Социалистическое государство

Социалистическое государство из рубрики Государство и право
Я не студент, не аспирант, уже не молодой ученый, изучающий вопросы комплексной безопасности, особенно пожарной, и доживающий свой век простой советский человек, которому не безразлично, где он родился, где и как жил, и где и как придется умирать.
Теоретические основы социалистического государства. Рассмотрение содержания марксистского политико-правового учения, основных идей марксизма. Современные виды государств и их функции. Классификация социалистических форм государственного правления.
Все в мире познается при сравнении. Так и государство. В частности, социалистическое государство - государство нового, высшего типа, по сравнению с рабовладельческими, феодальными и капиталистическими государствами. Оно возникло в результате социалистической революции, провозгласившей диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся. Таким государством был Союз советских социалистических республик (СССР), уничтоженный контрреволюцией под руководством коммуниста-предателя Ельцина, при попустительстве коммуниста-предателя Горбачева с помощью и при финансировании контрреволюции капиталистическим Западом, в первую очередь Соединенными штатами Америки.
Это государство имело достаточно специфическую организацию власти, идеологию и форму производства. Основываясь на принципе борьбы классов, оно провозглашало диктатуру рабочего класса и власть Советов народных депутатов.
Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма Карла Маркса (Карл Ге;нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818 года, Трир — 14 марта 1883 года, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт) и Фридриха Энгельса (Фри;дрих Э;нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820 года, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895 года, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов) и развиты В.И. Лениным (Влади;мир Ильи;ч Ле;нин (настоящая фамилия — Улья;нов, также известен под двойной фамилией Ульянов-Ленин; 10 (22) апреля 1870, Симбирск, Российская империя — 21 января 1924, Большие Горки, Сухановская волость, Подольский уезд, Московская губерния – революционер, создатель и первый руководитель социалистического государства) и другими теоретиками, и практиками, стоявшими на марксистко-ленинских позициях.
Марксистское учение о социалистическом государстве с самого появления подвергалось критике со стороны представителей различных идеологий и политических учений. Споры о состоятельности данного учения, возможности построения социалистического государства и общества ведутся и в настоящее время.
Слабой стороной марксистского учения является то, что ни в одном существовавшем ранее и существующем сейчас государстве оно не было в полной мере воплощено в жизнь. Однако приверженцы марксизма говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей. Их политические оппоненты утверждают обратное, и это естественно, так как любое учение о государстве всегда отражает определенные, противоречивые политические идеи и взгляды, а также несовместимые политические амбиции и ценности.
Построение социалистического государства напрямую связано с идеями марксизма. Источниками марксизма являются идеи, содержащиеся в классической немецкой философии (Людовик Фейербах, Гегель), английской и французской социалистической теории (Сен-Симон, Оуэн), английской политической экономии (Смит, Рикардо) и других учениях.
Содержание марксистского политико-правового учения обусловлено представлениями Маркса и Энгельса о том, что капитализм не поддается усовершенствованию и необходимо революционное переустройство капиталистического общества. Идеи Сахарова о конвергенции подвергают сомнению это учение. (Конверге;нция (от лат. convergo «сближаю») — процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; противоположна дивергенции. Термин употребителен в различных естественных и гуманитарных науках)
В «Манифесте к коммунистической партии» (1847 - 1848) содержится анализ современного общества и программа действий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества. «…Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии в ходе коммунистической революции. Пролетарское движение есть движение огромного большинства в интересах огромного большинства»
В Манифесте содержатся основные задачи пролетариата как господствующего класса:
1. Централизация всех орудий производства в руках государства.
2. Введение одинаковой меры общеобязательного труда для всего населения.
3. Объединение земледелия с промышленностью, содействие устранению различий между городом и деревней.
4. Создание промышленной армии, увеличение числа государственных фабрик.
5. Создание национального банка с государственным капиталом.
6. Обеспечение общественного и бесплатного воспитания детей.
Помимо программы действий пролетариата в Манифесте была изложена основа марксистской теории государства и права:
1. Политическая власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого. Публичная власть потеряет свой политических характер после ликвидации классов.
2. «Современная государственная власть - комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».
3. Право лишь возведенная в закон воля буржуазии, определяющаяся материальными условиями жизни буржуазного класса.
