Поставили кривое зеркало

Два российских актера примерно одного возраста, но по своим дорогам пришедшие в кино.
Один - из артистической династии, "золотой мальчик", с детства купавшийся в лучах отцовской славы.
Другой - русоволосый сорванец и бунтарь, убежавший из провинциального городка в бурлящую Москву ради театрального училища.

Михаил Ефремов и Алексей Серебряков - оба они стали не только знаменитыми, успешными, но также отразили два направления движения новой российской интеллигенции нулевых.

Михаил Ефремов проснулся знаменитым после роли в экранизации пушкинской повести "Дубровский"...Далее его кинематографическая карьера для меня затерялась в гуще драматических исторических перемен в Отечестве. И где-то на рубеже нулевых я вновь увидела другого Ефремова - слегка усталого от излишеств и удовольствий разгульной жизни яркого представителя столичной богемы.

Алексей Серебряков, наоборот, с годами мужал, матерел, обрастая яркими образами в знаковых сериалах и серьезных фильмах. И его лицо освещалось неустанной внутренней работой актера.

Михаил Евремов с годами грузнел, седел, окончательно теряя юношеское обаяние своей первой и, на мой взгляд, единственной роли, которой может гордиться артист в конце творческого пути. И, признаюсь, меня поразило недоумение, когда, совершенно неожиданно, этот странный артист, с амплуа вечно пьяного российского мужика, начал читать "политические памфлеты", "критические байки", "антиправительственные куплеты", приплясывая, подпрыгивая для пущей "оригинальности" на сцене.

Алексея Серебрякова никогда не видела в столь разобранном и скандальном амплуа. Всегда достойный, серьезный, одухотворенный и такой НАШ, СВОЙ, РУССКИЙ, жилистый, выносливый, немногословный,порой, суровый, прямой, справедливый, надежный, здравомыслящий,спокойный, уверенный в себе ЧЕЛОВЕК.

Но как только этот трезвый, светлый, многогранный, талантливый российский актер  дал интервью Дудю, в котором в спокойной, но такой неприкрыто грустной форме выразил то что на душе, его немедленно записали в нацпредатели и радостно помахали ручкой покидавшему страну артисту, который всего-то желает добра своим детям и светлого будущего России.

Тем временем у Михаила Ефремова недостатка во внимании со стороны режиссеров не наблюдалось, творческим голодом он не страдал, популярность у простого и невзыскательного зрителя росла, доходы увеличивались...Но жизненного счастья не прибавлялось. Разводы, женщины, новые браки, дети перемежались с пьянками-гулянками и "шабашками" - "смелыми" политическими моно-спектаклями.

И дело катилось бы в заданном направлении к определенному тупику, который где-то маячил на горизонте. И то что случилось в июне 2020,лично меня ничуть не удивило и даже не потрясло. Знаю, кто-то уже затаил на меня обиду, но, увы, сердцу не прикажешь и насильно скорбеть не заставишь...

Скорбящих и причитающих, изнывающих от "потери потерь", набежало и налетело и без меня, причем, со всех краев - кардинально правых и крайних левых. В чем дело? Откуда такая всенародная скорбь? Не от того ли, что образ вечно пьяного помятого представителя оппозиции был для них столь дорог? И кто же теперь заменит неподражаемого Михаила Ефремова?

Меня сильно удивляла "смелость" и "хлесткость" сатирических образов Ефремовских политических зарисовок. Никто его за них не порицал. Давления на артиста никто не оказывал. От слов отказываться не заставлял, извинений не требовал. Наоборот, его еще больше любили, приветствовали, снисходительно относились к мелким страстишкам и слабостям, но ролей не лишали, в черные списки не вносили, карьеру не ломали, творчество одобряли?!

Но если вернуться к Алексею Серебрякову, то "имя его неизвестно", "роли его забыты", он вычеркнут из списков ярких российских актеров этой властью, которая не приемлет самостоятельной гордости, неподкупного достоинства, ответственности таланта перед самим собой и своими почитателями.

Поэтому Алексей Серебряков сегодня живет и работает в Канаде, а его сверстник, растративший таланты, подарки судьбы,открытые пути и дороги, не сумел притормозить на крутом вираже и стал убийцей.


Михаил Ефремов сел перед кривым зеркалом, дочитал и перелистнул последнюю страницу первого тома потрепавшейся Книги Жизни и открыл второй том...


Подпись
Нора Аткинс


Рецензии