Ч. 4 Инициатива наказуема
Практика отправлять молодых офицеров для продолжения учёбы в английский флот сохранялась и позже. Подробностей о службе в британском флоте русских молодых офицеров мы, к сожалению, знаем очень мало. Известно об их участии в сражениях, но только в самых общих чертах.
Не вернулись на родину, умерли в той командировке, начавшейся в 1793 году, лейтенанты Аким Суханин, Семён Великой, Павел Рожнов, Яков Беринг. Лейтенант Куличкин попал в плен к испанцам.
После возвращения на родину моряки продолжили службу, некоторые дослужились до адмиральского звания.
Из состава группы, отправленной для изучения морского дела в британском флоте в 1793 году, в историю вошли не только Грейг, но и мореплаватели Крузенштерн и Лисянский.
К сожалению, оба моряка, оставившие очень интересные мемуары, ничего не написали о своей английской службе, хотя всем командированным лейтенантам довелось повидать разные моря и океаны, многое испытать и побывать в сложных переплётах.
В 1802 году в Англию отправили на пять лет волонтёрами ещё одну, последнюю группу выпускников Морского корпуса, в составе которой находился и будущий знаменитый адмирал Михаил Петрович Лазарев. Они приняли участие в легендарном Трафальгарском сражении под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона.
Иван Фёдорович Крузенштерн, приобретя опыт у англичан, задумался над системой снабжения Русской Америки и организации торговли. Свои предложения он собирался лично вручить президенту Коммерц-коллегии генерал-поручику Петру Александровичу Соймонову.
Но Соймонова Павел I отправил в отставку и сослал в Москву. Крузенштерн почему-то надеялся, что отставной вельможа разделит его взгляды и с помощью своих связей поможет представить предлагаемый Иваном Фёдоровичем проект высшему руководству.
Но эти надежды рухнули: Соймонов умер от удара в 1800 году. Тогда Крузенштерн написал письмо главному директору Департамента водных коммуникаций и дорог адмиралу Григорию Григорьевичу Кушелеву, изложив в нём свои предложения.
Но и Кушелеву было не до капитан-лейтенанта с его прожектами. После смерти Павла I и вступления на престол Александра I его отправили в отставку.
Однако настырный офицер, окунувшись в российскую жизнь, от которой он отстал за время своего отсутствия на родине, доработал свой проект и в начале 1802 года послал его адмиралу Николаю Семёновичу Мордвинову.
Тот с воцарением Александра I занял пост министра военных морских сил. Николай Семёнович был умным человеком, сторонником отмены крепостного права, хорошо разбирался в экономике.
Он сразу по достоинству оценил соображения капитан-лейтенанта и пообещал тому, что «будет всемерно стараться произвести оное в действие».
Мордвинов заручился поддержкой государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева, который тоже принял в проекте самое горячее участие. Самое интересное, что сам Крузенштерн вовсе не планировал принимать участие в собственном проекте.
Он недавно женился и даже подумывал над тем, чтобы подать в отставку и вести спокойную жизнь на берегу. Однако моряк забыл, что в России инициатива всегда наказуема.
Александр I, которому два сановника красочно описали проект Крузенштерна, решил: а пускай автор проекта сам и возглавит экспедицию.
Крузенштерн предлагал торговать пушниной с Китаем не через иностранных посредников, как делалось тогда, а напрямую, используя собственные корабли. Для начала он предложил в качестве опыта послать в Аляску два российских корабля под купеческим флагом, но с военной командой.
Было у него и ещё одно предложение: помимо дворянских детей, обучавшихся в Морском корпусе, набрать способных юношей из других сословий в числе ста человек, с тем, чтобы их учить по одной программе с кадетами, но плавать они будут на коммерческих судах.
В качестве аргумента он написал: «Кук, Бугенвиль, Нельсон не сделались бы никогда оными, каковыми явились в своем отечестве, если бы выбирали людей по одному только рождению». Такое предложение было по душе либералу Мордвинову, но оно не понравилось царю.
Физиономия у Ивана Фёдоровича вытянулась, когда он услышал от морского министра: «Сам предложил, сам и выполняй!» Капитан-лейтенант в 1801 году женился на двадцатилетней Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Он был старше её на 11 лет. Кстати, при рождении Ивана Фёдоровича назвали тоже непросто - Адам Йоханн фон Крузенштерн.
С царём не поспоришь. Теперь Ивану Фёдоровичу предстояло оставить беременную молодую жену «в сугубой горести» и заняться приготовлениями к плаванию.
7 августа 1802 года Крузенштерн получил приказ, по которому его назначили командовать двумя кораблями в экспедицию на Камчатку и к северо-западным берегам Америки.
Однако Иван Фёдорович был не лыком шит. Его побуждали немедленно отправиться в путь, но он убедил высшее начальство, что в России кораблей, пригодных для такого плавания, нет. Их нужно купить у немцев в Гамбурге. Туда следует переправить груз для русских колоний.
Покупать корабли для такого плавания второпях нельзя, тем более что он планировал следовать вокруг мыса Горна, а если выйти из Гамбурга в октябре или ноябре, то как раз можно было оказаться у этого зловещего мыса в самое плохое для мореплавателя время.
Начальство согласилось с разумными доводами офицера, и выход в море перенесли на следующий год.
Продолжение http://proza.ru/2020/06/11/1516
Свидетельство о публикации №220061000935
Меня всегда интересовал исторический вопрос каким путем человек приходит к власти в той или иной стране особенно в период революций.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 24.06.2024 08:08 Заявить о нарушении