4. «Законы, мораль, религия - все это для пролетариата не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».
В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» впервые используется термин «классовая диктатура пролетариата» и раскрывается суть такого явления, как социализм: «Пролетариат все более объединяется вокруг революционного социализма…Этот социализм есть объявление непрерывной революции, целью которой является уничтожение всех классовых различий вообще».
Короткий период существования Парижской коммуны в 1871 году нашел свое отражение в работе Маркса «Гражданская война во Франции». Коммуна оценивалась как рождающаяся система «управления народа посредством самого народа». Она была правительством рабочего класса, открытой политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда.
Марксистское политико-правовое учение построено на признании антагонизма между классами, который выступает движущей силой истории.( Антагони;зм — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия. Между классами эксплуататоров и эксплуатируемых борьба становится непримиримой).
Согласно марксистскому учению, социалистическое государство должно создать новую систему экономических отношений, базирующихся на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества, социальное равенство и независимость от каких-либо форм принуждения.
Основные постулаты и исходные положения социалистического государства, закрепленные в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и развитые в произведениях В.И. Ленина, следующие:
1. Социалистическое государство возникает не эволюционным путем, то есть путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а в результате социалистической революции.
Целью революции является «ниспровержение господства буржуазии и завоевание пролетариатом политической власти. Первым шагом такой революции является завоевание демократии».
Революция может быть осуществлена в мирной и немирной форме. Она может принять как насильственные формы в виде грабежей, внесудебных расправ, так и менее острые, в виде экономического и идеологического прессинга. «Восстание было бы безумием тогда, доказывал Энгельс, когда мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем».
2. «Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата». Новый класс должен создать свою принципиально новую «машину», методы осуществления власти в которой будут существенно отличаться.
3. Сущностью социалистического государства является диктатура пролетариата. Только рабочий класс может руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за установление социалистического строя. Сама же диктатура пролетариата есть особая форма союза между авангардом трудящихся и непролетарскими слоями трудящихся.
4. Государство в своем становлении и развитии проходит несколько этапов или ступеней эволюционного развития.
Официальное закрепление получила точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, напоследок, этап развития общенародного государства.
Этап существования государства диктатуры пролетариата связан с переходным от капитализма к социализму этапом развития общества. Особенностью этого периода является то, что государство должно быть средством достижения целей пролетариата. Оно должно обеспечить победу рабочего класса в борьбе с буржуазией, подавить сопротивление свергнутого государства и искоренить частную собственность. Этот этап есть революционный переход от капитализма к коммунизму.
Этап функционирования собственно социалистического государства отражает особенности развития социалистического общества. К этому времени средства производства принадлежат уже всему обществу, исчезают эксплуататорские классы. В связи с этим общество больше не нуждается в насильственных методах подавления одного класса другим. В 1936 году в Конституции СССР было официально закреплено установление социализма. Статья 6 Конституции СССР 1936 года (сталинская) гласит:
Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием
Этап развития общенародного государства, соотносившийся с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества. Советское государство провозглашается общенародным. Это означает, что оно выражает интересы не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и трудящихся всех народностей и наций страны. В условиях нового общества и государства развивается «подлинная» демократия. По мнению Ф. Энгельса, этот этап содержит предвидение полного отмирания государства, потерю его политического смысла.
Данная концепция развития социалистического государства получила свое отражение в конституционных актах многих социалистических стран. Например, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным».
5. В неразрывной связи с социалистическим государством находится право. Его сущность, согласно марксистской концепции, заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Право трансформирует эти интересы в государственную волю, проводя их в жизнь.
6. Государство и право не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право, как классовые институты тоже отмирают. С марксистской точки зрения процесс отмирания права и государства является естественным. Для «освобождения всего человеческого общества от государства и права», по мнению марксистов, необходимо создать определенные условия, ведущие к формированию высокого уровня общественного сознания и к стиранию классовых различий.
