Суровая школа сенокоса

Это воспоминания из моего детства. Дед был священником, а мы на летних каникулах жили в деревеньке рядом. И наша жизнь, так или иначе была подчинена монастырской жизни.
Что-то нам нравилось что-то нет. Но школа жизни удивительная.

Я то, первый раз, на покос, смеясь напросилась.
 За трапезой, которая была для детей отдельно, деду, мимо проходящему, сказала так громко, задорненько, даже красуясь!
"Деда, возьми меня на покос, я научиться хочу! "
Он так глянул внимательно и сказал Фросеньке, женщине что следила за нами,
- "Завтра подними спозаранку" -  и пошёл!
   Баба Фросенька сильно на меня ворчала. И ругалась, когда я с вечера спать пораньше не легла. С ребятами на поляне играла.
Она туда сама за мной пришла. Впервые.;
   Делянки были в тайге, но поближе к берегам полноводной и бурной , с порогами и перекатами реки.  Тайга и так скупая на полянки, а отдаленные были самые сочные.
   Встали ещё до рассвета. Хоть и лето, но свежо. Я спать хочу, мотыляет меня. Все наскоро перекусили и в лодки. Лодки были не на вёслах, а на шестах. Так верх,  против сильной реки и " шастАлись", воткнут большой шест и, перебирая руками, толкают лодку вперёд. Соблюдается очерёдность. Что бы лодку назад не отнесло или в бок не повернуло по сильному течению.  Но дед умел и один шастаться.
Река глубокая прозрачная и дно, как в увилечительном стекле.
   Приплыли на самую дальнюю делянку.  Ещё по тайге протопали немного. А солнце уже выпрыгнуло и началось. Жарко, душно, мошкара. Все липнет. Пришли и, прямо с первых шагов, косы развязали, подправили, хоть и накануне правили и отбивали, но, видимо в настрой входили.
Дед мне дал " самую лёгкую"(????????) косу, показал и пошёл в ряд с косарями, некогда учить. А меня второй поставили. Чтобы следить, как я.
  Как же я свой рядок месила! Трава то ляжет, то я в землю  зароюсь. Стебли с косы не снимаются,  тащится под ноги, коса тяжеленная. Я ею взмахну, да и бегу за ней.
Представляю как народ вокруг веселился, наблюдая мои кульбиты! А я ведь ещё все это комментировала громкими "ахами , охами, ойками и ёлками, ухтами и дачтоэтотакое-то"!!!
В общем по порядку - то все вокруг под бритвочку и мой общипанный, клочкастый  рядок!
Дед по ходу даёт рекомендации, все помалкивают. Пару раз в опасные моменты все как приостановились,  видать все переживали, но дед спокойно меня направлял и опять звон кос над делянкой.
  Трава под косами звучит удивительно. У неё такой особый сочный звук, не опишешь.
  На втором рядке я уже выдохлась и злилась сильно на деда. Вот ведь зачем меня взял, знал ведь, что тяжело, а взял. Да и его взгляд, где проскальзывало, не то вина, не то сочувствие, тоже подогревал меня! Красная взлохмаченная, с обидой - вот вот слезы брызнут , думала
-" Вот страдай страдай! Может я тут на покосе помру, как ты маменьке и папе скажешь?!"
И красиво так лежала среди трав , как русалка!)))))
   Не помню на каком ряду, вдруг, прямо как мгновение, почувствовала, КАААК надо косить.
Почувствовала и все!
 И пяточка прижалась и кончик острия, приподнявшись, серебром на солнышке засверкал. И трава соскальзывала.
Это пришло прямо в первый покос.
И, когда дед увидел, прямо крякнул от удовольствия, и я гордо распрямилась! Не надолго! Тяжело на покосе то осанку держать!))))
Хотя "Дорожка" после меня ещё была далека до нормальной, я уж начала взмах побольше делать.
  Но руки быстро устали, плечо ломит...или плечи, шея горит! Пузо тоже натерла. Даже два волдырика, как при ожоге! Потом сильно болели. Фросенька их лечила.
А они все косят и косят. А я все дальше и дальше от них. Сначала следила, старалась угнаться. Потом косы разлохматились, платок на глаза наполз. Уже думала, просто надо потерпеть.
Отдых был, как награда.
Постелили полотенце большое, накрыли, ели молча. А я тогда впервые увидела , как от пота лопались рубахи на спине!
Потом, когда отдохнули, я караулила, первой за косу взяться.
Но они встали и засобрались домой. Косили только в определённое время.
Вечером я убежала на поляну и хватило сил носиться с ребятнёй.
Потом упала в постель, уснув налету!
Утром надеялась, что весь мир забудет про меня!
Но дед разбудил и спросил
- Ты с нами на покос?
- Да - промычала я и прямо зарылась в подушку!
ДААААААА! МИР НЕ ЗАБЫЛ ПРО МЕНЯ И ОПЯТЬ ПОТАЩИЛ НА ПОКОС!
    Как можно было косить такими негнущимися руками и ногами?!
Можно. Делянки было две. Время на переходы отнимало от покоса. Я кайфовала.
Вечером Фрося ругалась с дедом в открытую! Я не пошла на поляну!
Мне казалось, что нам надо всю тайгу скосить!
   Но, о Боже!  пришёл конец сенокоса, или дед решил меня больше не брать.  У меня нашлись новые дела.
Но помню их утренний разговор! Деда с Фросей .
- Вот что ты меня пилишь?! Думаешь ты одна мне все высказала-то?! Уж нашлись и без тебя! Но ты подумай! Ну скажи она мне  - "Дед, я не могу больше"  рази ж я злодей!  Ты бы видела её глаза - то! Брови в кучку и полосонет! Я и не лез"!
Баба Фрося аж взвилась:
-" Да у самого-то ума что ли нет?! Может она боялась или подвести тебя не хотела, что при всех языком - то брякнула!"  
Дед удивился. -
- " Так то глазищами смотреть ! Страху то не наблюдалось!"
 Я как это услышала, обалдела! Я ведь не знала, что можно было так вот просто, взять и прекратить мои мучения, или дед все таки хитрил?!
Вот глупая - то!
Наука. Мне!
А ворошить сено, хоть и жарко, но легче!  А вот в стог ставить не доверили.  Это ведь наука. Да и я не напрашивалась!  
НЕ НАПРАШИВАЛАСЬ????!!!!!!!
Я, с дуру, с маслобойкой работала!!!)))))
Вот ведь моё  -
-Фрося! Научи масло взбивать!
Ой бойтесь своих желаний!!;

Картинка из Яндекс


Рецензии
Замечательный рассказ!
Шедевр! Так делали хороших людей из детей.
Доведётся, прочтите мои "Баба" и "Аромат сена" или "Банька по-чёрному"и т.д.
"Самый тяжёлый труд в крестьянстве-это сенокос,-говорил мой отец.
С уважением и признанием, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   29.11.2021 04:11     Заявить о нарушении
Спасибо за " шедевр" .
И ваш отец прав. Меня очень веселит, когда вдруг кто то пишет -" это так прекрасно! Покосить сено, собрать в стога и позволяться" ))))
Хотя -" позволяться" , тут я согласна.
Повалиться и поваляться. Пока руки и ноги отгудят!

Наталия Трунова -Рассказова   02.12.2021 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.