Фарм-сэйшн

В связи со спецификой развития современной музыки в России форма выступления в стиле Джем-сэйшн усложняет процесс общения музыкантов на сцене. Общение в джазе требует особой подготовки, осуществляемой в муз. колледже. Не каждый музыкант, желающий выступить, созрел для соответствующего обучения.
Благодаря опыту я пришёл к идее другого рода общения среди музыкантов. В музыкальной среде в России бытует термин "фармазон" означающий неподготовленное исполнение некоего фрагмента музыки или демонстрацию несыгранности. Стиль музыки при этом не имеет значения. Если мы сократим слово до термина Фарм-сейшн, то получим название нового стиля, пригодного для новой формы музыкальной встречи, не требующей спец. муз. образования. Стиль выбирается по ходу исполнения нового стандарта. Предлагаю вероятный регламент выступления в стиле Фарм-сэйшн. Желаю музыкантам всех возрастов и категорий приобщаться  к новому стилю, выявляя возможность успешной демонстрации таланта на почве музыки!
                Фарм-Сэйшн
Регламент: Все музыканты, участвующие в Фарме делятся на три категории - 1. Ритм-секция, 2. Бас, 3. Соло. Время выступления определённой группы не более 30-ти минут. Для Фарма музыканты предварительно находят недостающие компоненты - Бас находит Соло и Ритм или наоборот. За один "сет" надо сыграть не более трёх Фармов. Желательно проявить разноплановость каждого произведения. Что представляет из себя Фарм?
1. Определённый, конструктивный басовый рифф, включающий в себя гармоническую и ритмическую функцию.
2. Определённый ритм на ударных, соответствующий с басом
3. Импровизация солиста - орган, гитара, подтвержающая гармонию и ритм или включающую изложение саксофонного типа ( неаккордовость)
Фарм можно подготовить заранее или создать прямо на сцене. В течении фарма музыканты по предварительному согласию могут меняться функциями или допускать появление новых музыкантов на сцене, если это не противоречит идее представляемого музыкального фрагмента или стиля. Всегда перед выступлением объявляется совместно утверждённый и своевременно составленный регламент и порядок выхода на сцену.  За 4 часа Фарм-Шоу могут сформироваться не менее 7ми Фарм-составов. Если количество музыкантов небольшое - они могут чередоваться в разных пропорциях.
Цель Фарм-Сэйшн:
Открыть способности музыканта в разных стилях
Определить собственный стиль
Способствовать укреплению дружеских отношений среди музыкантов
Повышение интереса к любой форме музицирования
Способствовать выявлению новых индивидуальностей
Приветствовать более упорядоченное развитие музыкантов в обществе
Привлечение более широких масс к музыке

Стиль Фарм как категория общественного взаимодействия

Во время выступления одного из Фарм-составов другие музыканты или свидетели слушают, не мешая и соответственно поддерживая в местах сопереживания сценическому действу. Не важен стиль музыканта - силён он или слаб, если он выбрал для себя функцию в фарме, желательно подтверждать её в течении произведения если все музыканты, участвующие в фарме не примут решение закончить раньше времени или не продолжать выступление. Если это произошло, то на сцену вызывается новый фарм-коллектив.  В течении получаса не возбраняется выход музыканта-солиста если это не требует специальной предварительной настройки звукового баланса или если фарм-состав не предупредил заранее об отказе от дополнительного участия. Бывают исключения - главное, чтобы не нарушался контакт и энергетика процесса и не сбивался темп исполнения!
В основу фарма возможно использовать и фирменные риффы для баса и ударных. В течении фарма желательно чтобы рифф был услышан и поддержан другими участниками на сцене. Риффы могут изменяться по желанию любого участника состава и это зависит от степени личного взаимодействия. Главное чтобы никто из участвующих не замыкался в себе и зрительный контакт способствовал более интенсивному общению. В фарме каждый может сделать соло. Соло бывает разного характера - либо напряжённое, либо расслабленное, подтверждающее любую манеру исполнения.  Не способность представить своё соло оговаривается заранее участниками фарма. В фарме может разыгрываться гармония простой песни, предлагающей минимальное количество функций ( смены аккордов). Реплики и взгляды приветствуются в момент общения. Зрительный контакт желателен воизбежание закваски отдельных участников.
Инициатива более активного темперамента отдельного участника всегда приветствуется. В джазе не редко оставляют активного солиста в одиночестве, но это не значит, что его игнорируют, наоборот дают возможность индивидуально проявиться или сменить атмосферу выплеска. Если неуверенный солист "умирает" в этом случае умолкая, то тишина не значит окончания процесса. Бывает, что в конце произведения для солиста оставляют "каденцию" - время для окончательного вердикта соответствующего настроения.
Часто возникают самосочинённые мотивы или более развёрнутые мелодии, которые тоже желательно поддерживать внутри фарма каждым музыкантов или всей группой. В результате подобного резонанса появляются оригинальные мелодические или ритмические идеи, выявляющие интенсивность фарма и его целостность, что служит причиной всеобщего удовлетворения как на сцене, так и в зале. Фармы полезно записывать на магнитофон. Активные фрагменты достойны записи на ноты для дальнейшего использования при сочинении любого музыкального контекста. Это и есть личный багаж каждого из участников или состава в целом.  При наличие инструментов ритмического содержания: - Бонги, конги, коубэлл, маракасы возможны желающие аккомпанировать ритмически. Если набирается добровольная команда "афро-американцев" , мне кажется, это в целом не испортит процесса музицирования, а напротив обогатит дополнительным колоритом любую музыкальную краску. Хотя все нюансы будут оговорены до выступления. И так ФАРМ-СЭЙШН!