Основываясь на вышеперечисленных положениях можно подвести итог: «Социалистическое государство, появляясь в результате революции на определенной ступени развития общества, служит средством достижения победы пролетариата в революционной борьбе и обеспечивает его главенствующую роль, руководствуясь правом. Затем оно исчезает, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени, а именно всеобщего равенства».
Форма государства – это структурное территориальное и политическое устройство государства, взятое в единстве форм правления, форм государственного устройства и политического режима.
Форма государства характеризует отношения между государством и людьми, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Она поясняет, кто и как правит в обществе, как действует в этом обществе государственная власть, как объединено население на данной территории. Раскрываются методы и приемы осуществления политической власти, и показывается связь между населением и государством.
Форма государства обуславливается уровнем культуры населения, традициями народов данного государства, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Форма государства отражает не только то, что свойственно государству как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каково содержание и сущность государства, такова в конечном итоге и его форма.
Сущность государства определяется волей и интересами таких слоев общества, групп, классов, которые оно защищает. В свою очередь содержание означает, как и в каких условиях действует данное государство. «Изучить государство с точки зрения его формы - значит изучить его строение, составные части и внутреннюю структуру» - считает доктор юридических наук, профессор, автор учебника «Теория государства и права» М.Н. Марченко
Форма государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государственного правления - элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.
Формы правления различаются в значительной степени от того, кем осуществляется государственная власть. Если власть принадлежит одному лицу, то форма правления является монархией. Если же речь идет о принадлежности власти коллективному выборному органу, то имеет место республиканская форма правления. В связи с этим монархии и республике даются следующие определения:
Монархия - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства.
Республика - форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей и представительного органа.
Основываясь на характеристике государственной власти и ее взаимоотношении с населением можно выделить основные признаки монархии и республики.
Основные признаки монархии:
1. Передача власти по наследству
2. Власть осуществляется бессрочно
3. Не зависит от волеизъявления населения.
Основные признаки республики:
1. Выборность власти
2. Ограничение срока полномочий власти.
3. Зависимость от избирателей
Для монархии и республики характерно подразделения на определенные виды. Монархия подразделяется на теократическую, абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию. Видами республики являются президентская, парламентская и смешанная республики.
Классифицируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что подразделение форм на монархию и республику является исторически первой и самой общей классификацией. И та, и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства.
Форма государственного устройства - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, обуславливающий определенное взаимодействие всего государства с органами его составных частей. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство - простое единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. Для унитарного государства характерно радикальное подчинение всех органов власти к центру, единая система законодательства, юстиции и госслужбы.
Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом. Характерными признаками федеративного государства является распределение функций между субъектами и центром, разграничение компетенций на основе союзной конституции, наличие собственного законодательства у субъектов.
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. Она является непрочным объединением в связи с тем, что его члены обладают правом выхода из союза.
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов, структурированностью правящей элиты, развитостью социально-политических традиций, политическим сознанием, поведением и типом легитимности, которые господствуют в обществе.
Политический режим предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но и ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, он во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.
Основными видами политического режима являются демократический и антидемократический режимы (тоталитарный и авторитарный режим). Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Демократический режим - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан широким кругом прав и свобод. При демократическом режиме господствуют такие методы осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают защищенность прав и интересов личности, ее свободное развитие.
Основные характеристики демократического режима:
1. Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, «свобода личности в экономической сфере, которая является основой материального благополучия общества».
2. Существование правового государства и гражданского общества, политический плюрализм.
3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, осуществление принципа разделения властей.
4. Учет интересов большинства и меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения.
5. Доминирование методов убеждения и компромисса. Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуются отстранением народа от власти, устранением его политических прав и свобод. При режиме такого вида происходит захват власти отдельным лицом или группой лиц, подавление инакомыслия, упразднение представительных органов власти или их превращение в средства обеспечения воли власть имущих.
При тоталитарном политическом режиме осуществляется абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, в обществе господствует единственная политическая партия, которая держит все нити власти в своих руках, права и свободы носят декларативный характер. Для данного режима характерен запрет инакомыслия, отсутствие оппозиции и плюрализма.
Авторитарный политический режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа.
При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. В государстве существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни, а лишь дублируют решения, принимаемые правящей партией. Характерными признаками авторитарного режима является доминирование командно-административных методов контроля населения.
Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности (хотя приоритет отдается государственной форме собственности). Допускается участие в политической жизни общества нескольких партий, которые должны придерживаться политического курса, выработанного правящей партией.
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима.
Согласно марксистскому мировоззрению, формой правления социалистического государства является республика. Но, в отличие от всех иных несоциалистических форм, в частности республиканской формы буржуазного государства, эта республика носит подлинно демократический характер и служит интересам трудящихся масс.
Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, В.И.Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, а на последующих - Советы народных депутатов и Советы депутатов трудящихся.
Приемлемой формой государственного устройства для социалистического государства являлось унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма. Однако по мнению Ленина, демократический централизм не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, но и напротив, требует и того и другого.
Однако марксистами не отрицалась возможность существования и федеративной формы социалистического государства. Попытки практической реализации этой формы предпринимались в СССР и в Югославии.
Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Выделяются внутренние и внешние функции социалистического государства.
Внутренние функции: культурно-воспитательная, хозяйственно-организаторская, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения и функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов.
Внешние функции: поддержание мира, обороны страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.
Так как единственной возможной формой правления социалистического государства, по мнению марксистов, является республика, то следует раскрыть ее основные особенности.
Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Советской юридической наукой были выделены главные особенности социалистической республики:
1. Объединение высших и местных органов в единую правительственную систему, основанную на принципе демократического централизма. Демократический централизм - форма государственного устройства, основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим.
2. Соединение в лице работающих представительных учреждений законодательной и исполнительной власти.
3. Предоставление ведущей роли в государстве представительным органам, составляющим основу государственного аппарата.
4. Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства в едином государственном механизме. Государственная власть суверенно распоряжается обобществленными средствами производства, регулирует и контролирует распределение материальных и духовных благ.
5. Подконтрольность и подотчетность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти.
6. Создание необходимых условий и предпосылок для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.
Известны три вида социалистической формы государственного правления: Парижская коммуна, Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика.
Парижская коммуна - первая историческая форма государства диктатуры пролетариата. Маркс писал, что «…она была в высшей степени первой гибкой политической формой, между тем как все прежние формы правительства были, по существу, угнетательскими». По мнению Маркса и Энгельса, социалистическая республика должна быть единой, централизованной, так как унитаризм способствует осуществлению экономических и политических задач диктатуры пролетариата.
