Улыбка девушки с запоминающимся именем Христина

Эта книга в мягкой красной обложке о развитии  минерально-сырьевой базы в Западной Сибири, написанная доктором географических наук Михаилом Николаевичем Колобковым, известным ученым из Новосибирского Академгородка, изданная еще в начале 70-х годов прошлого века, до сих пор хранится в моей библиотеке.
Примечательна она двумя обстоятельствами:
 — Я, в то время, еще студент одного из новосибирских институтов, сотрудничая с Новосибирским книжным издательством (Западно-Сибирским — ее официальное название), располагавшимся в ТЮЗе на Красном проспекте, (окном, выходившим на Мемориал жертвам колчаковского террора, с которым память моя также соприкасается), делал для этой книги обложку. Ее вариант до сих пор хранится у меня. Но мой вариант оформления был не одобрен, а пошла она в печать в оформление А. Минко, общительного и интеллигентного человека, лицо которого я до сих пор близко вижу, долгие годы в этом издательстве работавшего художественным редактором.
— Михаил Николаевич в институте, где я учился, заведовал кафедрой экономической географии.
Высокого роста, лысоватый, в очках, интеллигентный, чрезвычайно эрудированный. Мягкий и тактичный в обращении.
Примечательна книга тем, что в ней рассказывалось о том, где в Западной Сибири есть площадки для возведения на них новых городов. Об этом он и сам  рассказывал нам в своих лекциях.
Страна тогда в созидательном порыве жила овеянная музыкой и романтикой песен о туманах и запахах, а не о гари горящей, бензином ли залитой, тайги.
Увы, страна городов ныне не строит. А те, которые когда то были построены на волне романтики и пафоса, стоят либо полуразрушенными, либо брошенными.
Такова реальность — страна сегодня города не строит.
Ей бы этим хоть как-то ума дать при сокращающемся населении и при его оттоке.
И прочих веселых прибамбасах  рыночных перемен.

….
Но рассказ мой главной темой здесь вот о чем:
Доктор географических наук Колобков был фигурой известной не только в научных и преподавательских кругах, но и в городе человеком известным своей общественною деятельностью.  Он входил в руководящий состав  общества дружбы СССР - ГДР, а ее новосибирское отделение возглавлял.
И нам, студентам, очень часто много об этой стране, в которой он неоднократно бывал, рассказывал.
Слушать этого обаятельного человека, это запомнилось на всю жизнь, было большое удовольствие.

Доктора географических наук Колобова теперь уже давным-давно нет в живых.
Как нет давно и страны с красивым и броским названием ГДР.
Давно нет СССР.

А вот  более чем неординарный и неожиданный след этой страны, этой вот улыбчивой фотографией, попавшейся мне в руки в моем архиве.
Переписка с иностранными школьниками была распространенным занятием.
Переписывался и я.
И это была не мода.
Хотя элемент и этого присутствовал в переписке.
Но это была практика расширить свой кругозор молодых познающих мир и вступающих в жизнь людей и одновременно практика улучшить знания немецкого языка. А девчонкам и мальчишкам с той стороны попрактиковаться в русском.
Кстати адреса  для переписки тогда при том уровне развитии инфраструктуры, можно было без всяких затруднений взять в районном комитете комсомола.

Учился я тогда в школе, яркого и броского здания которой теперь тоже нет, а на том пустыре, где она стояла, ныне стоит большой крест, как намек на то, что на этом месте возведут в центре хиреющего села храм, что более чем сомнительно, если и село-то, некогда знаменитейший колхоз-миллионер, носивший имя прославленного председателя с именем во всех энциклопедиях страны давно и прочно дышит на ладан. И жители которого, еще из него не разъехавшиеся, ездят работать теперь в  соседние села, где еще сохранилось какое-то производство.
Я, тогдашний, десятиклассник, переписывался с этой вот с девушкой Христиной Берг из округа Шверин.  Жившей там,  где-то по соседству с  тем впечатляющим у них замком среди озер.
Любопытно еще то, что письма  эти мне приходили в школу (я в этом селе учился) и клали их на подоконник при входе, и я что-то не припомню ни одного случае, чтобы письмо мое кто-то взял и куда-то заныкал — они исправно попадали мне в руки.
Детали той переписки, как и многое, что составляло и суть и ткань того более чем красивого времени, тихо и прочно канули как и многое на этом свете в вечность звездного неба.
Где-то в сутолоке и вихре лет, кажется, растерялись и письма.
А вот фотографии от той переписки сохранились.
Вот эта девушка.
На обратной стороне фотографии трогательная надпись: «На память. Твоя немецкая дружба Христина».
 Девушка эта, теперь бесспорно  фрау,  если ей Бог по жизни  дал удачи и счастья и здоровья, живет в объединенной Германии. 
Вот  небольшого размера фотографии от той переписки  с нехитрыми сюжетами.
Папа с мамой.
Мы с мамой на маминой машине.
Поездка в Польшу, тогда еще  именовавшуюся народной республикой.


Была такая страна – ГДР.
Красивая и яркая, как улыбка этой девушки, с запоминающимся именем Христина.


Папа с мамой.
Это наша автомашина.
Наша поездка в Польской народной республике в сентябре 1966 год.

Мама и я.

Февраль, 1966 года.




Рецензии
Ваша новелла, Владимир, грустная. Это ностальгия о том, что уже никогда не вернётся.А ТО время и вправду было более чем красивое!

Надежда Сапронова   11.06.2020 18:42     Заявить о нарушении