Концепция экономического развития района
Здесь действуют крупные торговые и логистические компании (предприятия) внешних экономических систем, которые выкачивают из района различные материальные (воду, электроэнергию, плодородие почв) и инфраструктурные ресурсы, предоставляя взамен продукты повседневного спроса невысокого качества, некоторое количество неквалифицированных рабочих мест и уплачивая в бюджет налоги за землю.
Возможности администрации района по его благоустройству, развитию инфраструктуры, решению социально-политических и экономических проблем, крайне ограничены.
Следует отметить, что местные, в том числе крупные предприниматели, заняв определенные экономические, преимущественно торговые ниши, мало способны вести конкурентную борьбу с внешними монополиями. Такую борьбу они ведут между собой, особенно за сбыт товаров и услуг, «недоплачивая» в бюджет.
В этих условиях есть необходимость определенным образом реструктурировать экономику (хозяйство) района, сделав ставку на специализацию и одновременно – кооперацию деятельности местных предпринимателей доходных отраслей, их понимание необходимости перемен, направленных на улучшение жизни и быта населения, выход на более высокие позиции в регионе.
Следует полагаться на накопленный крупными предпринимателями опыт, наличествующие ресурсы и ожидаемую поддержку со стороны местных малых производителей товаров и услуг, а также населения, желающего улучшения социально-экономической ситуации, рабочих мест и роста доходов.
Доходная часть обновленного хозяйства района может представлять собой увязанную между собой совокупность – систему секторов иерархической экономической структуры, интегрированную в общую экономическую систему района, включающую и расходную часть (социалку, ЖКХ и т.п.)
Кластерами (секторами) доходной части районной хозяйственной системы могут быть:
сельское хозяйство с его продуктами зерноводства, животноводства, рыбоводства и торговлей сельхозсырьем (без глубокой переработки);
углубленная переработка местных сельхоз и других продуктов, торговля ими;
транспорт и логистика с вокзалами, станциями, морским портом, (аэропортом), хранилищами (складами), торговля такими услугами;
объекты курортной отрасли – средства размещения, пляжи, объекты турпоказа, торговля такими услугами;
строительная отрасль – крупные, средние и мелкие строительные предприятия, торговля зданиями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями.
Кластер должен возглавляться крупным местным предпринимателем, которому Экономический Совет района (выборный орган), возглавляемый Председателем – главой района, делегирует финансовые и другие полномочия по долгосрочному управлению предприятиями определенного сектора (как минимум – на 10 лет).
В оперативном управлении этого руководителя должны находиться предприниматели среднего уровня, вошедшие в состав кластера.
В сельскохозяйственном кластере предпринимателями среднего уровня могут быть фермера, замыкающиеся на руководителя – крупного и авторитетного местного сельхозпроизводителя.
В сельскохозяйственной отрасли возможно создание 3-х уровневого кластера, где фермера второго уровня могут замкнуть на себя определенное количество руководителей личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ).
Кластер переработки возглавит основной переработчик сельскохозяйственного сырья, поступающего преимущественно из сельскохозяйственного кластера, а его второе звено может быть представлено первичными переработчиками фермерской продукции на местах. Третьим уровнем кластера могут быть мастерские по ремонту, пошиву и другим подобным работам.
Кластер курортной отрасли может быть представлен: на первом уровне – крупными средствами размещения (базы отдыха, гостиницы, пляжи), на втором – другими средствами размещения, на третьем – объектами турпоказа и средствами турпрогулок.
Кластер транспортно-логистической отрасли может быть представлен: на первом уровне – крупными по вместимости логистическими объектами (складами, портами, вокзалами), на втором – крупными транспортными предприятиями по перевозке с их материально-технической базой, на третьем – мелкими предприятиями по перевозке.
Если это целесообразно, например, в силу большого пространственного размаха, то в одном секторе экономики могут функционировать несколько кластеров. Тогда управление сектором должно будет осуществляться Советом руководителей кластеров отрасли с Председателем совета сектора во главе в ранге заместителя главы района.
Все руководители (администраторы) создаваемых секторов хозяйства района должны замыкаться на администрацию муниципального образования, которая превращается из наблюдателя, просящего предпринимателей поделиться хоть чем-то, в координатора, реально влияющего на экономическую деятельность района.
Итак, во главе каждого прибыльного экономического сектора (кластера) должен стоять поддержанный Советом предпринимательского сообщества наиболее опытный в своем деле и авторитетный хозяйственник, на которого с его согласия возлагается задача по управлению предприятиями определенной специализации, добровольно вошедшими в состав этого сектора (кластера), в том числе управление всеми финансами сектора.
Роль администрации района будет заключаться в координации деятельности руководителей секторов экономики, участии в планировании, а также финансовом регулировании деятельности через государственные (федеральные, региональные) и (или) муниципальные программы из консолидированного бюджета.
Поскольку крупные опытные предприниматели района – потенциальные руководители предлагаемых секторов (кластеров) в настоящее время являются владельцами предприятий различной направленности, как правило, всех прибыльных секторов экономики, то им следует предложить механизм перехода к специализации.
Такой механизм может быть основан на акционировании собственного бизнеса и обмене этими акциями между участниками предлагаемой системы по разработанной схеме, либо официальном делегировании полномочий по управлению предприятиями определённой отрасли экономики своему партнёру по районной кооперации.
В результате организационной перестройки хозяйства района может быть создана цельная, монолитная и рентабельная экономическая система, способная успешно конкурировать с внешними экономическими системами, в том числе крупными ритейлами (торговыми сетями), транспортными, логистическими и другими внешними компаниями.
Для качественного управления предлагаемой кластерной экономической системой в администрации района потребуется создать экономический штаб и многопрофильную диспетчерскую службу оперативной работы с каждым сектором экономики.
Также возможно потребуется создание Советов по отраслям экономики (секторам), в каждом из которых должен быть один или несколько районных депутатов, курирующих определенное направление.
Куратор от Администрации (заместитель главы района) будет вести заседания Совета отрасли, вырабатывая предложения по развитию отрасли, а представительный орган власти (Совет депутатов) или Администрация района будут давать этому решению необходимый статус.
Естественно, что потребуется в определенной форме донести эту идею до потенциальных участников её создания – авторитетных предпринимателей, Администрации и депутатов, которая должна быть ими принята в своей основе.
Также предполагается автоматизировать процессы управления такой системой, обеспечив снижение её расходов до возможного минимума.
Таким образом структурированное на сектора хозяйство района, предполагающее специализацию в секторе, кооперацию в кластере и между кластерами, а также между секторами через администрацию района, автоматизацию управленческих и других процессов, может обеспечить активизацию экономики, её результативность, и как следствие – решение назревших социально-экономических и политических проблем, заложить фундамент экономического и социального позитивного, перспективного развития и процветания района, роста влияния районных предпринимателей и значения их продукции в регионе, стране и мире.
Свидетельство о публикации №220061101348