Впервые социалистическая республика возникла в 1871 году в Париже и просуществовала всего 72 дня. Кратковременный исторический опыт Парижской коммуны классики марксизма считали примером принципиально новой формы государственного правления. «Она должна была послужить прообразом для будущих социалистических государств».
18 марта 1871 года произошла революция во Франции путем насильственного захвата власти, в результате которого ЦК Национальной гвардии провозгласил себя временным правительством до избрания Парижского коммунального совета, состоявшейся 28 марта. В декларации «К французскому народу» говорилось об основных целях Коммуны: уничтожение милитаризма, эксплуатации, различных привилегий, так же выражались идеи патриотизма и интернационализма, о необходимости создании истинного союза наций.
Началось все с франко-прусской войны. Наполеон III ввязался в войну, посчитав, что быстро научит пруссаков жить правильно. Но, вместо этого, французскую армию ждала катастрофа, разгром, а самого императора плен. 4 сентября 1870 года грянула очередная революция, в которой Францию провозгласили республикой. Впрочем, пруссаки продолжили наступление, так как воевали они со страной, а какая у нее там форма правления – империя, республика, им было все равно. Пруссаки осадили Париж и в городе довольно быстро начался голод. Одним из решений проблемы стала организация нацгвардии, в которую в обмен на небольшой паек принимали всех желающих. Довольно быстро численность этих формирований достигла 300 тысяч человек.
В январе 1871 года удалось договориться о перемирии. Победители потребовали разоружить все войска, находившиеся в осажденном Париже. Нацгвардия подчиняться этому решению отказалась. В ответ новое французское правительство во главе с Адольфом Тьером, находящееся в Версале, приняло решение, что жалованье национального гвардейца положено только тому, кто может доказать свое бедственное положение. В результате количество гвардейцев сразу резко уменьшилось, но зато состав стал резко радикальным.
В середине марта 1871 года версальцы и нацгвардейцы сцепились из-за пушек, расположенных на Монмартре и других парижских высотах. Гвардейцы отдавать их отказались. Версальские власти послали отобрать пушки солдат, но те перешли на сторону гвардейцев, а двух своих командиров расстреляли. Следом вспыхнуло восстание и 18 марта гвардейцы и рабочие, которые к ним присоединились, захватили основные правительственные учреждения. После этого власть перешла к Центральному комитету Национальной гвардии.
Комитет правил 10 дней. За это время прошли выборы в Коммуну, которая и получила власть в городе. В коммуну избрали людей, которые могли хорошо и красиво говорить и рассуждать о благе народа, но реального опыта управления не имели. Кстати, потом на похожие грабли наступит и Временное правительство в России. В него тоже изберут хороших людей, которые быстро и благополучно все развалят. Опыт Парижской коммуны никого и ничему не учил.
В Коммуне сформировалось три крупные фракции. Это были неоякобинцы, мечтавшие вернуть события Великой Французской революции, социалисты и анархисты. Все они были пламенные ораторы и коммуна начала принимать декларации об уничтожении эксплуатации, привилегий, введении светского образования, отделении церкви. Но все это были только призывы, которые в реальности ничем не подкреплялись. Во многом благодаря анархистам, которые смогли полностью парализовать работу коммуны, так как были против государства и принуждения людей. Поэтому выступали против ущемления любых прав.
А пока анархисты распинались о свободе, Тьер собирал войска. В апреле у него было около 20 тысяч человек, что было намного меньше, чем у нацгвардии. Коммуне стоило бы совершить поход на Версаль, но анархисты саботировали решение о походе, вместо этого предлагали решать вопросы ремонта канализации и освещения.
Люди, поставленные руководить обороной, благополучно ее развалили. Вместо того, чтобы заниматься военными частями, раздувался штаб. А части, находящиеся на передовой, не менялись. В итоге одни сидели в окопах, другие в казармах. Снабжение отсутствовало напрочь. Гвардейцы были вооружены старыми ружьями, а на складах лежали современные винтовки, которых хватило бы с лихвой на всех. Но военный министр Клюзере был анархист и свято уважал частную собственность, поэтому сбивать замки со складов запретил. Клюзере отправили в отставку, но дела лучше не пошли. Не было связи между штабом и находящимися на окраинах войсками. А части Нацгвардии радостно митинговали, а порой просто оставляли оборонительные рубежи. И на их место тут же приходили версальцы. Анархисты не давали работать комитету общественного спасения. Для шпионов в Париже был просто рай – ведь арестовывать подозреваемых нельзя, это расценивалось как насилие над личностью. Поэтому полиция могла сегодня распустить всех заключенных, а на следующий день захватить заложников. Причем схватить первых попавшихся. Некоторых из них еще и расстреляли.
Пламенные говоруны руководили не только военными делами, но и финансами. Во Французском банке находилось около трех миллиардов франков. Но Коммуна так об этом и не узнала. Комиссару по финансам Коммуны удалось выпросить у банкиров кредиты на 16 миллионов франков, а Версаль без проблем занял более 250-ти.
