Чернобыль
Припяти бобровая струя,
Отголосок горя в тишине,
Болью отзывается во мне.
Люди здесь на воле не живут,
Только ветры плачут песнь свою...
Край полесский! Мёртвый для людей
Тихо дремлет в веренице дней.
Только волки воют по ночам,
Только призраки ушедших там...
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Эта трагедия сегодня уже почти забыта. А ведь люди, получившие большие дозы радиации, продолжают преждевременно умирать и в наше время.
К 35-ой годовщине трагедии по телевизору показали фильм о современном Чернобыле. В зоне отселения и сейчас нет людей, а животные— живут. И хотя уровень радиации очень высокий, без людей им там хорошо. Правда, периодически там рождаются мутанты: то с пятью лапами, то с двумя головами... О том, что местность очистилась не может быть и речи: многие химические и радиоактивные элементы, загрязнившие землю, имеют период полураспада 300-400 лет! Стронций, цезий, плутоний, радий... Перечень можно продолжить... Больше всего оказалась поражённой Белоруссия.
Мои родители жили тогда в районном небольшом городке Ельск, в сорока километрах от атомной станции. О радиации мы и знать не знали, периодически ездили в Припять (так назывался городок, в котором жил обслуживающий атомную станцию персонал, по названию реки, протекающей рядом), за продуктами и другими дефицитными товарами. Даже вареную колбасу тогда в обычном продмаге было не купить, а городок атомщиков снабжался лучше. Наш городок не подлежал обязательному выселению. Моя мама умерла от онкологии в 1993 году. Она очень любила лес, а в лесу уровень радиации был высокий.
О происшедшей аварии я узнала только 7 мая, от кумы, ей позвонила её сестра, муж которой работал на станции. Им потом предоставили жильё в Киеве, но муж её умер через пять леТ, а она через 12.
Правительство тогда проводило политику замалчивания истинных размеров бедствия. Несколько лет людям, проживающим на загрязнённой территории, выплачивали небольшие суммы( примерно на булку хлеба и кило колбасы), но вскоре и это прекратили. Статистику о больных и умерших подкрашивали. Моего знакомого, главврача районной больницы, который констатировал увеличение болезней щитовидной железы и онкологии и связывал это с радиацией, травили и убрали с работы, хотя он был прекрасный врач и врачей на периферии не хватало, выпускники медицинских вузов не хотели работать на радиоактивных территориях...
А 9 мая 1986 года мне с утра позвонила кума и сказала, чтобы я не пускала дочку на митинг, посвящённый Дню Победы, так как ей позвонила сестра и сказала, что радиация идёт на уровне одного метра над землей и это очень опасно для детей, как раз на уровне их головы. Это был, как я узнала впоследствии, самый опасный йодный удар, который поражал щитовидку. Он был опасен именно в первые два месяца после аварии, потом йод распался... А 1 мая у моего брата был день рождения и мы по традиции отпраздновали его на природе вместе с маленькими детьми. Брат умер тоже от онкологии, и для детей это тоже не прошло бесследно... Вот такие грибки-ягодки...
А сегодня об аварии стараются не вспоминать... На заражённых территориях засевают поля, выращивают хлеб; молоко, полученное от коров, пасущихся на лугах Хойникского, Брагинского, Наровлянского, Ельского, Чечерского районов ( наиболее загрязнённых, от 5 до 15-20 кюри/км), относящихся к зоне свободного отселения, перерабатывают таким образом, чтобы оно соответствовало допустимым нормам содержания радионуклидов. В России его с удовольствием покупают!
Вот такая правда о Чернобыле глазами простого человека: ни ученого, ни политика, ни социолога, ни коммерсанта...
Свидетельство о публикации №220061000961