Ч. 4 Инициатива наказуема

Предыдущая страница    http://proza.ru/2020/06/09/943

Практика отправлять молодых офицеров для продолжения учёбы в английский флот сохранялась и позже. Подробностей о службе в британском флоте русских молодых офицеров мы, к сожалению, знаем очень мало. Известно об их участии  в сражениях, но только в самых общих чертах.
 
Не вернулись на родину, умерли в той командировке, начавшейся в 1793 году, лейтенанты Аким Суханин, Семён Великой, Павел Рожнов, Яков Беринг. Лейтенант Куличкин попал в плен к испанцам.

После возвращения на родину моряки продолжили службу, некоторые дослужились до адмиральского звания.

Из состава группы, отправленной для изучения морского дела в британском флоте в 1793 году, в историю вошли не только Грейг, но и мореплаватели Крузенштерн и Лисянский.

К сожалению, оба моряка, оставившие очень интересные  мемуары, ничего не написали о своей английской службе, хотя всем командированным лейтенантам довелось повидать  разные моря и океаны, многое испытать  и побывать в сложных переплётах.

В 1802 году в Англию отправили на пять лет волонтёрами ещё одну, последнюю группу выпускников Морского корпуса, в составе которой находился и будущий знаменитый адмирал Михаил Петрович Лазарев. Они приняли участие в легендарном Трафальгарском сражении под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона.

Иван Фёдорович Крузенштерн, приобретя опыт у англичан, задумался над системой снабжения Русской Америки и организации торговли. Свои предложения он собирался лично вручить президенту Коммерц-коллегии генерал-поручику Петру Александровичу Соймонову.

Но Соймонова Павел I отправил в отставку и сослал в Москву. Крузенштерн почему-то надеялся, что отставной вельможа разделит его взгляды и с помощью своих связей поможет представить предлагаемый Иваном Фёдоровичем проект высшему руководству.

Но эти надежды рухнули: Соймонов умер от удара в 1800 году. Тогда Крузенштерн написал письмо главному директору Департамента водных коммуникаций и дорог адмиралу Григорию Григорьевичу Кушелеву, изложив в нём свои предложения.

Но и Кушелеву было не до капитан-лейтенанта с его прожектами. После смерти Павла I и вступления на престол Александра I его отправили в отставку.

Однако настырный офицер, окунувшись в российскую жизнь, от которой он отстал за время своего отсутствия на родине, доработал свой проект и в начале 1802 года послал его адмиралу Николаю Семёновичу Мордвинову.

Тот с воцарением Александра I занял пост министра военных морских сил. Николай Семёнович  был умным человеком, сторонником отмены крепостного права, хорошо разбирался в экономике.

Он сразу по достоинству оценил соображения капитан-лейтенанта и пообещал тому,  что «будет всемерно стараться произвести оное в действие».

Мордвинов заручился поддержкой государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева, который тоже принял в проекте самое горячее участие. Самое интересное, что сам Крузенштерн вовсе не планировал принимать участие в собственном проекте.

Он недавно женился и даже подумывал над тем, чтобы подать в отставку и вести спокойную жизнь на берегу. Однако моряк забыл, что в России инициатива всегда наказуема.

Александр I, которому два сановника красочно описали проект Крузенштерна, решил: а пускай автор проекта сам и возглавит экспедицию.

Крузенштерн предлагал торговать пушниной с Китаем не через иностранных посредников, как делалось тогда, а напрямую, используя собственные корабли. Для начала он предложил в качестве опыта послать в Аляску два российских корабля под купеческим флагом, но с военной командой.

Было у него и ещё одно предложение: помимо дворянских детей, обучавшихся в Морском корпусе, набрать способных юношей из других сословий в числе ста человек, с тем, чтобы их учить по одной программе с кадетами, но плавать они будут на коммерческих судах.

В качестве аргумента он написал: «Кук, Бугенвиль, Нельсон не сделались бы никогда оными, каковыми явились в своем отечестве, если бы выбирали людей по одному только рождению». Такое предложение было по душе либералу Мордвинову, но оно не понравилось царю.

Физиономия у Ивана Фёдоровича вытянулась, когда он услышал от  морского министра: «Сам предложил, сам и выполняй!» Капитан-лейтенант в 1801 году женился на двадцатилетней Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Он был старше её на 11 лет. Кстати, при рождении Ивана Фёдоровича назвали тоже непросто  -   Адам Йоханн фон Крузенштерн.

С царём не поспоришь. Теперь Ивану Фёдоровичу предстояло оставить беременную молодую жену «в сугубой горести» и заняться приготовлениями к плаванию.

7 августа 1802 года Крузенштерн получил приказ, по которому его назначили командовать двумя кораблями в экспедицию на Камчатку и к северо-западным берегам Америки.

Однако Иван Фёдорович  был не лыком шит. Его побуждали немедленно отправиться в путь, но он убедил высшее начальство, что в России кораблей, пригодных для такого плавания, нет. Их нужно купить у немцев в Гамбурге. Туда следует переправить груз для русских колоний.

Покупать корабли для такого плавания второпях нельзя, тем более что он планировал следовать вокруг мыса Горна, а если выйти из Гамбурга в октябре или ноябре, то как раз можно было оказаться у этого зловещего мыса в самое плохое для мореплавателя время.

Начальство согласилось с разумными доводами офицера, и выход в море перенесли на следующий год.

Продолжение http://proza.ru/2020/06/11/1516


Рецензии
Доброе утро. Согласен с Вашим мнением: “ С годами пришёл к пониманию, что историю творят отдельные личности, а народные массы, поделенные на несуществующие классы с прослойкой (хорошо хоть не с прокладкой!) из интеллигенции - это толпа, ведомая активными вожаками.”

Меня всегда интересовал исторический вопрос каким путем человек приходит к власти в той или иной стране особенно в период революций.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   24.06.2024 08:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.