Фильм Путь дракона, 1972 г

      На съемках фильма «Кулак ярости» между режиссером Ло Вэем и Брюсом произошел конфликт, в результате которого Брюс отказался от дальнейшего сотрудничества с режиссером, решив заняться режиссурой самостоятельно. Ло Вэй неоднократно заявлял впоследствии, что своим успехом Ли обязан исключительно ему, Ло Вэю, и что без его помощи у Брюса ничего не выйдет. Предсказания Вэя не оправдались и следующий фильм Брюса, «Путь дракона», имел огромный успех и собрал еще большую кассу чем 2 предыдущих фильма вместе взятых. И это несмотря на то, что фильм «Путь дракона», по моему мнению, однозначно хуже предыдущего.
      Но обо всем по порядку. По сюжету Брюс играет молодого парня по имени Тан Лун, который приезжает в Рим чтобы начать работать в китайском ресторанчике, хозяйкой которого является молодая девушка Чен-Чин Хва (актриса Нора Миао). Местные бандиты пытаются выжить мисс Чен из контролируемого ими квартала, вынуждая ее продать им ресторан по бросовой цене, а когда она отказывает в очередной раз, начинают действовать силовыми методами. Тут то на их пути и появляется Тан Лун. Он обучает кунг-фу работников ресторана и вместе с ними дает отпор бандитам. Но босс (актер Джон Бенн) не успокаивается и нанимает за рубежом троих мастеров боевых искусств – японца (актер Ван Ин Сик), европейца (актер Боб Уолл) и американского наемника по имени Кольт (актер Чак Норрис) чтобы те дали отпор Тан Луну.
      К работе над картиной Брюс подошел основательно. Пригласив в качестве актеров Нору Миао, Юникорна Чана, Тони Лиу и Вея Пинг Ао, с которыми он работал в фильме «Кулак ярости» он разбавил «традиционный актерский ансамбль» такими мастерами боевых искусств как Боб Уолл (обладатель черного пояса по окинавскому карате), Ван Ин Сик (мастер хапкидо из Кореи, на сегодняшний день – Ван Ин Сик обладатель высочайшего 10-го дана по хапкидо) и Чак Норрис (четырехкратный чемпион мира по карате). Сам же Брюс выступил не только в привычной для себя главной роли, но и в качестве постановщика, сценариста и режиссера. И, признаться, попытка усидеть сразу на нескольких стульях не удалась. Я склонен списывать недостатки фильма именно на банальную нехватку времени, не позволившую Брюсу уделить достаточно времени работе, так сказать, на всех фронтах. Основной недостаток фильма, на мой взгляд – это желание Брюса предвнести в фильм элемент комедии. Так, по замыслу Брюса, главный герой фильма – наивный деревенский простак Тан Лун, впервые попавший в большой город. Соответственно, все шутки в фильме должны разворачиваться вокруг него. К сожалению, Брюс совершенно не чувствует комедию, от слова совсем. Шутки кажутся примитивными и совершенно не смешными. В частности, в сцене, где не владеющий иностранным языком Тан Лун пытается объяснить встречной девочке, что он голоден, нелепо раскрывая рот как выброшенная на берег рыба, у меня лично вызывает отвращение. Не знаю, какого мнения об этих шутках придерживался сам Брюс, но непонятные ужимки Брюса в совокупности с вымученной донельзя улыбкой на лице говорят сами за себя. Почему нельзя было отказаться от подобных шуток, непонятно. В остальном претензий к художественной части у меня нет. Мало того, в фильме чувствуется масштаб. Если предыдущий фильм, «Кулак ярости», был снят преимущественно в интерьере, то тут мы можем полюбоваться и красивыми видами Рима, его достопримечательностями, особенно развалинами Колизея, где проходит финальная схватка между героями Брюса Ли и Чака Норриса. Разочаровывает только упорное нежелание Брюса уделить внимание романтической составляющей. Его герой на корню пресекает любые попытки сблизиться с героиней Норы Миао, что, если честно, разочаровывает. Для героя Брюса женщина всего лишь друг и не более.
      Но на все недостатки и недоработки в художественной части можно с легкостью закрыть глаза. Ибо эти недостатки с легкостью компенсируются поединками. Поединки в фильме просто отличные. И поставлены хорошо, и напряжение держат от начала  до конца. Особенно хороши финальные поединки – Брюс против Боба Уолла, Брюс против Ван Ин Сика, и, конечно же, Брюс против Чака Норриса. Особенно хорош последний. Видно, что оба мастера не уступают друг другу в подготовке и зритель до последнего не уверен в исходе поединка. Не зря рядом авторитетных изданий поединок между Брюсом Ли и Чаком Норрисом назван одним из самых зрелищных схваток в боевом кинематографе. Правда, мало кто знает, что съемочной группе не удалось получить официального разрешения на съемку в Колизее, потому съемки велись, так сказать, неофициально, очень ранним утром.
      К поединкам у меня лишь одно нарекание – по сюжету фильма герои Юникорна Чана и Тони Лиу занимались карате несколько лет до встречи с Тан Луном, а потом еще и Тан Лун обучал их кунг-фу. Но по сюжету они почему то все равно нормально драться не умеют. Почему так, непонятно.
      В итоге мы имеем, по сути, хороший фильм, с нареканиями по художественной части, но с блистательными поединками. Но для меня лично ближе все-таки «Кулак ярости», он, скажем так, более ровный и более интересный с художественной точки зрения.
      Кстати, в США этот фильм вышел не в 1972 году, а в 1973 году, уже после смерти Брюса Ли, и после выхода фильма «Выход дракона». Соответственно, чтобы увязать сюжетно эти два фильма в США фильм «Путь дракона» выпустили под названием «Возвращение дракона». Бизнес есть бизнес…

Положительные стороны: сценарий, постановка боевых сцен.
Отрицательные стороны: режиссура.

Общее впечатление: хороший фильм, но с нареканиями по художественной части.
Оценка: 7 из 10.

(С) Никитин Алексей (2020)


Рецензии