Более того, Коммуна умудрилась потерять доверие и у рабочих. К примеру, запретили ночной труд. Но только в пекарнях. От ломбардов потребовали вернуть заложенные инструменты и личные вещи. Но вернуть их было решено только в том случае, если сумма залогов не превышала 20 франков. Громогласно заявлялось о поддержке пролетариата, но ограничивать продолжительность рабочего дня так никто и не стал. В итоге, когда в Версале накопили достаточно войск и начали наступать на Париж, защищать его стали далеко не все, а только около четверти от общего количества нацгвардейцев.
Пока коммунары обсуждали теории и разрушали Вандомскую колонну, Тьер укреплял войска. Он договорился с пруссаками, чтобы те отпустили пленных. 21 февраля версальские войска вошли в Париж через ворота Сен-Клу, которые коммунары почему-то не посчитали нужным оборонять. 22 мая версальские войска вошли в город еще через несколько ворот. Начались уличные бои и строительство баррикад.
Вандо;мская коло;нна (фр. la colonne Vend;me) — парижская «колонна Побед» (прежнее название) Великой армии на Вандомской площади в 1-м округе Парижa, воздвигнутая по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года, в память побед, одержанных им в кампанию 1805 года. Возводилась с 25 августа 1806 года по 15 августа 1810 года. «Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена». 18 мая 1871 года колонна была повалена на землю при огромном стечении народа.
Обороной города руководил Ярослав Домбровский. Но как руководил… Каждая баррикада дралась сама за себя. Связи и координации не было. Дрались жестоко. Ожесточение между сторонами дошло до того, что всех взятых в плен коммунаров расстреливали без суда. Начались поджоги. Полностью сгорел дворец Тюильри, сильно пострадал Лувр.
25 мая от коммунаров очистили левый берег Сены. Бои продолжались в северных и северо-восточных районах города. Наиболее упорный бой развернулся на кладбище Пер-Лашез, где после победы версальцы расстреляли всех попавших в плен коммунаров прямо на месте, у стены кладбища. Последняя баррикада была захвачена 28 мая, на этом 72-дневная эпопея Коммуны закончилась. Правда, расправы продолжались. Как в виде военно-полевых судов, так и расстрелов без суда и следствия. Всего расстреляли от 15 до 30 тысяч человек, а еще 7,5 тысяч отправили на каторгу. Правда, потом, через 10 лет, тем, кто выживет, объявят полную амнистию.
Среди социал-демократов и коммунистов было принято славить Парижскую коммуну как пример первого настоящего пролетарского государства. Но в письмах Энгельс был согласен с тем, что сказал Гарибальди: «Парижская Коммуна пала, потому что в Париже не было никакой авторитетной власти, а лишь одна анархия».
По мнения сторонников марксизма, её признание как существенно новой формы государственного правления, было обусловлено её организацией: единая, централизованная власть, способствующая осуществлению политических и экономических задач диктатуры пролетариата.
Во-первых, Коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат и заменила его новым. Была создана национальная гвардия из граждан, способных носить оружие (по своей силе она значительно уступала профессиональной армии и полиции). Высшим органом власти являлся Совет коммуны. Он избирал десять комиссий (исполнительную, военную, юстиций и т.д.), через которые Коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. Был организован новый суд, в котором судьи были ответственны перед коммуной и сменяемы. Административным руководством в округах занимались уполномоченные коммуной депутаты.
Во-вторых, Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Она представляла собой орган власти рабочих, служащих, мелкой буржуазии, который избирался путем всеобщих выборов в округах Парижа. Устранялись привилегии депутатов, вводилось право их отзыва, реально была осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц. Также ликвидировались высокие оклады чиновникам и устанавливались им ставки, не превышающие зарплату квалифицированного рабочего. Парижская коммуна явно показывала, что управлять государством могут не только профессиональные чиновники.
В-третьих, полностью отвергался буржуазный парламентаризм и связанная с ним теория разделения властей. По мнению Маркса, это было одно из основных преимуществ. Он охарактеризовал Коммуну, как работающую корпорацию, которая одновременно и создает, и исполняет законы.
При достаточно хорошей организации государственной власти, 28 мая 1871 года Парижская коммуна все-таки потерпела поражение. Главной причиной является пренебрежение военными действиями. Более организованная и численно превосходящая армия версальцев воспользовалась нерешительностью и неорганизованностью армии коммунаров и одержала победу в майской контрреволюции.
На поражении коммуны сказалась и недостаточная зрелость, и организованность пролетариата, отрицательное влияние мелкобуржуазных идеологических течений, отсутствие единой руководящей силы - революционной партии.
Однако, несмотря на все ошибки и на довольно короткий срок ее существования, Парижская коммуна является величайшим достижением пролетарского революционного движения XIX века. Так, основатели марксизма высоко ценили заслуги Парижской коммуны, отмечая в её действиях образец создания государства нового типа - государства пролетарской диктатуры. Главное - Коммуна показала реальность осуществления социалистической революции, и дала надежду на её возможную победу. Она показала необходимость вооруженной защиты завоеваний революции, наступательной тактики в революционной войне, решительности в борьбе с врагами революции.
