство в Иране, прежде всего в Тегеране.

Николай Львович был дважды женат, первый раз на Людмиле Дмитриевне Горловской (1881-1973 гг.), от брака с которой он имел двух дочерей (Тамару, 1911 г. и Наталью, 1914 г.), и второй раз на Вере Дмитриевне Буйновой (1901-1928 гг.), в браке с которой появилось два сына (Лев, 1922-1923 гг. и Алексей, 1927 г.) и дочь (Татьяна, 1924 г.).

Изображение: фото Н.Л. Маркова


Рецензии
Сколько талантливых русских оказалось в добровольной или вынужденной иммиграции. Сколько светлых умов сейчас утекло за границу. А ведь мог бы он и в России работать и оставить прекрасные свои творения.
Обязательно поищу фотографии его архитектурных сооружений в Иране, если таковые окажутся в Интернете. Константин, очень интересно. Вас волнует всё, что связывает русских людей с иранцами. Похоже, пребывание в этой стране оставило в вас глубокий след и положительные эмоции. Спасибо большое за познавательную статью.

Татьяна Евсюкова   03.02.2021 15:18     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна Евгеньевна, доброе утро!
Благодарю Вас за комментарий. В Иране я был чуть больше двух лет, поэтому, безусловно, оно не могло пройти совершенно бесследно.
При изучении иранской темы мне удалось узнать что-то новое, в некоторых случаях, как, например, конкретно этом, с архитектором Марковым, нечто совершенно неожиданное для меня, поэтому захотелось не то чтобы поделиться этим знанием, а постаратбся возбудить интерес к этой теме.
Попробуйте воспользоваться парой ссылок, там есть некоторые фотографии:
http://www.domrz.ru/exhibition/arkhitektor_nikolay_markov_1883_1957_persidskaya_sudba_russkogo_kazaka/
и
http://interaffairs.ru/news/show/19815

С уважением,
Константин

Константин Корнеев   04.02.2021 08:25   Заявить о нарушении
Константин, большое спасибо. Я вчера нашла фотографии архитектурных работ, выполненных этим замечательным человеком. Восторг! Немного почитала о нём в интернете, о его семье. Как судьба распорядилась жизнью Н.Л.Маркова. С одной стороны отняла родину, с другой дала мощный толчок к развитию. Что лучше для него было? По ссылке обязательно пройдусь. Любознательная. Не устаю восхищаться людьми. Пишите еще, я поглядываю на вашу страничку в ожидании.

Татьяна Евсюкова   04.02.2021 08:38   Заявить о нарушении