Из истории музыкальной культуры

Современная музыка Джаз и Рок имеет глубокие традиции, живущие и прогрессирующие в наше время. Источник данных традиций - это импровизационность музыки изначально. В результате концентрации на звуках эфира и вселенной возникало желание вибрировать, т.е. выходить из состояния покоя. Так возникли первые ритмы и звуки. Благодаря многократным повторениям подобных моментов они превратились в ритуалы. Здесь видна связь музыки и религии.
На фоне установленных традиций, музыка приобретала напевный характер, хотя основа оставалась импровизационной. Народу близка была напевная структура, на базе которой развивалась простейшая форма мелодии и гармонии, известной как фольклорная музыка, бытующая в народе. В фольклоре выявляются характерные особенности каждой нации, не смотря на то, что все напевы по сути похожи, не взирая на орнаментировку. В средние века стало развиваться композиторское ремесло и были изобретены ноты и нотная запись. Роль импровизации теперь требовалась непосредственно при сочинении новой композиции, а на суд публики выносилось, оформленное по правилам правописания и грамматики, произведение. В музыкальном творчестве становилось актуальным искусство исполнять, следуя написанному тексту. Богатые покровительствовали сочинителям, востребованым благодаря количеству написанного материала. Подобное направление именуется классическим стилем и регламентируется специальным образованием, правила которого на сегодня установлены классическим голосоведением. Композиционная музыка элитарна и не всем доступна.
Среди людей продолжал бытовать фольклор, более простой по восприятию формы и содержания и не меняющий своей сути, спустя столетия. В Новом Свете в начале ХХ века появилась новая музыка в результате сплава культур нескольких национальностей, совместившая старые традиции с новым опытом и ролью музыки в  современном обществе. Так появился Блюз - корневой стиль афро-американской прослойки, полагающий в основе импровизацию непосредственно в процессе исполнения. Эта культура была использована в последующих производных стилях, таких как: - Джаз, Свинг, Бе-Боп, Латин, Босса-Нова, Рок-н-Ролл, Рок, Джаз-Рок и т.д. Этот фон способствовал проявлению жанра песни в новой Поп-Культуре, поддержанной средствами массовой информации: - Радио, Телевидение и индивидуальные средства воспроизведения звука. Музыка заиграла в каждом доме!
Формы любого современного живого стиля постоянно модифицируются: Ритм - фрактально ускоряется, Мелодия - интервально обогащается, Гармония - атонализируется. Мировая акселерация влечёт за собой появление массы новых способов музыко-творчества. Музыка стала социальным явлением, привлекающим массы молодёжи и структурирующим политику общества.
Главная роль музыки сегодня проявлена в вопросах гармоничного становления личности. Гармонизация психики и энергетики имеет прямое отношение к чувству баланса и всесторонней психо-моторной координации.
Стиль Фарм-сессия поможет соединить психо-энергетику и многолетнюю традицию в Едином движении и дыхании!

* * *


Рецензии