Республика Советов - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Детально изучив опыт русских революций 1905 и 1917 годов, Ленин заключает, «что республика Советов есть наиболее целесообразная государственная форма диктатуры пролетариата в России».
Республика Советов представляет из себя однотипную с Парижской коммуной форму организации государственной власти. В связи с этим выделяются следующие особенности Советской республики:
1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
2. Принадлежность партии рабочего класса руководящей роли в организации государственной и общественной жизни. Партия определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.
3. Помимо принадлежности народу политической власти, ему принадлежит также право собственности на орудия труда.
4. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа. Советы формировались по принципу открытого классового представительства и выражали народовластие во всех сферах жизни общества. Они являлись политической основой государства.
5. Принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам.
«Республика Советов по сравнению с буржуазным парламентаризмом, отмечал Ленин, представляет собой такой шаг вперед, который имеет всемирно-историческое значение. С учетом особенностей республики Советов Ленин говорит о ней как о всемирной форме государственного правления».
Народно-демократическая (народная) республика - форма государственного правления, возникшая после второй мировой войны и схожая по своей структуре, организации и характеру власти с советами.
Признаки народно-демократической республики:
1. Нити государственной и общественной жизни находятся в руках партийного руководства.
2. Высшие органы власти являются носителями суверенитета, полновластия трудящихся масс. Они осуществляют верховное руководство страной и народный контроль над деятельностью государственного аппарата власти.
3. Народные советы (местные органы государственной власти, имеющие широкие полномочия и подотчетные населению), Народные собрания и Национальные комитеты составляют политическую основу республики.
4. Местные органы власти носят представительный демократический характер.
Народно демократическая республика, по мнению марксистов, является государством подлинной демократии, государством социалистического типа, возникшем в результате победы СССР и союзников над гитлеровской Германией и империалистической Японией и революционной борьбы народов этих стран против буржуазии.
Примерами народно-демократической республики были Болгария, Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Китай, Корея, Монголия, Вьетнам.
Советская и народно-демократическая формы правления отрицали прогрессивность разделения властей и парламентаризма. Соотношение классовых сил, борьбы классов всегда определяло специфику любого типа социалистического государства. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам всегда сопровождалось сломом старого государственного аппарата и установлением диктатуры пролетариата, превратившейся впоследствии в тоталитаризм партократии.
Заключение
Социалистическое государство является средством установления в обществе социализма. Социализм - учение, целью которого является осуществление таких основополагающих социальных принципов, как справедливость, свобода и равенство. Социализм ставит перед собой высокую цель построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. При этом предполагается, что по мере установления социализма, государство как классовое явление отмирает. Социалистическое общество, в котором установлено всеобщее равенство людей, уже не будет нуждаться во властных структурах, так как в нем общественные отношения регулируются самостоятельно.
Однако глобальные и благородные цели социализма вступают в некоторые противоречия с общечеловеческими ценностями. Например, учение Маркса и Энгельса предполагает уничтожение частной собственности во всем мире. Оно не предусматривает построение в социалистическом обществе правового государства, принцип разделения властей; ничего не говорится о сохранении политического и идеологического плюрализма. В связи с этим можно говорить о некоторой утопичности социализма, а, следовательно, и невозможности полномасштабного построения социалистического государства.
Тем не менее, богатый опыт по строительству социалистического государства должен быть детально проанализирован и глубоко изучен. Следует учесть все ошибки, просчеты и достижения, которые могут быть полезны в будущем, так как идеи социализма носят благородный характер и имеют большое значение для мировой истории.
Библиография
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Финансовый контроль, 2004. 410 с.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд. М.: Проспект, 2007. 640 с.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008. 384 с.
4. История политических и правовых учений: учебник / под ред. Э. О. Лейста. М.: Зерцало, 2004. 565 с.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
"социалистическое государство - государство нового, высшего типа, по сравнению с рабовладельческими, феодальными и капиталистическими государствами."
Вы повторяете слова вслед за другими людьми. не задумываясь об их смысле.

"Оно возникло в результате социалистической революции, провозгласившей диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся."
Диктатура пролетариата, это когда находятся люди, которые отстраняют народ от власти и сами присваивают себе право от этого народа рулить.
Революция нашему народу стоила миллионов погибших, миллиона изгнанных из страны и безмерного страдания для остального народа.
Впрочем находились люди. типа вас, которые этому были рады.

"Таким государством был Союз советских социалистических республик (СССР), уничтоженный контрреволюцией под руководством коммуниста-предателя Ельцина, при попустительстве коммуниста-предателя Горбачева"

Представьте себя на месте предателей. чтобы вы на их месте сделали, когда начались события в Тбилиси и в Вильнюсе, а армяне с азербайджанцами начали войну?
Чтобы вы сделали, послали бы в эти города дивизии, или сбросили на них атомные бомбы?
К счастью у Горбачова и Ельцина ума хватило этого не делать.
А у вас как?

Владимир Иноземцев   10.07.2020 15:58     Заявить о нарушении
Это тот случай, когда вы правы. Я с вами согласен, но... Вы считаете, что то, что сделал Ельцин в Беловежской пуще правильным? То, что он тут же доложил товарищу Бушу, что со страной СССР покончено, это правильно? Да и то, что нынешний наш царь-президент считает выше своего достоинства разговаривать с тогдашними президентами Саакашвили и Порошенко правильно?
Вам спасибо за внимание и отклик. Я бы не бросал дивизии и не сбрасывал бы атомные бомбы. Мы их избрали, хотя и не совсем демократично, не для того, чтобы они обогащались, корчили из себя элиту, которую высвечивает дурочка Собчак, допущенная к их тусовке. Не для того, чтобы они обустраивали новую республику с названием Рублевка. Это, к сожалению и приведет к очередному раскулачиванию, рано или поздно. Словом, я за поумневшую элиту, за то, чтобы она набралась смелости, возможно, наглости, сказать: так куда же мы идем. Якобы Мусолини любил повторять: Я иду по одному пути с Лениным, но в разные стороны... В какую сторону ведет нас нынешний Мойсей? Вот что я хотел бы знать. Я, как вы поняли, украинец. А у нас на (в) Украине говорят, по крайней мере говорили: "Кум, на гроши, тилькы не кажы, що кум дурный". Нас же сегодня держат в дураках, при этом тот же Греф нагло это подтверждает. Хотя возможно по другому нельзя...

Александр Даниленко 4   14.07.2020 09:03   Заявить о нарушении
"сделал Ельцин в Беловежской пуще правильным?"
А что он мог и должен был сделать?
СССР фактически уже не было. Россия в Советском Союзе тратила одну треть своих доходов на дотации союзным республикам.
Ташкент и все столицы союзных республик были отстроены, как цивилизованные города. с театрами, музеями, дворцами. В них были свои правительства и де-факто своя элита.
Об этом же мечтал великий вождь Ленин.

В республиках были созданы новые отрасли промышленности. После СССР у них уже ничего нового и не появилось.
А в самой России, если помните, жрать было нечего.
Вот Горбачёв и предложил новый союзный договор, чтобы кошельки у всех были разные.
Когда они узнали, что халявы не будет, разбежались.
Ельцин в Беловежской пуще их не уломал. Договорились, что будет СНГ - такой новый Союз.
Но эти люди подумали, что проживут без России. Если Россия не даст, возьмём у Европейцев у японцев.
У гордых грузин денег даже на зарплату министрам не было. Выплачивали им американцы.
Так с тех пор и движемся разными курсами. Они - эти гордые самостийные к нам назад не просятся. Кто попал в НАТО, кто мечтает о нём.
А нам их датировать тоже смысла нет.

Вообще Союзные республики - это результат эксперимента товарища Ленина, который развалил Российскую империю. а потом с помощью штыков собрал её в виде союза Советских и Социалистических государств.

Владимир Иноземцев   14.07.2020 11:21   Заявить о нарушении
Так считает и нынешний наш вождь, гарант, а по существу царь, Владимир Владимирович. Это Ленин ему заложил мину замедленного действия под его государство. Так разминируй! У тебя для этого Сергей Кожугетович имеется.

Александр Даниленко 4   14.07.2020 17:41   Заявить о нарушении
А за что нам обижаться на нынешнего президента?
Вспомните - Норд-Ост, Будённовск, Беслан, Волгодонск, тёти в чёрных платочках взрывающие самолёты.
Сегодня этого нет. А чтобы уничтожить это осиное гнездо, нужно было людям в пагонах заплатить. и чтобы они этим каждый день занимались.

Дальше: экономика работает, у людей есть работа. у стариков пенсии, дети учатся, медицина тоже работает, культура жива.
Разве этого мало?
Посмотрите, Украина: без конца склоки, работы у людей нет. потому едут в Европу, чтобы горшки выносить.

Сельское хозяйство: в СССР закупалось по 20 миллионов тонн Канадской, американской и аргентинской пшеницы. Теперь мы пшеницу, подсолнечник и многое другое экспортируем.

А вспомните какие дороги были в СССР, а какие сейчас. Тогда были такие колдобины на федеральных трассах, что фуры переворачивались.

Так что в отличие от Грузии правительство работает.
Но. люди хотят большего.
Хотя забывают. что говорил Королёв: лучшее враг хорошего.
А правительство - это менеджеры, которых мы нанимаем за свои налоги.

Владимир Иноземцев   14.07.2020 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.